Побеждающий смерть

Feb 12, 2022 23:38



Поговорим о картине нашего сегодняшнего героя, Реми-Фюрси Дескарсена, - "Портрет доктора де С., играющего в шахматы со Смертью".



Судя по пояснительной надписи на раме картины, полотно было написано художником в 1793 году, незадолго перед казнью (художник был обезглавлен как контрреволюционер) и является его последним произведением. Долгое время картина хранилась в частных собраниях и была недоступна специалистам. Ситуация изменилась в 2006 году, когда она была выставлена на аукцион и привлекла внимание искусствоведов. В результате торгов картина была приобретена Музеем французской революции в г. Визие, где находится большинство сохранившихся работ художника, за 38 000 евро.

Картина на уникальный для XVIII века сюжет изображает довольного, улыбающегося врача в домашней одежде: он облачен в чепчик и халат, наброшенный поверх изящной белой рубашки с кружевным воротником, врача, который только что завершил победой свою шахматную партию против самой Смерти! Смерть традиционно изображена в виде скелета, одетого в черный плащ с капюшоном и опирающегося на косу. Смерть явно не ожидала такого исхода партии: она встает из-за столика, удивленно глядя в небеса. Врач же радостно смотрит прямо на зрителя и указывает ему на позицию, стоящую на шахматной доске. Смерть признает поражение, она получила мат, хотя играла белыми! На доске черные фигуры дают мат белому королю. Вне доски, рядом с лежащей пешкой, стоят ладья и ферзь.

Действие сцены происходит в помещении, принадлежащем человеку среднего достатка, наверняка это апартаменты самого врача и Смерть приходила именно к нему, а не к кому-нибудь из его пациентов. На заднем плане на стене изображена картина с символическим сюжетом: «Юпитер по просьбе Плутона убивает молнией Эскулапа за воскрешение Ипполита». По легенде, Эскулап был способен исцелять людей от смерти. Однако это вызывало к нему ненависть многих людей: наследники проклинали Эскулапа, когда он излечивал стариков; неверные жены бранили, когда он ставил на ноги их мужей; мужья негодовали за то, что он не давал им освободиться от надоевших им престарелых жен. Желая услужить Диане, однажды Эскулап воскресил Ипполита, который был её почитателем и построил в её честь храм. За это на Эскулапа разгневался бог царства мертвых Плутон и пожаловался на него Юпитеру, который поразил Эскулапа своей молнией.

Этот мифологический сюжет был популярен в аристократической среде в период «Великого террора» во время якобинской диктатуры. Страх перед гибелью сочетался с демонстративной иронией над смертью: появилась мода на серьги в форме маленьких гильотин, они имели подвеску, представлявшую отрубленную голову в короне. Противники революции носили узкие ярко-зелёные или темно-коричневые сюртуки с огромными лацканами и воротниками, а шейный платок почти закрывал подбородок. В моду вошла прическа «собачьи уши», которая предусматривала подстриженные сзади волосы (именно здесь палач стриг волосы перед гильотинированием), а по бокам и спереди их носили нарочито длинными. Но, к сожалению, игры со Смертью далеко не всегда приводят к победе над ней. Вот и у художника это не получилось.

image Click to view



Французский художник-портретист Реми-Фюрси Дескарсен родился в Шони (современный департамент Эна) 4 июля 1747 года в семье Арманда Декарсена, королевского прокурора и нотариуса коммуны Шони.

О жизни и творчестве этого художника мало что известно. Нет сведений ни о его обучении, ни о первых годах творческой жизни. Сохранились лишь сведения о том, что период его активной деятельности пришелся на последнюю треть восемнадцатого века. Известно, что Дескарсен пытался в 1789 году стать членом Французской художественной Академии, представив в качестве вступительной работы свой автопортрет, но во вступлении ему было отказано.

Художник предпочитал вращаться в аристократической среде. Благодаря своим сестрам, одаренным музыкантам, он был принят в среде парижских аристократов, в которой музыка занимала большое место. Сам художник также любил музыку и написал несколько портретов известных музыкантов. До нашего времени сохранился портрет знаменитого виолончелиста Жана-Луи Дюпора. Для картин художника был характерен реалистический подход, хотя он предпочитал изображать представителей знати, а не простолюдинов, но он не стремился приукрашивать свои модели. Часто это были домашние портреты, где герои предстают в кругу семьи в привычном для себя интерьере.

Одним из немногих исключений является семейный портрет пожилых людей из простонародья, написанный Реми-Фурси Дескарсеном в Нанте в 1791 году - «Портрет национального гвардейца и его жены». Супружеская пара паромщиков и мастеров по ремонту лодок по имени Рене Догро и Перрин Труйяр жили до революции в бедности и одиночестве и приняли активное участие в революционных событиях, муж даже вступил в Национальную гвардию, несмотря на преклонный возраст. Революционная организация «Друзья Конституции» обеспечила старикам пенсию. Чтобы запечатлеть это событие, их одели в парадную одежду (на портрете непременно должны были присутствовать революционные цвета - красный, белый, голубой), сводили в театр, накормили праздничным обедом, а затем был создан данный портрет.

Обычно художник подписывал свои работы как "художник брата короля" (имеется в виду брат Людовика XVI, носивший во время его царствования титул графа Прованского, будущий король Людовик XVIII). Одна из самых известных работ художника - портрет графа Прованского в костюме гроссмейстера орденов Сен-Лазар и Нотр-Дам-дю-Мон-Кармель с цепями указанных орденов, ордена Золотого Руна и ордена Святого Духа (работа написана по мотивам аналогичной картины Франсуа-Юбера Друэ). Хотя документального подтверждения официального статуса придворного художника не сохранилось, но Дескарсен продолжал делать подобную запись на своих работах даже в 1791 году, в самый разгар революции!

Приверженность к аристократической среде, статус придворного живописца, каковым Дескарсен себя называл, и неосторожное поведение закончилось трагически. Реми-Фюрси Дескарсен был обвинен в подстрекательстве противников французской революции к мятежу и приговорён к смертной казни. Художник был обезглавлен 14 ноября 1793 года в возрасте 46 лет в коммуне Буффе (в настоящее время входит в город Нант).

Долгое время Р.-Ф. Дескарсен был практически забыт. Всплеск интереса к художнику вызвало появление на аукционе в 2006 году картины «Портрет доктора де С., играющего в шахматы со смертью», необычный сюжет которой привлек внимание и к остальному творчеству художника.
В настоящее время большинство наиболее известных картин художника находятся в Музее Французской революции (г. Визий, Франция).



Портрет виолончелиста Жана-Луи Дюпора.



Портрет Луи-Жюля Манчини-Мазарини.



Портрет национального гвардейца и его жены, 1791.



Портрет отца и сына, 1771.



Портрет графа Прованского с рыцарскими орденами, 1773.

Vendée, #10фактов, грусть, #остаёмсязимовать, традиции, 星のほどあるだろう, смерть, рекомендую, #юбилеизимы, #дотянутьдовесны, убийства, живопись, искусство, победа, la france, ヴァンデ, реквием, художники

Previous post Next post
Up