A Discovery of Witches: Открытие ведьм и что у них общего с Гавайями 5.0
Sep 30, 2018 18:09
Книга: Первую книгу из трилогии (ну конечно же) я еще в прошлом, вроде бы, году дочитала где-то до первой трети и временно отложила, сейчас опять пытаюсь. Отзывы обещали невероятную романтическую историю и серьезный подход автора, которая настоящий публикующийся историк (насмотревшийся на чужие книжки "про вампиров" на книжных стойках в аэропортах и решивший тоже попробовать себя в художественной литературе), а не какая-нибудь там скучающая домохозяйка. Что на самом деле (ну, насколько можно судить по осиленной части):[без спойлеров]Из хорошего - задумка, ну и мифология в принципе с потенциалом. Из нехорошего: - все действительно очень серьезно, с полным отсутствием юмора и самоиронии, без которых в таком жанре уже давно нельзя, именно потому что воспринимать серьезно все это уже сложно; - у автора-историка весь историзм, увы, ограничивается спорадическим неймдропингом; - превалирование очень-очень стандартно развивающейся романтической линии над фантастической; по сути это обычный любовный роман со сверхъестественной составляющей; - очень много воды и ненужной тягомотины (скажем, постоянных описаний, как герои готовят друг другу ужины и во что они переодеваются до или после работы - и, нет, это не работает на атмосферу, когда изложено протокольным языком); - главные герои даже не то что шаблонные (это было бы еще ничего), они какие-то никакие. Потому что сделать персонаж тысячелетним вампиром не значит сделать его автоматически интересным, нужно все-таки хотя бы добавить ему каких-то индивидуализирующих черт в поведении и словах, а может даже прописать ему аж целый характер. С героиней еще хуже - она никакая с элементами дурости. Героиня, которая, на минуточку, не только ведьма, но и доктор наук, специализирующийся на истории науки, не слышала про митохондриальную ДНК (ну, камон, ни одного документального фильма про раскопки египетских мумий?) Зачем автору, образованной женщине, принижать таким образом героиню, выше моего понимания. Но это еще как-то можно пропустить, но когда она (героиня) закатывает скандалы в духе «не смей обо мне заботиться и указывать мне, что делать, захочу и пойду прям навстречу опасности - вот прям щас пойду, прям щас»... - в качестве романтически сближающего совместного времяпрепровождения герои занимаются... йогой. Лучше бы они на той байдарке вместе бы гребли, честное слово.
В общем, то, что для Деборы Харкнесс это дебют, очень ощущается - скучный (но что обидно-то - не скудный) язык, не оживающие герои. Это упражнение на тему, без видимого вдохновения, искры и магии.
И отдельно про перевод книги на русский: переводчик решил, видимо, оживить неожившее, поэтому у него героиня почему-то все время восклицает, вскрикивает, всплескивает руками и разговаривает таким языком, словно ее под аристократические очи вампира доставили прямо из деревни. Вампиру повезло чуть больше - он там просто временами вибрирует (буквально).
Сериал (A Discovery of Witches, 2018, Sky One): Очень хороший каст, старинная библиотека, все эти крыши-обои красиво смотрятся. Актеры, способные оживить неожившее в лит.источнике. В остальном довольно прямолинейно и топорно. И серьезно и без юмора. Единственный смешной (ненамеренно) момент - это то, что, судя по фото, родителей Дианы играют София Майлс и какой-то невзрачный мужик (а если бы это был Алекс О'Локлин - было бы совсем красиво). После пилота я подумала было, что можно сделать скидку на сложность таких пилотов вообще, с их необходимостью введения зрителя в мифологию, но потом... Потом из-за Софии и еще из-за кое-чего вспомнила про чудный "Лунный свет" и немедленно его пересмотрела.
Лирическое отступление № 1: Я тут недавно в рамках возрожденной программы "Сделай что-нибудь бесполезное" посмотрела (частично на перемотке) все 8 сезонов "Гавайев 5.0" и имею сказать, что О'Локлин все еще прелестен, и я не могу припомнить другой современный сериал, явно рассчитанный в том числе и на женскую аудиторию, где авторы хотели бы играть только с парой главных мужчин и им было бы настолько начхать на все женские персонажи.
Лирическое отступление № 2: А Мунлайт-то по-прежнему мимими и по-прежнему смотрибелен. Местами наивен, местами технически архаичен, но все так же уютен и химичен. И вот у его авторов вся диспозиция в пилоте заняла пару минут: там герой-вампир лежит в своем морозильнике и воображает, как бы он давал интервью журналистке о то, что значит быть вампиром - и он, само собой, весь такой обаятельный, остроумный и неотразимый:))) И вот за пару этих минут зрителя познакомили с миром и героем, очаровали и развлекли. Гениально и просто, мастер-класс.
Возвращаясь к Открытию ведьм: И на контрасте - этот сериал тоже начинается с монолога вампира Мэттью Гуда, но серьезно, торжественно и при этом банально (ну, серьезно, не первой свежести фраза про начало в любом, простите, конце подается тут как откровение какое-то - и самое печальное, что они это вступление будут повторять, похоже, каждую серию). А так - после трех серий, полет в целом нормальный. Плосковато, простовато, но достаточно атмосферно, и, к счастью, не затянуто. Йогу выкинули, славте. Плавают в Венецию, периодически. Актеры вытягивают, сюжетно интересно, что будет дальше. В третьей серии вон голову в шкафу показали, а герой повез героиню к маме во Францию знакомиться. Но не без фейспалмов - вот родители Дианы вместо книжной Нигерии погибли в деревне на российско-украинской границе. Что называется, с нетерпением ждем флэшбеков. Или вот Мэттью Гуду пришлось понюхать спортивную кофту героини и сделать сложное лицо, достойное Эдика Сумеречного.
Лирическое отступление № 3: Ассоциации с Сумерками, увы, неизбежны, даже несмотря на то, что ничего в Сумерках не было изобретено нового и все эти характерные жанровые линии и фишки существовали и до них. Но Сумерки выстрелили и вспоминаются именно они.
Возвращаясь к Открытию ведьм и финализируя: В связи с чем совершенно не понятно, зачем включать в сериал дополнительные триггеры, которых не было в книге, которые глупо смотрятся и вызывают ненужные и многих раздражающие ассоциации. Разве что они серьезно полагали, что это будет ух-как-эффектно. Кхм.