Вандейская чаша. Апрельская суббота.

Apr 13, 2024 02:59



Нынче снова суббота, 13 апреля...



В субботу 13 апреля 1793 года мятежные крестьяне Сен-Обен-де-Бобинье пришли искать Анри де Ларошжаклена из замка Ла Дюрбельер.Он принимает командование над ними и начинает свою речь: «Если я наступаю, следуйте за мной! Если я вернусь, убейте меня! Если я умру, отомстите за меня!»



13 апреля 1793 года, битва при Обье, победа месье Анри и его людей над армией республики. Большинство вандейцев вооружены только сельскохозяйственными орудиями.



А теперь посмотрим, что творят елейные поклонники. Перед Вами речь падре 62 года спустя, т.е. это в лучшем случае внук современников мсье Анри. Уже другая эпоха, другие ценности, другие люди, иначе воспринимавшие реальность.



«Он был победителем в самой победе,
он не позволил ему исказить свой собственный благородный и рыцарский характер».

«[...] Мужество вызывает восхищение, вызывает уважение, придает престиж командованию. Но на войне, особенно когда неизбежна чередование побед и поражений, одной доблести недостаточно. К этому следует добавить такие выдающиеся качества, как хладнокровие, ум, внезапная решимость, дальновидность и умение, которые дают войскам ощущение собственной безопасности. Они охотно вверяют себя лидеру, чья забота никогда не угасает и который достаточно уверен в себе, чтобы не опасаться неожиданностей либо потому, что избегает их, либо потому, что использует их в свою пользу. Так было и с Анри де Ларошжакленом. Будучи солдатом, он обладал страстью и безрассудством, перед которыми ничто не могло устоять. Он вел игру чрезвычайной опасности. Но, будучи предводителем, и особенно после того, как был провозглашен генералиссимусом великой Вандейской армии, он был чрезвычайно благоразумен, не оставляя ничего на волю случая, с первого взгляда воспринимая все перипетии каждого боя, чтобы максимально сохранить своих фермеров. насколько это возможно. Иногда он становился в авангарде, чтобы хоть как-то заглушить первый порыв синих и обескуражить их перед лицом своего невозмутимого упрямства. В других случаях он считал, что пыл его народа ослабевает, что они отступают в беспорядке и что это движение назад обернется катастрофой: тогда он становился между своими солдатами и солдатами противника. Они встретили его, как медный вал; для них он был щитом, за которым они переводили дыхание и корили себя за свои колебания [...].

Поэтому верно, господа и мои братья, что благодаря своей героической доблести, а также своему постоянному упорству, не отчаивающемуся в своем деле, г-н Анри - давайте говорить как его верные соотечественники - одержал победу над самыми трудными трудностями: он заставил людей признать свою власть, он оправдал выбор, который дали ему предшественникиКатилино и д'Эльбе, он повел свои батальоны за Луару в Гранвиль, он повел их обратно к воротам их провинции: и все это, не ослабляя ни на мгновение, не переставая быть «взглядом, мечом, самой душой» своего войска, не позволяя затуманиться тому сиянию гения, которое во имя религии или патриотизма освещала лазурь его глаз вверх.

Это не все ; и прекрасное выражение святителя Амвросия позволит нам прибавить строчку к нашей похвале. Мудрый архиепископ Миланский восхваляет возвышенное самоотверженность солдата, жертвующего собой ради своей страны. Но, говорит он, «эта сила души именно потому, что она требует более трудного усилия, никогда не идет одна: она всегда имеет процессию других добродетелей, которые ее сопровождают: praeliaris fortitudo, velut excelsior caeteris, nunquam est incomitata virtus ( С. Амбруаз, цит. Маскарона , Надгробная речь герцога Бофора, стр. 175 ).

Посмотрите, какие милые и приятные добродетели еще подчеркивают благородный характер Ларошжакелена! Он скромен и почти застенчив даже после самых блестящих успехов. Далекий от гордости за престиж, который его невероятная доблесть завоевала для его имени, он всегда отодвигает себя на задний план в советах; как и де Шаретт, он стремится к первому ряду лишь в том случае, если этот почетный пост сблизит его, лицом к лицу с врагом. Как только он может, он вновь обретает веселость, игривость своего возраста [...].

Таким образом, Анри де Ларошжаклен, как и большинство вандейских вождей, не только не приобрел посреди лагерей недоступной для жалости жестокости, но был столь же ужасен в бою, сколь он был кроток и милосерден после окончания боя. Каждый взял своим девизом эти три слова, такие христианские: «Сражайся мужественно, страдай терпеливо, умри, прощая» . Анри, в частности, не умел ненавидеть. Он видел во врагах только потерянных людей. Их бессознательная ярость преследовала наряду с тем, что им было дорого, то, что казалось им необходимым для процветания Франции . Именно против этой преступной ошибки он обнажил свой грозный меч; но, как только его противники были обезоружены, они в его глазах были не более чем братьями, которых он без труда обнял бы [...].

Поэтому весьма верно утверждать, что если «обычно победа бывает дерзкой, жестокой, несправедливой» , то в руках этого двадцатилетнего героя «она была нежной, справедливой и всегда умеренной» . Он был победителем в самой победе, он не позволил ему исказить собственный характер, благородный и рыцарский [...].

Таков был этот Ларошжаклен, о котором мы можем сказать , «что он осуществил обширную идею имени великого человека, потому что он сражался за принца, которому нужно подчиняться на земле, и за Господа, которому мы должны поклоняться». на небесах» ( Маскарон, Надгробная речь герцога Бофора, стр. 171 ).

Его отл. Монсеньер Анатоль де Кабриер,
епископ Монпелье (и будущий кардинал),
выдержки из его «Элоги господина Анри де Ларошжакелена»,
произнесенной в Сен-Обен-де-Бобинье 26 сентября 1845 года.



Кстати, это знамя настоящее, то, с которым бегал мсье Анри в буквальном смысле по полям сражений. Но от такой речи в честь себя он бы точно только плюнул и смачно выругался, мол, выдумывают что захотят про меня. На что падре мог бы резонно возразить, мол, должен же я дать понять своей пастве, что дело было правое и возглавлял его герой. "Ладно, герой, но не святой же!" - наверняка бы фыркнул граф де Ларошжаклен, отлично зная собственные реальные черты характера. "А мне сейчас нужен святой, так что не суйтесь в мои методы, сударь!" Это к вопросу, как следует воспринимать отношение белопиздельцев и роялистов к мотивам и событиям, что имели место быть в реальности.

image Click to view



rochejaquelein, Vendée, общество, Вандея, 올빼미, война, ヴァンデ, la france, #весенниекруглыедаты, Ларошжаклен, ロシュジャクラン, la durbelière, герои, 銀河英雄伝説, #веснаестьвесна

Previous post Next post
Up