Книга, о которой мы сегодня поговорим, это одна из самых распространенных в средние века книг с религиозным содержанием - Часослов, то есть книга, содержащая тексты молитв согласно обряду Римской церкви, расписанные по времени, когда их положено читать. Средневековые богато иллюстрированные рукописные часословы для частного использования - шедевры среди иллюминированных рукописей.
Данный Часослов был создан на северо-востоке Франции в XIV веке и, возможно, был подарком на бракосочетание Людовика I Шатийонского и Жанны де Бомон, дочери Жана д"Эно сеньора де Бомон.
Об этом говорит то, что герб Шатийона де Блуа изображен на двух листах книги (19-м и 81-м), и герб д"Эно также появляется на страницах, в том числе в сочетании с гербом Шатийона, например, на листе 19 справа.
Полная оцифрованная копия тут
https://www.loc.gov/item/2021668184 Рукопись уникальна обилием забавных и живых фигурок: людей, различных животных и химер, которые населяют почти каждую страницу.
Стилистически эти изображения связаны с мастерской в регионе Артуа, которая, возможно, располагалась в г. Аррасе, на северо-востоке Франции.
Хотя рукопись является неполной - в ней отсутствует календарь и, вероятно, не хватает некоторых изображений, ее сохранившиеся миниатюры являются прекрасным примером творчества художников этого периода.
Первый лист с миниатюрами и два последних листа были добавлены к книге несколько позднее.
Рукопись написана шрифтом textura (основная разновидность готического шрифта, распространенная в книгах того периода) на старофранцузском и латинском языках; текст написан черными чернилами, а заголовки - красными. Объем рукописи: 113 листов на пергаменте; размер листов: 16,8 х 11,8 см.
Вероятно, над книгой работало трое художников. Изображения самого высокого качества выполнены главным художником на листах 51-м (справа) и 81-м (слева); второй художник выполнил большие инициалы и миниатюры в разделе "Молитвы Богородице"; а третий, наименее квалифицированный, отвечал за остальные миниатюры и узоры на полях.
Наиболее ценными декоративными элементами рукописи являются восемь миниатюр (две из них полностраничные, добавленные чуть позже) и пять сохранившихся исторических инициалов, помещенные в тяжелые золотые архитектурные рамки (с изображением колонн и арок).
Размер таких миниатюр и инициалов - примерно 10-13 строк.
Украшенные небольшие инициалы (размером в две строки) и рамки вокруг текста встречаются на большинстве листов; рамки содержат фигурки людей, причудливых химер, драконов, рыб, животных и растительный орнамент.
Все пустоты на строках также заполнены орнаментами и узорами.
Это я к тому, что папа римский ещё на той неделе посохом стучал в дверь посольства, а РПЦ раздуплилась только по весне, фрагментарно, так что список епархий, из которых ещё не ушла благодать, можно нашарить тут:
https://docs.google.com/forms/d/1yOGuXjdFQ1A3BQaEEQr744cwDzmSQ1qePaaBi4z6q3w/viewform?edit_requested=true