Приличные стены и потолки

Dec 09, 2022 23:25



Сегодня мы отправляемся в швейцарский кантон Вале, чтобы посмотреть на очень красивую и необычно расположенную романскую церковь под названием Базилика де Валери.



Церковь, посвященная Деве Марии, построена на горе Валери на высоте 615 метров над уровнем моря, занимает всю скальную вершину и потому заметно возвышается над городком Сьон, который расположен у подножия горы с храмовым комплексом.



Из-за выгодного расположения, на месте города Сьон всегда располагались те или иные поселения: первые находки вообще относятся к неолитическим стоянкам, а богатая коллекция керамики говорит о том, что поселение было активно с неолита до античности, а затем и в средние века.



По данным некоторых исследователей, не нашедших, к сожалению, убедительных археологических подтверждений, храм на горе над городом тоже существовал еще с доримских времен, а затем был адаптирован под почитание олимпийского пантеона римским населением города.



Именно с этих времен церковь по традиции называют базиликой, хотя по архитектурным критериям она давно уже ей не является.



Первое упоминание о христианской церкви на горе Валери имеется в документе, датированном 1049 годом, и хотя церковь много раз перестраивалась и ремонтировалась, самым старым частям храма на сегодняшний день уже больше 973 лет!



Большая часть из дошедших до нашего времени частей каменной базилики построена между 1100 и 1130 годами.



К этому времени в Сьоне уже существовала католическая церковь - Нотр-Дам-де-Сьон (возведена в VIII веке).



Базилика на горе - это трёхнефное здание, построенное в романском стиле.



Башня над северным приделом и многоугольные оконные перекрытия над полукруглой апсидой были добавлены позже. В XIII веке нефу и проходам была придана в основании форма креста по образцу Лозаннского собора. С возведением внешних каменных зубчатых стен (толщина стен 0,7 метра) с оборонительными башнями и других сооружений базилика приобрела вид крепости.



К высокому средневековью церковь набрала большую популярность среди швейцарских и французских паломников, а потому активно декорировалась самыми лучшими из доступных способами. В начале XV века в базилике появилась изготовленная из мрамора статуя Мадонны с младенцем Иисусом (сегодня статуя размещена высоко над главным алтарём), а стены хора украсили изображения апостолов, пророков и почитаемых местных святых.



Кроме того, в церкви сохранился работающий орга́н, заложенный мастерами в том же XV веке - самый старый из действующих орга́нов Европы! Первое достоверное упоминание об этом инструменте относится к 1435 году. В 1687 году его расширили до четырёх регистров. В XIX веке орга́н обветшал и на нём перестали играть. Казалось, что он замолчал навсегда. Однако в 1950-е годы по собственной инициативе музыкант и специалист по старинным инструментам Морис Венгер начал постепенное возвращение к жизни этого уникального объекта. Многолетний труд Венгера, которому помогали мастера немецкой мануфактуры Kuhn, получил высокую оценку профессионалов.



До XVIII веке здесь проходили собрания местного капитула. При этом глава местной епархии, князь-епископ, который был и духовным, и светским правителем региона, имел собственную резиденцию в замке Турбийон на соседней горе. Всё изменилось во время Французских революционных войн. В 1798 году в регион вторглась французская армия, замок был разрушен и разграблен. После этого почти все службы стали проводиться в соборе Нотр-Дам-де-Сьон, а Базилика де Валери утратила прежнее значение. Здесь всё реже проводились религиозные обряды и церемонии, а поток паломников резко сократился.



Хотя базилика де Валери никогда не была полностью заброшена (в отличие от замка Турбийон), но долгое время здесь не было серьёзного ремонта. К середине XX века многие части комплекса сильно обветшали.



Полноценная реставрация началась в 1987 году и затронула всю территорию, занимаемую Базиликой де Валери. Средства выделялись из бюджета кантона Вале. Работы продолжались с небольшими перерывами много лет.



Наконец в 2016 году было объявлено о завершении реставрации. Были восстановлены панели работы фрайбургского художника Петера Маггенберга (созданные около 1435 года): левая изображает мистический брак Святой Екатерины, покровительницы города Сьон и кантона Вале, а правая - явление Христа Марии Магдалине, которая принимает его за садовника.



Реставрацией этих шедевров занимались сотрудники Базельского художественного музея.



Очень тщательно были восстановлены все старинные витражи. В 1987 году папа Иоанн Павел II присвоил церкви почётный титул Малая базилика.

image Click to view



#зимавместе, архитектура, Европа, искусство, стены, рекомендую, #юбилеизимы, история, потолки, храмы

Previous post Next post
Up