Время для Бориса Годунова Пушкина и для Гамлета Шекспира выключено.
Их смерть на сцене бессмертна в культуре (а не в истории),
ибо она обладает имагинативным бытием[1].
Пилат у Булгакова - это, выражаясь в терминах Я. Голосовкера, именно имагинативный Пилат - не «природный человек», а смыслообраз «человека, распявшего Бога». Он жив для других героев Булгакова, но, выключенный из времени, вечно существует в той самой обстановке, в том самом моменте, когда, приговорив Иешуа, он перестал быть «природным человеком» и стал частью культуры, частью имагинативной реальности - в конце концов,
частью романа Мастера.
Именно Мастер - творец, способный создавать имагинативную реальность, реальность воображения, -
изменяет и вечную жизнь Пилата, завершая свой роман.
[1] Голосовкер Я. Э. Избранное: логика мифа. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. С. 190.
Источник:
http://magazines.russ.ru/voplit/2014/3/4y-pr.html Смыслообраз - это не картинка предмета в сознании, это целостный образ,
который воспринимается всеми органами чувств каждого конкретного человека по-своему.
Восприятие - это функция всего организма.