Что-то в последнее время джентльменский набор тем моих записей не страдает излишним разнообразием. Посему напишу-ка я обзор свежеотсмотренного онеме, а то чего яду зря пропадать. А которым ни онеме, ни йад мой не интересен - вы проматывайте, проматывайте.
Итак, рада представить: Клеймор (Claymore, クレイモア ... как меч, короче), относительный свежачок 2007 года в 26-ти сериях.
Осторожно, дальше спойлеры и многабукф.
Помнится, после выхода первых нескольких серий, на world-е нашем art-е, несущем свет в массы не-отаку, которые в полноводном потоке исходящей аниме-продукции плавают мелко и у берега (навроде меня), отдельные оптимистичные энтузиасты прямо-таки швыряли в воздух жестяные чепчики. Сии поклонники жанра «рельса и кетчуп» приветствовали «Клеймор», как приемника эстафетной палочки нонешнего бессменного светоча дарк фентези «Берсерка», старенького и весьма здро… эээ… Также радовались и воодушевлялись они, усматривая в сем произведении милые сердцу ведьмаче-сапковские мотивы типа «йа блондинистая полухрень, мочу за плату монстуозных хреней на фоне дикого средневековья. Мрачный монолит Организации за спиной, трагическая историяТМ в анамнезе, ждите интриги».
Увы и ах, ожнакож, начинанья, взнесшиеся мощно, сворачивая в сторону свой ход, таки теряют имя действия, как нам известно из Шекспира.
Если рассуждать о предмете, применяя кулинарные аналогии, то предмет этот представляет собой попытку создать нечто новое на основе старого проверенного рецепта, но с кетчупом, маянезиком и еще шоколадом, потому что вкусно.
Формула «Берсерка» в предельно упрощенном виде: большой рельс в роли меча, моря крови и груды мослов, обнаженка, зубовный скрежет, мега-предательство и месть-как-цель-в-жизни. «Клеймор» прекрасно укладывается в упрощенную схему, дополняя ее при этом кучей красивых негламурных блондинок. Казалось бы - чего еще? Ан нет, не бывать фальшивым елочным игрушкам настоящими. Калькирование внешних признаков без понимания сути еще никогда не позволяло сделать стоящую вещь. Однако же, как учит нас древняя мудрость, нет такой плохой книги, которой нельзя б было найти применение. «Клеймор» все же хорош.
И я сейчас объясню, почему. ^____^
На первый взгляд, «Клеймор» - женский мир. Девочки сражаются с другими девочками, спасают других девочек, бьются плечом к плечу, скорбят по умершим девочкам и вынашивают планы отмщения девочкам-предательницам. Прощают, жертвуют собой друг ради друга, находят друг у друга надежду, понимание и утешение. Отделенные от нормальной человеческой жизни, скованные правилами безликой организации, девочки расходятся в разные стороны холодного враждебного мира - и сходятся вновь, звякая клинками в дружеском приветствии либо в схватке насмерть. Мальчики присутствуют исключительно в виде фона, либо в роли противостоящих девочкам ужасных монстров.
Только женщины могут стать Клеймор, потому что мужская психика не выдерживает постоянного пребывания на грани изменения. Только женщины могут сражаться с йома - монстрами. Мутация высветляет им глаза и волосы, так что каждый прохожий знает - перед ним клеймор, получеловек-полуйома, чуть ли не такая же нежить, как и те, за кем они охотятся. У клеймор нет ничего, кроме меча, который рано или поздно послужит ей надгробием, снаряжения, которое выдает по мере необходимости организация, и личного номера, обозначающего уровень мастерства. И надежды умереть человеком.
Общий смысл начинает выглядеть, так: все мужики - козлы. Или слабаки, что в конечном итоге все равно приводит к тому, что козлы. Женская дружба рулит.
На второй взгляд «Клеймор» - мужской мир. Торжествующе мужской. Мир, где главенствуют мужчины, как куклами играясь девочками. Исходя из этого, предельно ясными становятся все нестыковки и идиотизмы. Почему форма такая дурацкая? Почему блондинки? Почему при таких возможностях самой организации - такое бездарное планирование миссий? Почему странные, противоречивые и просто идиотские приказы? Почему невнятная отфонарная система рангов? А все просто. Никому нафиг не нужно бороться с йома. Клеймор - это просто девочки для бокса в грязи. Прикольно смотреть. Ну, и немножко для экспериментов. Глупые девочки выполняют приказы, которые мальчики ни за что не стали бы выполнять. Девочки же привыкли слушаться. А пробуждение в человеке йома - не конец, а вовсе даже начало. Так-то.
Короче опять выходит, что мужики козлы.:)
Если говорить про Главную Мысль, положенную в аниме, то, видимо, звучит она так: раз уж кто-то отдал за тебя жизнь - нефиг гробить ее на месть. И вообще живи и будь нормальным человеком. Тем более, что мужик какой-никакой у тебя уже есть. лав энд пис.
Так, а теперь проблюемся и попробуем с другого ракурса. С мужского. «Слабость - недопустима», - говорит нам мегакнязь монстров Ишли-С-Севера (Ишри? Исли? Или - о ужас - Исри? Будь она неладна, система Поливанова и японская картавость), один из троих Владык Бездны. И таки он прав. Потому как вся ерунда творится от слабости или по глупости. Либо будь сильным и веди себя как сильный - либо не лезь и будь простым мясом. Заметьте: «быть сильным» вовсе не означает творить, что в голову взбредет. То есть можно, конечно, но осознавая последствия и готовясь за них отвечать. Вообще сильных характером персонажей во всем сериале можно пересчитать по пальцам одной руки. Ну, Тереза, ну Ирен (Илен? Ыыы…), ну, Джин. Ну, сам Исли. Ну, возможно - Галатея, хотя хрен ее знает. Остальные же мечутся, как дерьмо в проруби, постоянно позволяя собственным слабостям брать над собой верх, давая обещания и тут же забывая о них под влиянием момента. Человеческое поведение? Ага. Только, раз уж ты носишь в себе монстра - нужно быть сильнее него. Чтобы ты управлял им, а не он тобой. Иначе - кто ты вообще, и зачем ты такой нужен?
Общее впечатление: несмотря на локальное торжество идиотизма, скорее положительное. Графика на очень неплохом уровне, и вот лично мой глаз очень радуют спокойные нуарные цвета с лаконичными яркими штрихами - кровища там, или рассвет, или взблескивающие глаза. Стройные ряды блондиныстых существ в доспехах с металлическим отливом радужки весьма радует мое эстетское чувство. Вообще прихожу к выводу, что аниме это в принципе ориентировано исключительно на просмотр, без каких либо попыток вникновения в сюжет или переживания героев. Например вся последняя арка на севере заставила мене непрерывно балдеть от демонстрируемого фона.
Многчисленные юрийные мизансцены выглядят органично и также услаждают взор. Считаю, по этому фендому надо писать много-много фемслеша.
Расчлененка начинает утомлять очень быстро. Это просто скучно - отрубил руку, прирастил руку, отрубил ноги, отрубил руку и порезал ее в мясо, чтоб не прирастили… Есть моменты, заставляющие падать под стол от наигранной трагичности абсурда: «Возьми мою руку, у меня все равно уже одной нет, а тебе пригодится».)))) Впрочем, надо признать, что Ирен, прикинутая линейджевской эльфийкой, изящная и похожая на совершенную куклу с оторванными руками - воистину прекрасна.
Монстры абсолютно неинтересные и однообразные. Возвращаясь к тому ж «берсерку» - о да, и там хватает невразумительных батонов с зубами, но есть и такие фейричные экземпляры, заставляющие замереть от ужаса и восхищения совершенством чуждости!
Есть моменты просто дико, до судорог смешные. Хотя, по идее, они таковыми быть не должны. Вот, к примеру, «плохая девочка» Присцилла, ставшая йома, во вполне себе человеческом облике сидит на полу в пещере и, загребая ручонками, хавает кишки какого-то бедолаги. Жрет и плачет. «Хороший мальчик» Раки (Лаки!Ыыы), который до того не подразумевал о монструозной ея сущности, обнимает ее сзади и, тож рыдая, уговаривает : «Не ешь, пожалуйста… не ешь это». Ничего никому не напоминает? Лично мне так вот и видится измученное диетой девачко, дорвавшееся до катрюли с тушеной фасолью. Плачет и уже не лезет, а остановится не может. И муж ее уговаривает перестать, не мучить себя… ЫЫЫЫ…
Вообще - может, я и неправа, но мне видится не то что заимствование отдельных деталей из «берсерка», а, прямо скажем, стебное заимствование. При появлении Исли у меня сложилось четкое впечатление, что Гриффис, чтоб не скучать, снимается пока в ролях второго плана. У этого парня даже плащ с перьями! Ну что это, если не стеб? Еще более в этом убеждении меня укрепил исливский военноначальнег, принимающий облик Зодда. Тока попроще, без рогов и без крыльев. Видно, поотрубали все.
Графика: ну, как я уже сказала - в целом на высоте. Хотя вот что касается сражений: горькие слезы, переходящие в глумливое гоготание, вот какую реакцию вызывает наблюдение за этим, с позволения сказать, боевым искусством. Все движения, опять-таки, однообразны и идиотичны. Нарезка колбасы и скоростное отбарабанивание ритма по батарее - вот что это такое.
Сюжет: мда. Нет, возможно, даже скорее всего, в манге все намного сложнее и интереснее. К примеру, в сериале абсолютно никак не раскрыта тема Организации - хотя намеков кидается очень много. Лично у меня сложилось впечатление длительного противостояния Пробудившихся - руководства этой самой организации и вольных Пробудившихся. Причем, по ходу дела, сейчас оно как раз переходит в стадию открытой войны - с подачи того ж Исли, который, подобрав свихнувшуюся Присциллу, понял, что творится там что-то уже сильно не то.
Зато тема сисег почти раскрыта.
Озвучка: - ужасна. Невнятное неправдоподобное чавканье и уже упоминавшийся истеричный стук по батарее - это не озвучка, это убожество. Сейю местами жгут, а местами как-то, прямо скажем, сливают. Из светлых моментов могу упомянуть участие несравненной Паку Роми, которая для разнообразия озвучивает женщину, а также сейю, озвучивавшего Ичимару Гина.
Саундтрек тоже местами вгоняет в ступор, местами и временами музыка совершенно не в тему и не ко времени. Однако же - и опенинг и эндинг мне очень понравились, я даже на плеер записал себе.
Опенинг - добротно сделанная Найтмаровская песня Raison d'Etre,(а с таким названием мне б почти любая фигня понравилась), эндинг - Danzai no Hana ~Guilty Sky. Могу выложить.
А в целом - да, смотреть вполне можно. Я свою порцию удовольствия получила. Чего и вам желаю.