Продолжение вот этого
https://rainhard-15.livejournal.com/600395.html Вечер выдался интересным. Николай сдержал обещание и приволок мне учебное пособие по заданной теме. Оно явно запылилось на полке и представляло собой методичку для доцентов, напечатанную фактически самопально - какой-то умный дядя накропал объёмистый реферат для сотрудников своей кафедры, чтоб они не путались в эпохе... Позже, уже учась сам в университете, я вполне оценил уникальность закрытого издания, явно не предназначенного для выноса вообще... Т.е. текст машинописный, рисунки явно ручного производства, везде печати на страницах, чтоб не выдирали на шпаргалки... Разумеется, я махом нашёл главную печать на брошюре - "Симферополь, б-ка на ул. Ивана Франко, 13". Проще говоря, я её и надеялся найти в первую очередь... Однако, хорошенько подумав, я решил сделать вид что ничего не понял и никаких сцен не устраивать. Но наличие ожидаемой темы, её вещественное доказательство меня просто взбесили - настолько я был эмоционален в юности... Требовалось немедленно чем-то себя отвлечь, чтоб не кидаться в злобном одиночестве на стены.
И я заявил Николаю, что хочу поездку за пределы пансионата, хоть куда. Тот не удивился нисколько и предложил посмотреть солёное озеро в Саках. Выбирать было особо не из чего, а точнее, я был рад что подначка прошла спокойно, и поздним вечером я буду уже себе предоставлен. Уколы мне делали уже реже, пару раз в сутки только, заменяя их всё вернее таблетками. Васька всё грозился утащить меня в кино ввечеру, аж на обе серии, но поскольку из-за карантина банки с вожделенным кинофильмом ещё не доехали, то я снова рисковал оказаться в обществе своего приятеля, если, конечно, тот не найдёт нужным уединиться с очередной поклонницей откуда-нибудь из-под Лугандонии. Надо сказать, аэросдвиг у меня и не думал утихать, поэтому мне было сложно не уснуть за ужином, но если успеть выхватить пару часов до полуночи - то время читать находилось по ночи само.
Это я всё говорю для того, чтоб было понятно, почему Васька прибыл в полночь и даже с наглой рожей прошёл мимо вахтёрши. Просто он отправился провожать свою маман к кому-то в корпусе где лежал я нынче - и воспользовался тем фактом, что его личина уже была вахтёршей узнаваема. Андреевна, уходя, просто прикрыла дверь - а я не встал чтоб задвинуть защёлку... Таким образом, меня застали сонным с книжкой на подушке. К чести приятеля, он не спешил меня будить - сначала сготовил чай, бутерброды - а в полумраке настольной лампы не сильно-то развернёшься с любой деятельностью. Потом, видимо, взял у меня книженцию для изучения самому. Таким образом, я был разбужен уже зычным присвистом в процессе чтения... причём явно без умысла это делать.
- Что ты там откопал, показывай, - потребовал я, проснувшись и не особо удивившись готовому перекусу - будь мы в зимовье или на лабазе, этим бы занимался тот из нас, кто не спит.
Васька смутился ровно настолько, чтоб соблюсти политес и извиниться за вторжение - на самом деле было ясно, что он и так бы меня разбудил, как только закипел бы свеженалитый чайник.
- Что-что, - нарочито будничным тоном отозвался он, едва отодвинувшись от страницы, - это ты у своего протектора раздобыл? Гарная энциклопудия, однозначно.
- С каких это пор тебя интересует война с Наполеоном? - произнёс я только потому, что надо было ну хоть что-то говорить.
Со сна я ещё пригрелся под пледом и жалел что проснулся - так бывает часто, но уже в зрелом возрасте. Но тогда я был рад что просыпаюсь не в одиночестве, да ещё и горячего сладкого чая напьюсь сразу.
- С тех пор как ты обзавёлся летучим друганом, - с весёлым апломбом объявил Васька, аккуратно протягивая мне кружку. - Ты уже знаешь из этой портянки, кто он там, да?
Я чуть не уронил свой чай, и потому выхлебал половину одним махом. Говорить о том что меня хитро обогнали в деле гиперпространственной важности не хотелось. Я же просто заснул над интересным текстом, от слабости. Даже не помнил, что успел прочесть конкретно. Поэтому я не торопясь, со всей возможной важностью допил чай - надо сказать, что пили мы его не из дурацких стограммовых стаканчиков, доступных нам в той забытой Богом местности.
В них в пионерлагерях подавали компот в столовых, стоит ли говорить, что в случае карантина в пансионате меня взбесило что про тему "Артека" можно успешно забыть... а ведь там я мог расстаться с девственностью к взаимному удовольствию сторон.
А тут мы пили чай как истые таёжники - из литровых эмалированных кружек... Васька притащил их из той же неизвестной мне мазанки откуда и притаскивал мне регулярно богатую еду. Конечно, это был истинно сибирский понт - "налить чайку чуток, полкружечки"...
Поэтому я смог пока занимался этим приятным делом, сообразить, как мне следует дальше себя вести. И я просто спокойно отдал опустевшую кружку и спросил невыразительным тоном:
- Ну-ка покажи, где ты его там нашёл.
Расчёт оказался правильным - Васька был так взволнован, что даже не подумал, как чётко я его развёл. Он довольно долго излагал мне, что за матёрый человечище в родной истории был тот, кого мы нынче знали только как снежную сову или сибирского филина, при этом бурно жестикулировал и раскачивался на стуле. А у меня, образно говоря, виртуальная шерсть на загривке поднялась высоко и уютно. Итак, я не сомневался что это офицер и немелкий, и отменный кавалерист - это было заметно ещё в первую нашу встречу, когда он гонял злобную вражину... Ничего нового, грубо говоря... Но детали сыпались одна за другой и лично меня начинали уже реально грузить... Казаки с Урала под его началом, задававшие перцу французским гостям... Про то, как я слышал песню о казаках в исполнении совы, я говорил здесь
https://rainhard-15.livejournal.com/554690.html То, что у парня при жизни был отлично поставлен голос, не вызывало сомнений, значит, он и в деле хорошо разбирался. Довоенная миссия в Париж от русского генштаба... прям Джеймс Бонд тогдашний. Эвакуация русских подданных перед собственно войной... совсем неслабо скажем честно. Наблюдал за встречей русского царя Александра I с Наполеоном в Тильзите. Орден Святого Владимира 4-й степени, золотой крест за Прейсиш-Эйлау, золотая шпага с надписью «За храбрость» уже к 1810 году.
Васька сиял и светился, перечисляя. Я слушал, состроив солидную мину.
В 1810-1811 гг. воевал с турками и за отличия произведен в ротмистры и пожалован флигель-адъютантом. В 1812 году находился при Государе Императоре, в звании Его Величества флигель-адъютанта, от открытия военных действий до возвращения Его Императорского Величества в столицу; был в действительных сражениях, во 2-й Западной армии, при Могилёве и Дашковке; в отряде генерал-адъютанта барона Ф. Ф. Винцингероде: 28 июля, под Поречьем; 1 августа, при Усвяте; 7 - при Витебске; 31 - при г. Звенигороде и 2 сентября, на р. Москве, при с Орлове; 2 октября, при г. Дмитрове и за отличие в этом сражении удостоен награждения чином полковника. 14 августа, находясь в летучем отряде генерал-адъютанта Голенищева-Кутузова, был в действительных сражениях: при переправе через р. Воплю, в сражении при г. Духовщине и под Смоленском, откуда был отправлен с партизанским отрядом, действовал между Оршей и Толочиным, и открыл коммуникацию между главной армией и корпусом графа Витгенштейна; также был в делах при переправе неприятеля через р. Березину, за что награждён орденом Святого Владимира 3-й степени и преследовании его от Лепеля до Вильны. В 1813 году исправлял должность дежурного по корпусу барона Винцингероде, находился с ним в заграничном походе и был в действительных сражениях: 2 февраля, под под Калишем, где пожалован орденом Святого Георгия 4-го класса; 16 и 18 апреля, в авангардных делах при г. Вейнсенфельске, 20 - в генеральном сражении при Люцене; находился при отступлении от г. Люцена до переправы российских войск через р. Эльбу, за что награждён орденом Святой Анны 2-й степени, украшенным алмазами и прусским орденом «Pour le Mérite», а за отличия в сражениях при Гросс-Беерене и Денневице пожалован 15 сентября в генерал-майоры. Отличился под Лейпцигом и был награждён орденом Святой Анны 1-й степени и австрийским орденом Леопольда 2-й степени. Сражался во Франции в 1814 году и за отличие при Лаоне удостоен прусского ордена Красного орла 2-й степени. В 1816 году назначен командиром бригады 2-й уланской дивизии, в 1821 году переведён бригадным командиром 19-й пехотной дивизии.
- Ну ты посмотри чего в учебнике нетути, а? - продолжал бушевать Васька, хотя я сомневался, что его можно было услышать далее порога комнаты. - А нам только про дурынду, на которой женился, и рассказывали!
Таак, поместья в Крыму у тестя героя... вот откуда этакое топографичное знание этой местности, понятно. Идеологическое противостояние с Пестелем в составе Южного общества... туши свет, братва, круче что-то найти будет сложно. Я точно помнил из школьной программы - этот парень при аресте не сдал никого! И загребли его в январе 1826 вообще ни за что, такое ощущение что тупо при смене курса при новом монархе... Это же... вот этот фильм мы смотрели, начисто прилипнув к экранам:
Click to view
На что я тут же и указал собеседнику.
- Да уж, тождество, - мрачно проворчал Васька. - Ну, похоже, парню у нас в Сибири понравилось всё-таки.
Я сделал широкий жест рукой, который должен был символизировать отсылку к Крыму вообще...
- После этого огрызка суши с помойной ямой у нас рай! Как бы вот только... вернуться туда целым!
Видимо, я был бледный со сна и показался приятелю очень болезным, хотя сильного недомогания не чувствовал.
- Что врачиха-то говорит? - участливо спросил он. - Ты успеешь выздороветь до отъезда?
Меня это скорее обрадовало - если мою досаду можно списать на обострение bubonic plaga, так тому и бывать. На самом деле было обидно от того, что Васька просто долистал до нужной ему страницы и нашёл то, что я должен был найти - изображение лихого князя, которого собственная жена ездила к нему в ссылку хоронить, да не получилось:
- Не знаю, вроде должен, - уныло пожав плечами, ответил я. - А теперь спрячь книжку, а то ещё прилетит, он же бесшумно двигается, неча смущать чего тут нарыли.
Книжку благоразумно закопали среди пачки сочинений Майн Рида и основательно взялись за бутерброды. Едва успели с ними покончить, как за окном, что было открыто - а как ещё в эту духоту? - раздалось отчётливое курлыганье мотора "Волги". Это было уже слишком - по пансионату никакая борзая машина кататься не могла... Васька подорвался было выглянуть, и на моё счастье, я успел прошипеть а он послушался:
- Не смей выставляться! Тягай за тесёмку раму, а штору задёрни!
Эти предосторожности лишними не были - едва сказанное было исполнено, как в стекло отчётливо что-то ударило, и, хотя разрушений не было никаких, желания глянуть что там у нас не появилось. Я подскочил тоже проворно и выключил лампу. Васька шепнул мне едва слышно:
- Сейчас я опять задвину проём тумбочкой...
- Как только я вернусь, - ответил я шёпотом и протянул ему ножик, что успел схватить со стола.
Я выглянул в коридор - там светила унылая лампочка в те же 60 ватт, что и везде... странно, подумал я, она же тут обычно на 150... Было слышно, как вахтёрша на повышенной громкости ругается на кого-то внизу... в резких выражениях требует у кого-то пропуск... понятно, намечался визит кого мы видали ввечеру после ненастья:
https://rainhard-15.livejournal.com/569863.html. Уж не за нами ли теперь, с мрачным азартом подумал я. Ну, просто так не дадимся... И что за НКВД придумало двери делать чтоб открывались внутрь комнаты, вот же не страна, а лагерь! От намерения выглянуть вниз я всё же отказался, решив почему-то, что так меня могут заметить кто не надо. потом я просто обернулся - потому что того требовали обстоятельства, осмотреть всё поблизости... и вовремя. Не важно вообще, откуда тут сова - в своём человеческом виде, может, сошёл с крыши или телепортироваться умеет иногда, но даже в этом тусклом свете он выглядел бледнее меня и таким уставшим, что я просто молча сгрёб его в охапку чтоб завести в комнату.
- Ты цел? - только и успел прошептать я, выполняя этот манёвр. - По ходу, тут за тобой припёрлись опять.
- Вполне, просто силы кончились, - спокойно сообщили мне по пути. - А эти... не войдут.
- Вот и славно, - фыркнули мы с Васькой, что проворно забаррикадировал дверь тумбочкой и коробкой с газетами.
Надо полагать, тиражи "Советского Крыма" и "Крымской правды" были нужны только для того, чтоб сложить их пачками для такого дела нынче. Рухнув на кровать, сова посоветовал нам ещё пачку и на подоконник кинуть - и после этого мотор ночной "Волги" снова загрохотал, но уже удаляясь.
- Силён профессионал, - покачал головой Васька. - Может, пирогами не побрезгует?
- Сначала ему пирацетама нужно ещё, - вспомнил я и ломанулся в потёмках к шкафу с аптечкой.
- Да включай уже свет, тебе же неудобно, - спокойно, хотя довольно слабым голосом, разрешил гость.
- Этих субчиков можно прикончить? - деловито поинтересовался Васька, лихо нарезая твёрдый сыр, ещё один предмет роскоши немыслимой в СССР, найдённый в холодильнике. - А то я бы хотел знать, как. И кто они такие?
- Родственники - самые опасные в мире люди, - туманно пояснил ему сова, укладывая руку себе под голову. - Наверное, прикончить можно, но не тебе самому, понимаешь?
- Что за беда, нужно просто попросить друга для такого дела! - фыркнул Васька.
- С друзьями тоже не всё просто, - сказал сова тем же ровным тоном. - Бывает, что в таком виде приходится держать лютого врага.
- Я подумаю над этим, - глубокомысленно заметил мой приятель.
Я едва не дёрнулся, потому что для меня это было уже яснее ясного. Однако вид себе придал лихой и придурковатый - аккурат с целью чтоб случайно не выдать своих мыслей на этот счёт.
- Ты остаёшься до утра? - осведомился я тем временем, приближаясь с упаковкой таблеток. - Похоже, тебе отдых нужен и позарез.
- Возможно, но куда ты намерен выбираться завтра?
Я пояснил, просто повторив слова Николая.
- Тогда останусь, - явно имея какие-то свои соображения по этому вопросу, ответили мне. - Тем более, что в вашем гнезде тепло.
Васька тем временем залился весёлым смехом, стоило нашему гостю приподняться на кровати, чтоб выпить поданные мной таблетки. Я оперативно проследил за его взяглдом и понял - сова сидел себе в образе человека, но тень от лампы была в форме филина...
Огромного такого, сибирского...
А ещё оказалось, что голова у него поворачивается так же, как и у птицы этой...
И тут я отчего-то успокоился. Возможно, как раз потому, что следов ссадины на лбу у гостя нынче не было заметно.
А это уже хорошая новость.
Click to view
Click to view
Click to view