- Как метанойя ведет себя по отношению ко времени,
как она ориентируется в пространстве?
- Это вопрос, который имеет несколько различных измерений.
Два примера я приведу. Первое - метанойя умеет ощущать реальность в безвременье и приостановленной активности.
Современная жизнь навязывает человеку определенный тип деятельности, в котором он утверждает себя как существующего. Например, современный человек должен что то смотреть, читать, куда-то идти, он отсчитывает свое существование посредством неких актов.
Выйти из бесконечного диалога с самим собой он не может, потому как в этом случае возникает дискомфорт. Метанойя как раз и означает, говоря словами митрополита Сурожского Антония, умение ничего не делать, когда нечего делать.
Эта тонкая формула говорит о том, что метанойя может остановить время,
когда ты ощущаешь существование как таковое, как свое личное существование.
Этого сложно достичь, потому что современное сознание коррумпировано анонимностью, прикрытой стереотипами социальных программ.
Деконструировать эти программы очень сложно, потому что человек остается наедине с собой. Преодоление этого страха важно, потому что, преодолевая страх, ты остаешься один на один с Богом. Существование, отличное от героев сериалов, от героев компьютерных игр, от других развлечений.
Но разум нужно остановить, свести к сердцу. Конечно, когда это происходит, происходит и трансформация времени. Общепринятый отсчет времени исчезает.
Второй пример - метанойя, связанная с любовью.
Любовь, как мы говорили, лежит в основе метанойи. Без любви метанойя невозможна.
Но любовь предполагает сведение на нет пространства между вами и любимым человеком. Даже если этот человек в другом городе, стране, даже если этот человек умер, а вы его любите, когда вы смотрите на его фотографию, вы фактически сводите на нет пространство, оно исчезает.
Такая способность свести пространство на нет - один из предикатов метанойи, одно из ее свойств. Достичь этого сложно, потому что мы присваиваем людей в пространственном отношении. Но высшее достижение монахов в том, что весь мир сведен в их душе и пространственного деления там нет.
http://azbyka.ru/metanojya-kak-izmenenie-duxovnogo-opyta.shtml О самопознании
http://psylib.org.ua/books/benjgar/txt13.htm Об апостоле Павле
Его путь ко Христу был очень своеобразным.
Мы видим его сначала гонителем христиан, он и сам называет себя в одном из своих Посланий не иначе как извергом. Мы помним, что христианство, как только стало распространяться, столкнулось с резким неприятием как в иудейской среде, так потом и в римской.
Позже Павел напишет об этом, что Распятый Христос - для иудеев соблазн, для эллинов безумие.
Сам же он чудесным образом обращается ко Христу. Это случилось по дороге в Дамаск.
К нему, совершенно для него неожиданно, обращается Христос и кротко спрашивает:
Павел, зачем ты гонишь Меня? - и Павел вдруг видит Самого Бога.
Это произошло уже после Вознесения, после Сошествия Святого Духа на апостолов, которые уже начали проповедовать.
Но несмотря на то, что Павел был призван позже всех, потрудился он, пожалуй, более всех.
Не зря Николай Бердяев называет его религиозным гением.
Только религиозный гений способен ради любви к Истине полностью переменить всю свою жизнь, разорвать со всем, чему он раньше поклонялся.
И этот максималистский заряд, горячие черты характера - все остается с Павлом после обращения до конца его дней.