May 20, 2011 17:49
Каждый раз чувствую неловкость и несогласие, когда кто-нибудь говорит, что у меня "талант" (чаще всего имеется в виду музыкальный). Не буду говорить за других, но у меня никаких талантов нету. Есть некие способности, но они в подавляющем большинстве приобретённые.
То есть, по-моему, это всё происходит так: есть какое-то занятие, которое тебе интересно и приносит удовольствие. Это приводит к двум вещам. Во-первых, ты начинаешь регулярно этим заниматься (практика). Во-вторых, ты собираешь всевозможную информацию об этом занятии, читаешь о нём, смотришь, как это делают другие, и так далее (теория). И если это всё продолжается достаточно долго, у тебя начинает получаться, сначала коряво, потом сносно, а со временем всё лучше и лучше. Главное - чтобы тебе это продолжало быть интересно.
То есть, людям, которые смотрят, как я быстро подбираю какую-нибудь мелодию или настраиваю инструмент, почему-то не приходит в голову, что когда-то я делал это точно так же, как они сейчас, а теперь могу лучше исключительно за счёт многих часов практики. Ну и за счёт того, что я, возможно, не прокачал (или недопрокачал) какие-то другие навыки, пока был занят прокачиванием этих. А талант (как некое врождённое качество) тут практически ни при чём.
Есть, конечно, ещё пара случаев, которые стоит рассмотреть:
1. Люди, которые годами занимаются чем-то и получается у них неизменно плохо. Казалось бы, по моей теории такого быть не должно. Осмелюсь предположить, что такие люди занимаются этим чем-то не потому, что само занятие им нравится, а по каким-то другим причинам. Причины могут быть разными, но думаю, что основная из них - убеждённость человека в "крутости"/престижности занятия. Например, я сталкивался с людьми, играющими на инструменте, в которых явно виделось желание "быть звиздой", а не непосредственно желание играть на инструменте. Прогресс у них был соответствующий.
2. Люди, которые искренне хотят чему-то научиться, регулярно занимаются этим, но так ничего и не выходит. Думаю, это вполне объяснимо неправильным подходом к обучению. Например, человек регулярно занимается чем-то (есть практика), но ему и в голову не приходит хоть что-нибудь об этом занятии узнать (нет теории). По крайней мере, в тех случаях, что мне встречались, было именно так.
образование