Где монашки, или - Сашка, ты жив?

Sep 03, 2015 23:08



Дело в том, что образ Саши Белова мне ни разу не чужд, скажем пока так. И не одного меня интересовал один вопрос в его биографии в фильме. А потому прочтите, это очень интересная деталь для всякого, кто смотрел хоть разик...
Оригинал взят у vulpes_korsak в Введение в гардемариноведение или Неясные и спорные моменты в фильме
Честь возникновения этой темы принадлежит rainhard_15 ) Поскольку в том, что касается гардемаринов я не то что энциклопедия, но занудности в этом мне хватает, стало быть - мне и лезть на эти галеры))
Несмотря на то что, что "Гардемарины" очень любимы нашей гардо-тусовкой, косяков там хватает, начиная от мелких ляпов вроде "приветов из будущего", как, например, выключатель в бильярдной или ЛЭП за спиной у Анастасии (по которым, кстати, мы в своё время определили берёзу, которую она обнимала) до хороших таких сюжетных несостыковок. Вот о них и пойдёт речь) Вообще в Сети полно всякой информации, так что если у кого возникнут вопросы - к его услугам и исторические сведения, и сценарий фильма, и все 4 книги Н. Соротокиной, так или иначе легшие в основу киносаги (первый фильм снят, соответственно, по первой из них, "Трое из навигацкой школы" второй - как бы между первым и вторым романом, третий - очень вольная фантазия на тему последних двух книг, по сути, совпадающая лишь временем действия). К тому же всё это на нашем гардофоруме уже сто раз обсосано. Но это ж надо искать, изучать, а терпения и интереса читать хотя бы наши рассуждения вперемешку с приколами мало у кого хватит. Это мы такие трёхнутые фанаты, а что делать рядовым зрителям, которым интересен лишь красивый костюмный антураж и "пальба-трактиры-стычки-шпаги-кони"? В общем, будем раздуплять что к чему, по возможности)
Вообще, уже исходя из вышесказанного - как какой фильм соответствует книжному первоисточнику - уже можно сделать вывод, что это две большие разницы. Даже три, если принимать во внимание сценарий, ибо по ходу съёмок он практически всегда меняется. Так что по сравнению с книгой многие образы очень изменились, и события тоже. Где-то это пошло в плюс - если по честному, "Трое из навигацкой школы" не очень кинематографичная вещь, на мой взгляд. Как книга, именно для неспешного чтения - хорошо, очень живописно и достоверно показано жизнь людей того времени, но для приключенческого фильма нужно больше экшена, а в книге даже последняя дуэль Белова и Брильи как таковая отсутствует - мельком сказано, что Белов Анастасию умыкнул из Парижу, а Брильи, как та гестапа из анекдота, "очень сильно ругалась" (с) В кино такое не прокатит.
В принципе, первоначальный вариант сценария вполне соответсвует книге, и как по мне - очень её улучшил (всё-таки это был литературный дебют Соротокиной, не забываем). Добавилось приключений, вырезано всё то, что тормозит действие, но сохранилась основная сюжетная канва. Однако тут в дело вступили киношно-партийные деятели, которые, как известно, очень любили тянуть свои гадкие ручонки к культуре, ибо считали, что они вправе решать за народ, что он должен смотреть, а что нет, и в каком объёме. Вердикт режиссёру Дружининой был - снимай, но 5 (или 6, не помню, сколько там задумывалось) серий - это много, изволь урезать до трёх. Кое-как Дружининой с боем удалось выгрызть четвёртую. Но резать пришлось практически по живому, и в результате многое, включая целые сюжетные линии, сгинуло в неизвестном направлении, а то, что осталось, пришлось сшивать, как есть. Добавим также разногласия с актёрами, что тоже повлияло на количество экранного времени в кадре некоторых героев... Словом - в итоге имеем то, что имеем.
Один из наиболее грубо сшитых эпизодов - погоня в поле, в третьей серии. Напомню, там Брильи обнаруживает пропажу бумаг, которые Анастасия, в буквальном смысле послав бедного француза в баню, передала Корсаку. Француз смекает в чём дело и несётся за Алёшкой в погоню. Белов, услышав это, мчится предупредить друга. Лёшка тем временем прощается с Софьей, которая так и не решилась с ним бежать, и, кажется, всё - Софье в монастырь, Лёшке в Петербург, с бумагами париться, но тут появляется взмыленный Белов, а за ним ещё более взмыленный Брильи, и начинается всеобщий кипеш. Белов нарезает круги вокруг кареты, отвлекая француза, Корсак с Софьей драпают, Брильи стреляет, Сашка падает, Лёшка, отдав бумаги Софье, кидается на карету и останавливает её, после чего тоже несётся в лес. Брильи психует, Анастасия в истерике, считая Сашку убитым, Брильи её уводит... А Корсак тем временем находит Софью, и дальше идёт сплошная любоф-моркоф, а о Белове ни слова! Разумеется, у зрителя возникает вопрос - какого хрена? У тебя на глазах друга пристрелили, а ты тут с барышнями милуешься? Таких друзей - за хобот да в музей, как говорится...
Что ж, попробуем рассмотреть всё это дело повнимательнее.
Сразу скажу - в книге и сценарии это всё выглядит иначе. Но пока довольствуемся тем, что есть, ибо мы неискушённые зрители. Итак, что имеем? Лёшка с Софьей несутся к лесу, Белов нарезает круги, Брильи стреляет. После падения Сашки Корсак несётся наперерез карете, останавливает (причём сам при этом падает моськой в траву - если присмотреться - видно, что он потом встаёт и убегает). Спрашивается - мог ли он при всём этом кипеше просто не видеть, что стало с Сашкой. Да вполне. Но это довод слабый, посему идём дальше.
Парочка после улегшейся "бури" идёт по полю. Это то же самое поле, в котором произошла вся заваруха. Вот скрины:

Погоня кареты за Корсаком и Софьей (а в карете, кстати, ещё и дверь открыта - как Анастасия оттуда не выпала, учитывая, что мотало её там нехило)


Алёшка с Софьей идут вдвоём


Учитывая, что времени прошло после заварухи не так уж много - всё логично, ну не успели бы они далеко убежать. Свернули в лес, нашли друг друга и дальше пошли. Почему важно, что поле то же самое? А потому, что на скрине нет ни кареты, ни трупа Сашки, ни его коня. Что должен был подумать Корсак, увидев чистое поле? Или Сашка мёртв, и труп похоронили монастырские/спрятал Брильи (а в сценарии он, убегая, ещё успел увидеть подгребающих на лодке монашек, о которых потом упоминает Белов, что они его спасли) или жив и ускакал. Если мёртв - что уж теперь искать, время поджимает, надо выполнить последнюю волю друга и передать бумаги Бестужеву. Но тогда почему Корсак не вспоминает о Сашке? "Пойдём в Петербург, Никиту отыщем... Это друг мой. А там вместе будем решать, как скорее Бестужеву бумаги передать". О Сашке - ни слова. Если бы Лёшка знал, или думал, что он мёртв, это ему романтику бы хорошо так поотшибло, сидел бы грустный - эх, вот мол, Сашка из-за меня голову сложил... Но нет же, ничего похожего. Получается, вывод другой. Тела нет, а времени прошло мало, если бы Белов был недееспособен, то хотя бы конь его ошивался где-то поблизости (если его не увели те же монастырские или Брильи, чтобы замести следы). Значит - Сашка, скорее всего оклемался и ускакал? Даже потом, когда они с Никитой видят Белова в Петербурге, прицепившимся к карете Брильи, Корсак ничем не показывает, что считал друга мёртвым: "Сашка! Смотри - Сашка!" Даже не крикнул что-нибудь вроде: "Живой!" Можно объяснить безалаберностью и легкомыслием, а можно - и тем, что имел основания предполагать, что беспокоиться не о чем, или попросту не увидел, как Белов упал с лошади после выстрела.
Конечно, того, что показано в фильме мало, и даёт на первый взгляд повод усомниться в Корсаке. Не станешь ведь думать, что карету Брильи трясло ("Проклятые дороги!" (с), и в таких условиях фиг прицелишься, что цель в лице Белова двигалась, а не стояла смирно, ожидая, пока сердитый француз изволит прицелиться и выстрелить, что вообще стрелковое оружие того времени - это не современная снайперская винтовка)) Попробуйте попасть в цель, если у вас фактически под носом разрывается петарда. А тогда так и стреляли. Не станешь, в конце концов, думать о нюансах в кино, в том числе и о таком понятии, как додумывание. В самом деле, что мы видим? Корсак находит Софью, любовь-все дела, а в следующем кадре они уже идут по полю. А что происходило между этим? Ведь нам не показано. Кто сказал, что Лёшка не пытался определить судьбу друга? Но это кино - романтиццкую сцену не прервёшь детективными поисками, всё настроение слетит)
Ну а, тем более, если призадуматься, и копнуть глубже... Вся эта сцена сама по себе ужасно нелогичная. Начиная с того, что Корсак уговаривает Софью бежать ночью, она соглашается проводить его... Но при прощании уже день белый! В это время Анастасия и Брильи уже успели собрать вещи и обнаружить пропажу бумаг. Это ж сколько Лёшка с Софьей гребли с острова, где стоит скит? И если Софья так и не решилась бежать, а только проводить - она сама бы потом погребла обратно? Зачем Корсак вообще побежал карету останавливать, сплавив Софью с бумагами в лес? Не логичнее было бы убежать туда вместе с ней - ведь карета по лесу не проедет (почему, собственно, Сашка и орал туда бежать)? И почему вообще после всего экшена Софья таки ушла с Лёшкой? Понятно, что кипеш, суматоха, окончательно уйти обратно не дали, ну а потом чуть Лёшку не потеряла, ну и, в общем, само собой так сложилось, но всё же решение Софьи отказаться от монастыря показано очень смазанно.
А всё дело в том, что в книге ничего подобного и не было, эту экшен-сцену ввинтили именно для кино-варианта. В книге Брильи хватился бумаг, уже уехав из охотничьего дома, и до Белова и Корсака ему было уже не добраться. А Лёшка увёз Софью ночью, и в книге это описано гораздо интереснее и красивее. Там Софья, не поддавшись на его уговоры, сбежала в скит, а он лишь успел прокричать ей вслед, что всё равно будет её тут ждать. И далее очень классная сцена с душевными метаниями и выбором Софьи, которая таки решается убежать и среди ночи прибегает к ожидавшему её Корсаку. И ночью же они из скита уплывают.
И в сценарии это сохранили, только Софья не долго ломалась, а сразу согласилась. Хоть и шептала - нельзя, поймают... Но всё же пошла, и пошла именно бежать из монастыря, а без всяких там "Я провожу тебя". И экшен-сцену прикрутили вполне исправно. Наутро Корсак и Софья уже на другом берегу садятся на лошадь (вот где Корсак лошадь надыбал - единственное, что улыбает)) впрочем, лодку ж достал где-то), и тут уже появляется Белов с предупреждением. Софья уже готова бежать. И далее всё объяснено, хоть и сумбуре, но вполне логично, и как раз, можно сказать, описано глазами Корсака:

Алеша и Софья стояли на берегу озера, длинным языком вдававшегося в низкий, поросший осокой берег. Рядом проходил тракт, соединяющий деревню с «царевым домиком».
Алеша держал под уздцы лошадь. Софья посматривала на нее с испугом.
-  Как на нее садиться-то?
-  Давай помогу.
-  Нет, ты отвернись...
Софья подобрала юбку, чтобы ловчее вставить ногу в стремя,  но замерла.
-  Смотри,  карета...
Алеша проследил за ее взглядом и увидел, что, спускаясь с высокого холма, прямо на них несется большая карета.
-  Откуда ей здесь взяться? - недоуменно проговорил Алеша.
Внимание его привлек крик. По другой стороне озера, отчаянно жестикулируя рукой, во весь опор сказал Саша Белов.
-  Але-е-шка! - кричал он.- Бума-аги!  Брильи скачет! Бу-ма-ги!
-  Какие бумаги? - с недоумением повторил Алеша.- Сашка? Откуда он взялся?
Карета приближалась. Уже можно было узнать стоящего во весь рост де Брильи, он тоже что-то кричал.
-  Что ему нужно? - испугалась Софья.
Алеша решительно подсадил девушку и вскочил за ней в седло. Лошадь стремительно понесла их навстречу Саше.
Уже на скаку Алеша вытащил из камзола бумаги, которые передала ему Анастасия. Казалось, еще минута, и всадники встретятся, и Алеша сможет передать Саше бумаги, которые он требовал с такой настойчивостью. Но де Брильи видел это. Он выхватил пистолет и, не целясь, выстрелил. Лошадь под Сашей встала на дыбы, заржала...
Карета мчалась наперерез, отсекая Алешу от Саши.
-  Скачи в лес! - выкрикнул Саша.- Я их задержу. В лес! - он направил коня навстречу Брильи.
Алеша резко развернул лошадь к лесу. Софья вцепилась в его плечи. Де Брильи погнался за Алешей и Софьей. Перезарядив пистолет, он оглянулся и увидел, что Саша догоняет карету... поровнялся с окнами... кричит что-то Анастасии...
Де Брильи выстрелил. Саша вскинул руки.
(с)
То есть, гардемарины скачут навстречу друг другу, но карета проезжает между ними и загораживает Лёшке обзор. Сашка кричит Корсаку скакать к лесу, тот слушается, разворачивается и скачет. Брильи стреляет. Что Белов упал - даже в сценарии не сказано, лишь "вздел руки", то есть и зритель-то не должен был увидеть падения, оно осталось за кадром. Как же его должен бы увидеть Корсак, которому обзор загородила карета, да ещё и он поскакал в противоположную сторону? Он бы разве что выстрел услышал, и то - топот копыт, грохот кареты по проклятым дорогам, крики, да и вообще общий кипеш и настроение на взводе...
Идём дальше.
-  Остановись! - пронзительно закричала Анастасия и забарабанила кулаками в стенку кареты.
Оглянувшись на крик, Алеша увидел, что карета догоняет их.
-  Софья... возьми бумаги... спрячь... скачи к лесу... жди меня там!
-   Не-е-ет! - Софья вцепилась в его камзол.- Не пущу! Я с тобой!
-  Да скачи же! Я задержу карету! Жди!
Софья сунула бумаги под кофту. Алеша намотал на ее руки поводья и кубарем слетел с седла. Повернувшись, он увидел приближающееся, пляшущее дуло пистолета и бросился навстречу, всем телом повис на узде коренного...
Лошади захрипели, метнулись вбок и угодили в осоку. Тяжелый сундук грохнулся вниз, крышка отскочила - и в воду посыпался богатый гардероб француза. Де Брильи с кучером, пролетев метра два, плюхнулись в воду. Карета стала медленно заваливаться, погружаясь колесами в тину. Женщины отчаянно завизжали.
Алеша побежал к лесу.
Де Брильи открыл дверцу кареты, протянул руки Анастасии, перенес ее на сухое место. Увидел, как Алеша, достигнув опушки, оглянулся. Француз бросился за ним...
Мгновенно Алеша увидел все: застрявшую в тине карету, ржущих лошадей, растрепанную Анастасию, визжащую в руках кучера Лизу и бегущего к нему де Брильи. Алешин взгляд ухватил даже лодку, которая плыла со стороны скита - привлеченные выстрелами монашки спешили к месту происшествия...
-  Не догоните! - крикнул Алеша всем сразу.
Этот миг торжества придал ему силы, он нырнул под деревья и помчался вперед. Через минуту он скатился в глубокий заросший орешником овраг и притаился на дне его в зарослях дудника. Сверху доносились приглушенные крики.
(с)
Алёшка "увидел всё" - но в перечислении не указан упавший Белов! Зато углядел даже спешащих за убежавшей Софьей монашек. Даже если допустить, что заметил лежащего на земле Сашку - потом, уже "поостыв" и выйдя на поле и не найдя там тела - какой вывод можно было сделать? Или жив и ускакал, или, если мёртв/ранен - монашки бы валяться не оставили. Единственное, что не попрёшься в скит, из которого только что упёр послушницу, узнавать, что там с твоим другом, да и время "цыгель-цыгель, ай-люлю" (с) - надо в Петербург скорее, "спешное дело есть" (с)
Де Брильи метался под деревьями, рубил шпагой заросли малинника и, понимая всю бессмысленность своих действий, отчаянно ругался, путая французские и русские слова:
-   Канальи! Негодяи! Все русские - мерзавцы! Потом он отшвырнул шпагу, отер пот со лба и тут увидел, как, подобрав юбки, бежит через поле Анастасия. Она бежала к тому месту, где упал Саша.
- Куда? - француз погнался за Анастасией.- Куда вы, звезда моя? - прокричал он в ярости.
- Ты же убил его, Сережа! Зачем ты убил этого мальчика? - она села на землю и разрыдалась, спрятав лицо в ладони.
-  Я не хотел этого... Он сам лез под пули. И потом ты сама виновата. Этот последний русский... он слишком много себе позволял, - де Брильи вел Анастасию к карете, нежно гладя ее по плечу.
Кучер меж тем с помощью подоспевших монашек, с превеликим трудом вытолкнул карету на сухое место. Монастырский сторож, страшный мужик с лицом, изуродованным медвежьей лапой, слез с козел. Две монашки, толкавшие карету сзади, вылезли из осоки, одернули подмокшие юбки.
-  Софьи нет,- сказала одна другой тихо. Анастасия подошла к карете, отерла слезы.
-  Значит, не судьба,- сказала она тихо.- Теперь в Париж...
-  Ах звезда моя,- де Брильи нахмурился,- Париж любит победителей...
(с)
Вот лишь когда для зрителя немного проливается свет на участь Белова, которую до того старательно прятали ради пущего эффекту) А Корсак к тому времени уже усвистал, не сильно далеко, да, но за минуту - достаточно, чтобы вряд ли бы членораздельно разобрать вопли Анастасии. Следовательно, и с этой стороны возможность узнать о Сашке маловероятна.
Алеша с трудом вылез из оврага и пошел вдоль опушки, внимательно глядя по сторонам. Дошел до еле заметной тропки, свернул на нее и вышел на поляну.
-  Софья,- крикнул он негромко.
И тут же увидел, как с дальнего конца поляны, вскинув руки, бежит к нему девушка. Добежала и бросилась не грудь со стоном.
-  Живой... живой... - повторяла она и гладила его голову и целовала плечи. - Если б ты не вернулся, я утопилась бы, право слово. Зачем жить-то, господи? Найти и опять потерять... Живой...
-  Софья, -  шептал Алеша в пушистые волосы. - Любимая, невеста моя.
-  Алеша...- произнесла Софья новое для себя имя и застыдилась, спрятала на его груди лицо.
Алеша закрыл глаза и склонился, отыскивая ее губы.
-  Это день нашего венчанья, Софья... Помнишь, я рассказывал тебе про белый мох - он стал нашим ложем, а корабельные сосны подпирают балдахин - свод неба. Из омытых в роднике трав сделаю я обручальные кольца, из веток спелой костяники сплету нам венки, а солнце будет нашим посаженным отцом. Люблю...
-  Люблю,- тихо,  как вздох, ответила ему Софья.
Лошадь, хрумкая травой, бродила вдоль ручья, переступая через пакет, перевязанный розовой лентой, косынку Софьи и Алешин брошенный камзол.
(с)

Вот лучше бы всё-таки эту сцену в ночь поставили, после побега - как в книге... И логичнее и красивее, и в книге "ночь нашего венчания" звучит всё же лучше, чем "день") ну, это уже мои ворчания))
Так что если смотреть по сценарию, обоснуй Лёшкиного "наплевательского отношения" выглядит, может быть, тоже спорно, но, на мой взгляд - всё-таки убедительнее итогового варианта. Почему в результате сняли так, как сняли - кто ж теперь скажет... Может, сложно было провернуть трюк с проезжающей между двумя всадниками каретой в тверских полях-просторах (нам очевидцы съёмок рассказывали, как безуспешно пытались заставить лошадей упасть, когда Корсак карету останавливает, так что не всё задуманное можно осуществить), может, харатьяновская боязнь лошадей сыграла роль... Но хотя бы таким образом можем узнать, "как всё было на самом деле")))

image Click to view


традиции, жизнь, аристократы, рекомендую, прошлое, классика, белое, отношения, культура, сословное, кино, литература, честь, мистика, герои, книги

Previous post Next post
Up