И нафиг не нужна никакая школа, как оказалось...
Оригинал взят у
rayne_minstrel в
Воспитай себе короляЭтот пост планировался к 16 декабря, но дошли руки только сейчас. Вкратце - если хотите, чтобы из младшего принца вырос король и честный человек, то вот вам инструкция по воспитанию.
Отрывок из статьи от июля 1816-го из журнала Repository of Arts, Literature, Fashions &Manufacturers ("Архив искусств, литературы, моды и ремесел"), в котором рассказывается, что же за "неведома зверюшка" женилась на любимой всеми наследнице британского престола Шарлотте. Потому что эта "зверюшка" может еще и королем их побыть (Шарлотта хотела и несколько раз упоминала, что передаст мужу все бразды правления).
Основная заслуга воспитания этого принца принадлежит тайному советнику Хонбауму. Этот господин в 1799 г. был назначен учителем Леопольда и его двух братьев. Впоследствии он был постоянно прикреплен к младшему из принцев, которому в ту пору было восемь-девять лет. Вскоре он обнаружил способности и достоинства своего ученика; в то же время он не мог не заметить, что принц был довольно хрупким. Таким образом, гувернер, прежде всего, озаботился способами укрепить его конституцию; он приучил его к гимнастическим упражнениям, начиная от самых легких и заканчивая наиболее суровыми; у него не было ни единой праздной минуты; и эта система оказалась столь успешной, что принц смог впоследствии без труда переносить все трудности и опасности военного времени.
В детстве у принца не было товарищей по играм; два его брата были намного старше его самого: один - на семь, а другой - на пять лет. Таким образом, невозможно было оградить их от того, чтобы они время от времени не применяли право сильнейшего по отношению к младшему брату, когда он участвовал в их юных забавах; и такое обращение совершенно не сочеталось с понятиями о правоте и справедливости, которыми руководствовался Леопольд. Он решил искать развлечений самостоятельно. До девяти лет его основным развлечением была забота о двух белочках: он не только регулярно кормил их и ухаживал за ними, но проявил любознательность и узнал, что о его маленьких любимицах говорит естественная история. Время от времени присутствовала пара голубей, и он поэтому ознакомился с особенностями разных видов птиц из этого семейства.
Эти невинные привязанности укрепляла любовь к цветам, которой он предавался в арендованном им саду и которая ознакомила его с обширной областью ботаники. Его любовь к этой науки, однако, впервые проявилась еще в пятилетнем возрасте, благодаря рассматриванию иллюстраций из книги о естественной истории для детей, опубликованной Industrie Comptoir в Веймаре, издательством, которое создало множество прочих полезных работ для просвещения юных умов. Благодаря подробному знанию ботаники в сочетании с благородным нравом и любезными манерами, он очень хорошо зарекомендовал себя императрице Жозефине во время первого года своего пребывания в Париже. Будучи сама знатоком этой науки, владея коллекцией растений, лучшей на Континенте, она особенно отличала принца Леопольда и подарила ему различные редкие экземпляры из своего сада. Любовь к великому и прекрасному в природе обратила его к ландшафтной живописи, в которой он достиг очень высокого мастерства, и своему таланту в этом искусстве он обязан лишь самому себе; хотя его учитель Раушерт был знаменит и в Германии, и в Англии как практикующий художник, ему недоставало теоретических познаний и он умер до того времени, когда принц показал большие успехи. Эти приятные увлечения принц сочетал с изучением музыки, которую освоил с той же легкостью и быстротой, как и все остальное, к чему он привязывался.
Этот мальчик еще только сажает лютики-цветочки и играется с белочками. "Ах, как забыть легко всё, кроме цифр и курков, когда был далеко волшебный мир из детских снов..." Потом мы все знаем, что ему пришлось - выпиливать французов, хоронить любимых, жаждать взойти высоко и падать с эдакой высоте интриговать, ловить рыбку в мутной воде, отвоевывать себе царство, пытаться это царство сохранить, а потом убить последнего волка, умереть от рака печени в мучениях и страданиях, которые скрывал почти до последнего, пока совсем не слег - и всё. Никто не знает, что там на роду написано. Я выложу тут глючную марти-сьюшную повесть.
История Саксонии вдохновила принца Леопольда на любовь к истории в целом; от истории своих предков, наложившей глубокий отпечаток на его разум, он перешел к изучению истории государств, связанных с саксами; таким образом, он в раннем возрасте изучил историю Англии, и у него сложилась отчетливая симпатия к государственному строю, манерам и литературе этой страны. При изучении истории Германии его особенно поразила шиллерова история Тридцатилетней войны. Благородный и рыцарственный дух героев, описанных в работе, оживил его душу; но деяния сторонника религиозной и политической независимости Густава-Адольфа возбудили в нем величайший энтузиазм. Когда он раздумывал о жизни этого государя, его сердце и воображение находили богатое вдохновение, и он часто желал оказаться на месте Густава-Адольфа, чтобы защитить весь Континент от деспотизма Наполеона.
А здесь ему 16 или 17. "Из щенка в молодого волка", как говорится.
Юный принц был часто погружен в подобные раздумья, и, когда он воображал себя жертвующим собой, словно Густав-Адольф, ради свободы Германии, он иногда называл своего преданного гувернера Хонбаума своим добрым Оксенстимой. Начиная с того времени принц начал читать военные трактаты и изучать математику, что было необходимо для его будущих занятий. Хотя он сперва испытывал трудности при изучении этой науки, вскоре он преодолел их и полностью освоил ее. Языки он изучал тогда, когда в них была необходимость; он намного меньше был обязан формальному образованию, а не собственной склонности. Он в раннем возрасте изучил латынь; в его родном и французском языках он достиг необычайных успехов; русский язык он освоил настолько, насколько ему это было нужно в качестве российского генерала; английскому языку он обучился позже, но выучил его с прилежностью и упорством, которые вскоре позволили ему преодолеть все трудности этого языка. Принц с раннего возраста научился экономно распоряжаться собственным временем и своими деньгами: его гувернер заставлял его вести счет своим доходам и расходам; вскоре он сам начал распоряжаться управлением собственными средствами и вел счета самым регулярным образом. Бедные никогда не отказываются поделиться своим богатством, и, хоть принц никогда не заводил долгов, он был совершенно не скареден.
Письмо от преподобного г-на Хофлендера, написанное в Кобурге 13 мая 1816 г., гласит: «С 1797 по 1811 гг. я был одним из его учителей, и почти четырнадцать лет я обучал его по всем предметам. В первый год я преподавал ему Закон Божий и историю христианства. 12 сентября 1805 г. принц был конфирмирован по обычаю лютеранской церкви и впервые принял Святое Причастие. То, что я сказал по этому случаю перед многочисленным собранием, в моей речи перед конфирмацией, посвященной морали и вере принца, могло только способствовать всеобщему уважению, так как он всегда очень серьезно относился к моим наставлениям. Он не только хорошо усвоил истины нашей священной веры, но и впустил их глубоко в свое сердце».
Итак, что мы видим:
- любовь к истории
- скорее всего, естественно-научный склад ума, из таких врачи получаются неплохие. Примерно как у Меттерниха, тот вообще по химии (и даже, говорят, алхимии) и анатомии загонялся, но кто бы ему дал заниматься "неблагородной профессией"?
- к языкам отношение, скорее, потребительское - изучать, например, итальянский, как начало входить в моду, не счел нужным
- братья его, прямо скажем, гнобили - значит, я все правильно написала!
- музыка и рисование - джентльменский набор, так скажем
- и да, упражнения - в силу. Судя по всему, в детстве к нему липли болезни, потом, несмотря на субтильное сложение, и впрямь особо не болел ничем серьезным - и это, кстати, win, так как в ту пору от тифа в армии было помереть вероятнее, чем от пули или удара саблей. Ну и дожил до преклонных лет, схоронив двух жен и несколько детей.
- конфирмировали его что-то поздно, в 15. Обычно лет в 10-12.
Click to view