О музыке и временах

Mar 13, 2013 14:34

Вот здесь подняли любопытную тему - «А правда ли, что с каждым годом рок и поп-музыка становятся все паршивее и паршивее?». С иллюстративным графиком с сайта RateYourMusic. Плюс пару недель назад обсуждали подобное с нашим басистом. Сейчас попробую немного порассуждать об этом деле (осторожно, много банальностей).

Ведь действительно многим кажется (или принято так считать), что раньше музыка была «лучше», а теперь «такого не делают», или «стало слишком много шлака, среди которого сложнее найти годноту», или ещё какая вариация.

Почему так получается? Тут работают некоторые эффекты

1. Испытание временем. Это, в первую очередь действует на молодое поколение, которое воспринимает старую музыку ретроспективно. Тут всё понятно: нам известна лишь малая часть музыки какого-нибудь давно минувшего года. А нынешней музыки видно гораздо больше - и то, что забудется через пару лет, и то, что будут помнить через 20. Отсюда ощущение «раньше в музыке была сплошная годнота, а щас всё больше мусор».

Избавить себя от этого эффекта легко: выбираем год, берём какой-нибудь общепризнанный список лучших альбомов этого года.
А потом берём чарты продаж альбомов этого же года, а ещё лучше - синглов. После чего приходит понимание, что попса-однодневка всегда была популярнее более глубокой музыки, а не только сейчас. Просто потом она забывается, и создаётся впечатление, что тогда были одни Заппы да Лед Зеппелины. Ан нет - всё было примерно как сейчас.

Сюда же, пожалуй, надо добавить тот факт, что многие альбомы, которые сейчас считаются крутыми и инноваторскими, в момент их выхода получали смешанные или негативные оценки, и лишь со временем получали признание. Если этот эффект действует и сейчас (а чего б ему не действовать?), то вполне понятно ощущение «где великое?». Великое вокруг нас, просто ещё не осознаётся как таковое. А может, и не будет больше никакого общепризнанного «великого», у разных групп будет своё (впрочем, это я уже забегаю в 4-й пункт).

2. Эффект ностальгии. А это, наоборот, влияет на тех, кто постарше. Люди склонны предпочитать музыку своей молодости. У многих музыкальный вкус формируется до 20-25 лет, а потом они просто хотят слышать то же, к чему привыкли. Плюс дополнительный эмоциональный эффект от музыки, связанной с приятными воспоминаниями. Естественно, в новой музыке они никогда не найдут того, что ищут. И если способность к восприятию нового уже выключилась, начинается ворчание «эх, хорошей музыки больше не делают».

3. «Рокизм». Так называют тенденцию музыкальных критиков считать некоторые жанры более «трушными», чем другие. В основном это относится к англо-американскому року 60х/70-х. Соответственно, работы в этих жанрах они склонны переоценивать, а в других недооценивать. Что, в сочетании с предыдущим пунктом даёт опять же ощущение «хорошей музыки больше не делают», потому что традиционный рок давно в стагнации, а в других жанрах такой критик и не пытается увидеть хорошего. Сейчас поколения вроде бы сменились и этот эффект должен ослабевать, но... взгляните на текущий список лучших альбомов того же Rate Your Music, и обратите внимание, к какому стилю (и эпохе!) относятся большинство альбомов из первой сотни.

4. Перемены в создании и распространении музыки. Много чего: переход от физических носителей к файлам, интернеты, доступная как никогда звукозапись... Музыкантов стало больше, жанров стало больше, музыки стало больше, доступ к ней стал удобным и быстрым. Это создаёт у многих ощущение, что «хорошую музыку теперь труднее найти в горах шлака». Мне это кажется сомнительным: что-то я не думаю, что соотношение годноты к шлаку в среднем музыкальном магазине было лучше, чем сейчас в среднем торрент-трекере. Примерно такое же. Зато выбор теперь больше, и доступ к музыке проще, что облегчает отбор.

А ещё благодаря этому пункту постепенно пропадает такое явление как «общепризнанно крутые» альбомы. Всё больше людей расползаются по узким нишам или имеют очень разнообразные вкусы. Это опять же добавляет к ощущению что «великого больше нет».

В общем, желаю поболтать с вами на эти и около-темы )

P. S. Чтобы выяснить, музыку каких лет я сам предпочитаю, я сделал простенький тест. Взял первые 104 самых слушаемых мною исполнителя из last.fm и отнёс каждого из них к определённому десятилетию (или к нескольким), с учётом моих предпочтений (например, если исполнитель играл в 80-е и 90-е, то я увеличиваю счётчик обоим десятилетиям, но если я слушаю только позднее его творчество, то только 90-м). Получилось вот что:



Конечно, по уму надо было бы делать поправку на количество прослушиваний. Но по ощущениям всё так и есть, разве что я думал, что доля музыки 80-х будет побольше.

статистика, музыка

Previous post Next post
Up