А русские только дань Орде прекратили платить...

May 08, 2023 01:36



Фра Бартоломео, известный также как Баччо делла Порта - выдающийся художник Высокого Возрождения конца XV - начала XVI века, один из видных представителей флорентийской школы.

Как и у многих других старых мастеров, биография Фра Бартоломео изобилует «белыми пятнами». Спорные моменты начинаются уже с даты и места его рождения. Первый биограф живописца, Джорджо Вазари, в своих «Жизнеописаниях» указывал, что тот появился на свет в 1475 году в городе Савиньяно. Однако более поздние исследования уточнили, что это произошло тремя годами ранее в созвучном по названию, но все же другом месте - Софиньяно, деревушке неподалеку от города Прато в Тоскане. Его прозвище Баччо делла Порта произошло от уменьшительной формы имени Бартоломео и места жительства - недалеко от ворот («порта») Сан-Пьер-Гаттолини во Флоренции.

Его отец, Паоло ди Якопо, был родом из Генуи, в 1476 году семья переехала во Флоренцию. Отец рано заметил склонности сына к рисованию и по совету своего знакомого, скульптора Бенедетто да Майано, отдал двенадцатилетнего Бартоломео обучаться профессии художника в мастерскую известного местного живописца Козимо Росселли. Одновременно с ним в мастерской проходили обучение Пьеро ди Козимо, Андреа Фельтрини, Мариотто Альбертинелли. Вместе с последним около 1490 года Бартоломео покинул учителя, а вскоре юные художники открыли собственную мастерскую. Молодые люди, по описанию Вазари, сильно отличались по характеру (Альбертинелли был непокорным и свободолюбивым, а наш герой более спокойным, мягким и покладистым), что не помешало им сохранять дружбу и периодически сотрудничать на протяжении более чем 20 лет.

Некоторые искусствоведы считают, что на молодого Баччо повлияли такие художники, как Андреа дель Верроккьо, Лоренцо ди Креди и Леонардо да Винчи. Это видно из сравнения ранних работ художника и этих живописцев, но нет никаких свидетельств, что он обучался у кого-то из них. Вазари пишет, что Баччо с большим интересом изучал произведения Леонардо уже после того, как закончил обучение у Росселли. Бартоломео использовал найденные Леонардо приемы лессировок и сфумато: он готовил фон картины в темных тонах, а затем лессировал прозрачными слоями краски. Но использовал он этот прием не для создания «воздушной перспективы» дальнего плана, как Леонардо, а напротив, для придания, согласно идеалам флорентийской школы, рельефности изображению.

Сотрудничество Бартоломео и Альбертинелли ненадолго прервалось в 1493 году. Тогда делла Порта познакомился с фра Джироламо Савонаролой - доминиканским монахом, который двумя годами ранее стал настоятелем монастыря Сан-Марко во Флоренции. Проповеди Савонаролы сильно повлияли на творчество Баччо. Монах осуждал «языческие» темы в живописи, вопрошая, «правильно ли христианам знакомиться с Венерой прежде, чем с Богородицей, или с Марсом раньше, чем со святыми?». Савонарола также выступал против включения светских персонажей в религиозные произведения, например, донаторов. Его нападкам подвергались и художники, изображающие библейских героев обычными людьми, особенно оскорбительным приор считал изображения святых в роскошных современных одеждах, что, по его словам, было демонстрацией тщеславия.

В 1496 году под впечатлением от проповедей Савонаролы Бартоломео стал «piagnone» (нытиком) и дважды участвовал в так называемых «кострах тщеславия», которые проводились на площади Синьории в 1496 и 1497 годах и на которых уничтожали книги, произведения искусства и предметы роскоши. Вазари сообщает, что под влиянием проповедей неистового монаха Баччо, Лоренцо ди Креди и многие другие живописцы сожгли и множество своих рисунков и картин, особенно те, на которых были обнаженные фигуры.

8 апреля 1498 года монастырь Сан-Марко подвергся нападению противников Савонаролы, называющих себя «arrabiati» (разгневанные). Среди пятисот сторонников приора, которые укрылись со своим кумиром в монастыре, был и Бартоломео. По словам Вазари, именно во время этого события художник поклялся, что если останется жив, то примет постриг. Как известно, Савонарола был арестован и позже казнен как еретик, потому что сбежал, когда Чезаре Борджиа предложил ему провести совместный молебен о дожде. В результате оставленные лидером сторонники вынуждены были примкнуть к его противнику, который возглавил молебен сам.



Дождь, естественно, начался во время молебна вдруг... Сами понимаете, как это было воспринято сторонниками Савонаролы.

Уцелевший Баччо делла Порта принял постриг под именем брата (фра) Бартоломео. Это произошло в 1500 году, после чего он на несколько лет отказался от искусства. В 1504 году, по просьбе фра Луккезе Санти Паньини, настоятеля монастыря, Бартоломео вернулся к живописи.

В том же году во Флоренцию приехал молодой Рафаэль.


Согласно все тому же Вазари, художники сблизились и оказали на творчество друг друга благотворное влияние: Рафаэль помогал монаху с принципами построения перспективы, а тот, как более зрелый живописец, в ответ делился своим опытом в гармонизации цветов. Для дальнейшего формирования своего художественного стиля Бартоломео совершил в 1508 году короткое путешествие в Венецию, его привлекала слава великих венецианских живописцев того времени. А в 1514 году он отправился в Рим, чтобы увидеть новые работы Микеланджело и Рафаэля. Он был настолько впечатлен результатами, достигнутыми этими художниками, что даже разочаровался в своих способностях и поспешил вернуться во Флоренцию.

По возвращении во Флоренцию Фра Бартоломео работал над заказами самых влиятельных семей города, включая Медичи, Каппони и Содерини. В 1515 году король Франции Франциск I пригласил монаха в Париж, что свидетельствует о его высоком статусе как художника. В 1516 году Фра Бартоломео работал в Ферраре, где писал «Торжество Венеры» на стенах "Алебастрового кабинета" (camerino d’alabastro) по заказу Альфонсо д'Эсте. Вот сей передовой деятель Европы, кстати:



В число других художников, нанятых для украшения этого роскошного зала, входили Рафаэль и Джованни Беллини.

К несчастью, поездка в Рим оказалась роковой для художника: там он заразился малярией и через три года умер в монастыре Cвятой Магдалины в Пиан-ди-Муньоне, обители доминиканцев Сан-Марко во Фьезоле близ Флоренции, где провел последние месяцы своей жизни, осень 1517 г.



Фреску в Ферраре художник закончить не успел, и для её завершения Альфонсо д'Эсте нанял никого иного, как Тициана, что также подтверждает то, насколько высоко современники ценили работу монаха.



Фра Бартоломео критики сравнивали с Рафаэлем, но сравнение было в пользу последнего. Стиль, созданный Фра Бартоломео - мужественный, лаконичный и монументальный, в духе католического идеализма алтарных картин, предвещал эпоху барокко, но у самого художника, по словам В.Г. Власова, «слишком часто вырождался в холодные, академичные произведения». Знаток живописи и мастер атрибуции картин Бернард Беренсон писал, что «в представлении многих фра Бартоломео олицетворяет в живописи лишь помпезность и известен, главным образом, своими огромными, не слишком интересными изображениями пророков и апостолов или черными, как смоль, алтарными картинами». Спорная оценка, всё же.

Большинство сохранившихся работ художника находится во Флоренции, главным образом в галереях Палаццо Питти и Академии.

Другие работы разбросаны по разным музеям мира, в частности, они есть в Вене, Лукке, Безансоне, Лос-Анджелесе и Санкт-Петербурге (в Эрмитаже).



"Видение Святого Бернара со святыми Бенедиктом и Иоанном Евангелистом", 1504. Дерево, масло.



"Благовещение", 1497.



"Положение во гроб", 1516. Дерево, темпера.



"Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами", 1515. Холст, темпера (перенесена с дерева). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.



"Отдых на пути в Египет со святым Иоанном Крестителем", ок. 1509. Дерево, масло.



"Минерва", 1490. Масло, дерево.



"Мадонна с младенцем и Святой Иоанн", 1516.



"Христос с четырьмя евангелистами (Спаситель мира", 1516. Холст, масло.



"Мария с Христом в храме", 1516.



"Воплощение Христово с шестью святыми", 1515.



Мистическое обручение Святой Екатерины Сиенской", 1511.



"Не прикасайся ко мне", 1506.



Портрет мужчины, 1498.



"Святой Марк", 1515.



"Поклонение младенцу Христу", 1495.



"Мадонна Милосердия", 1515.



Знаменитый портрет Савонаролы, 1497-98.

Ничего приятного в этой роже... Обычный типажный мошенник.

image Click to view



христианство, Европа, общество, #всемвесна, Борджиа, живопись, традиции, искусство, #весенниекруглыедаты, 星のほどあるだろう, художники, история

Previous post Next post
Up