Как известно, что в период активного строительства готических церквей европейские зодчие соревновались друг с другом не только в изяществе форм и красоте храмов, но и в высоте шпилей.
Обладать самой высокой церковью в округе было престижно, что уж говорить о самой высокой церкви в стране или, еще лучше, во всем мире.
Город Ульм с XIII века получил статус имперского города, что освободило жителей от целого ряда податей, и это привело не только к развитию торговли и различного предпринимательства, но и подстегнуло каменное строительство.
На волне экономического подъема городской совет решил построить в своем городе храм, подчеркивающий его новый статус, и после почти полувека споров и совещаний в 1377 году был нанят архитектор Генрих Парлер и заложен фундамент собора.
Парлер был уже состоявшимся мастером, имел свой стиль и видение проекта и, что удивительно для готического архитектора, предпочитал строить не из известняка, а из кирпича - вот почему большая часть собора, включая нефы и своды, кирпичная. И это делает его самой большой кирпичной постройкой в Европе!
Но Парлер не успел довести проект до завершения и ему на смену был нанят Ульрих Энзингер, более молодой архитектор с огромными амбициями.
Так сложилось, что видение проекта горожан и архитектора наконец-то совпало: Парлер строил красивый и гармоничный собор, а горожане хотели себе собор статусный, храм, о котором бы говорили и которому завидовали, и вместе с приходом на стройку Ульриха проект стал именно таким.
Небольшая кирпичная башня в центре храма была разобрана, а на ее месте начали возводить башню из известняка (новый архитектор отдавал предпочтение "классическому" материалу).
Башня была спроектирована таким образом, чтобы обогнать по высоте две башни строящегося в Кёльне массивного собора на целых пять метров!
Впрочем, соревнование двух соборов-гигантов напоминало скорее гонку черепах: проекты были готовы и там и там, но строительство постоянно останавливалось из-за нехватки денег, войн, природных катаклизмов и обрушения уже построенных частей.
Побеждал по высоте то один храм, то другой...
Окончательную точку в соревновании гигантов построили уже в 1817-1890 годах, в этот период башни кёльнского собора уже покрыли кровлей, а на башню ульмского собора наконец водрузили шпиль, и оказалось, что ульмский собор победил, набрав 162 метра высоты против 157 метров у кёльнского!
На самом верху собора на крыше расположена почти не различимая с земли фигурка воробья, символа Ульма, выполненная в 1852 году (оригинальная фигурка помещена внутрь собора для сохранности, а на крыше поместили ее точную копию).
Посетителям предоставляют возможность подняться на самый верх этого сооружения.
Подъём выполняется по крайне узким каменным винтовым лестницам.
В хорошую погоду с вершины открывается панорама Альп вплоть до Цугшпитце и Сентиса.
Но не только высотой знаменит ульмский собор.
В отличие от многих других недостроенных в Средние века храмов Германии, интерьер Ульмского собора успел сформироваться до наступления эпохи Возрождения.
Внутреннее убранство принадлежит мастерам ульмской художественной школы, таким как Мульчер и Сирлины. После уничтожения иконостаса протестантами, в алтаре был установлен (в 1521 году) триптих работы Шаффнера, сохранившийся до нашего времени.
Интересен и резной декор собора.
Тимпан (пространство над дверями) главного западного портала на основной площади украшен барельефом на тему сотворения мира, причем здесь изображено, что Землю Бог делает изначально шарообразной.
То есть уже в XV веке, когда создавался этот барельеф, у прихожан города Ульм не было сомнений по поводу формы Земли.
На колоннах Главного портала установлены скульптуры Святого Антония с колоколом, Иоанна Крестителя с ягненком, Девы Марии с младенцем и Святого Мартина с мечом.
Повезло собору и во время Второй мировой войны, каким-то чудом ковровые бомбардировки, уничтожившие до 80% исторического центра Ульма и перекопавшие всю площадь перед храмом, не нанесли существенного ущерба самому собору - даже окна оказались выбиты лишь с одной из четырех сторон!
Вот почему сейчас ульмский собор привлекает намного больше туристов, чем любой храм Германии, за исключением своего давнего соперника - кёльнского собора.
Ну, вот ещё тут куча химер по углам....
Но не только и химеры, вот в чём дело...
Всем место нашлось и даже кто не водится в данных широтах сюда попали.
Ну, слабо, папуасы берёзовые? Так-то...
Click to view