Манифест во имя Примирения

Dec 03, 2008 01:34

 
Открытое письмо Иоанну Павлу II

Святейший отец,

В XII-XV веках, как на Востоке, так и на Западе, а в особенности на территориях, что сегодня образуют собой Юг Франции, и которые тогда назывались одними людьми «Альбижуа», другими - «Прованс», или просто «Тулуза», а в наши дни могут быть объединены под культурным наименованием «Окситания», появились, жили, молились, проповедовали, любили, были преследуемы и умирали в муках христиане - катары (богомилы, Друзья Божьи, патарены, Добрые Люди, Добрые Христиане, и т. д.) Научные познания, которые были накоплены на заре XXI века, показывают нам, что религия катаров была, на самом деле, подлинно и глубоко христианской, и зиждилась сугубо на изучении, провозглашении и свидетельстве Евангелия, Слова Христа, содержащегося в Новом Завете.

Крестовый поход против альбигойцев и создание Инквизиции

По причинам, которые уже не будет уместным излагать и обосновывать, тогдашние власти, власть Рима и власть государей, решили полностью уничтожить катаров. С этой целью папа Иннокентий объявил несколько крестовых походов, на Балканы и в Альбигойскую землю, начиная с 1203 (1) и 1209 г. Это положило начало 150 годам войн и преследований в Окситании. Основываясь на репрессивной доктрине папы Люция III и на практике преследований, предписанной Иннокентием III, папа Григорий IX создал, в этих условиях, Инквизицию, чья деятельность была особо направлена против катаров, и поручил её главным образом доминиканским и францисканским Братьям. Папа Александр IV расширил сферу деятельности Инквизиции и рекомендовал применение пытки. Папа Бенедикт XII сам был инквизитором и приказывал преследовать, пытать и казнить, в свою бытность епископом Памье, многочисленных катарских «Совершенных» и вальденсов, их товарищей по несчастью. В конце концов, папа Сикст IV расширил сферу деятельности Инквизиции в Испании, откуда она пришла в Южную Америку. Основанная в Тулузе в 1233 году, Инквизиция просуществовала там, на самом деле, до 28 июня 1771 г., то есть это 538 лет деятельности. Инквизиция в целом была упразднена 15 июля 1834 г. Созданная с целью уничтожения христиан-катаров, она просуществовала более 600 лет. В конечном счёте, она прекратила свою деятельность только полтора века назад.

« Священные» войны, крестовые походы, массовые убийства, грабежи, преследования, пытки и костры

Одновременно страна была предана огню и мечу, потому что крестоносцы называли себя Воинством Христовым. В Безье Арно-Амори, папский легат и аббат Сито, отдал приказ к первой массовой резне: «Убивайте всех, господь своих узнает» и 20000 жителей города - все христиане - были убиты в один день! Затем, с 1209 по 1329 год, более 2000 катарских «совершенных» были сожжены на кострах. И всё это продолжалось в течение десятков лет. Монсегюр, последнее убежище окситанской катарской христианской Церкви, был взят силой в 1244 г., и 220 катарских «Совершенных», в том числе главные епископы, были сожжены здесь заживо на гигантском общем костре. Что касается последнего окситанского «Совершенного», Гильёма Белибаста, то он был сожжён заживо в 1321 г. В Окситании последним из известных костров был тот, на котором были сожжены трое простых катарских верующих: Адам Баудет, Гильём Серре и Изарн Райнаут,  9 сентября 1329 г. Остальные были вынуждены бежить в Италию...

Церковное отлучение, никогда не снятое с графа Тулузского Раймона VI : символ,  всё ещё горестный

В конце концов, Воинство Христово, под твёрдым нажимом сменявших друг друга пап и под командованием Симона де Монфора, затем короля Франции Людовика VIII, короля Франции Людовика Святого и Бланки Кастильской, завоевало, силой оружия и путём опустошений, всю землю Альбижуа, несмотря на сопротивление всей страны. И в этих условиях на законных окситанских государей были наложены позорящие церковные отлучения. Наиболее показательным примером является пример графа Тулузского Раймона VI, который, будучи  рыцарем-госпитальером ордена Святого Иоанна Иерусалимского, и вопреки своему твёрдому пожеланию быть погребённым в освящённой земле, умер отлучённым, никогда не получил погребения, и никогда не был реабилитирован, несмотря на настойчивые ходатайства перед Папой его сына графа Раймона VII. Бренные останки графа Раймона VI были поручены охране Ордена рыцарей-госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, ныне Cуверенному Ордену Рыцарей Мальты. Они  никогда не были погребены в освящённой земле. Это упорство и это забвение всё ещё воспринимаются как символ печального и длительного урона, нанесённого христианству, идентичности окситанцев и чести тех земель, на которых произошли эти драматические события. И всё это никогда не было ни признано, ни подвергнуто сожалению, ни сглажено... Тем не менее, память о катарах осталась живой. Достижения  исторического познания катаризма привели к тому, что окситанцы и христиане Окситании основательно и серьёзно потрясены, и совершенно не понимают того, что ничто ещё не было ни сказано, ни сделано для того, чтобы возвратить свет христианства, просто христианства, основанного на первоначальном Слове Христа, этим грустным событиям в истории человечества.

Простить и примириться: да будем любить друг друга!

Святейший Отец, мы знаем, что христиане-катары, на своих кострах, прощали своим палачам (Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят) согласно слову Христа: И Он  [Дух Святой] пришед обличит мир... (Иоанна, 16:8) Изгонят Вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.» (Иоанна, 16:2). Святейший Отец, в этом конце второго тысячелетия христианства, пришло время, чтобы все христиане окончательно примирились между собой, в экуменическом принятии различий между ними, и снова пошли бы, по-братски, co спокойствием и решимостью, без дискриминационных мер  и с терпимостью по Пути Христа, по пути Любви.

Наша просьба

Поэтому наш просьба следующая: признать свои ошибки, простить, примириться между братьями, христианами или нет, и с гражданским обществом. Именно Вашему Святейшеству, как Они это сделали в отношении Церкви моравских Братьев, учеников Яна Гуса; как Они это сделали в отношении гугенотов по поводу Варфоломеевской Ночи; как Они это сделали во время Рождественской ночи и праздника Хануки 1997 г. по отношению к иудейской диаспоре, надлежит сделать как можно скорее знаменательный жест, определяющий и окончательный, с тем, чтобы назвать, раскаяться по их поводу, искупить и обоюдно простить все те действия, примеры которых мы сейчас приведём:

- В отношении всего христианского мира и человеческого сообщества - по поводу создания и применения Инквизиции в течение 601 года; прежде всего, против христиан-катаров, которые были её первыми мучениками; в отношении их преследования и их уничтожения, и в отношении людей той эпохи, которые защищали их и свою страну; в отношении всех жертв всех религиозных войн, которые воспоследовали и которые были вызваны, прямо или косвенно, узаконены, сделаны обычным делом и оправданы созданием и примером этой организации, совершенно нехристианской.

- С настойчивостью - в отношении христиан-катаров, признавая, что в деяниях, чьими жертвами они были, не было ничего христианского; и прося у них того прощения, которое они сами давали католикам, которые их мучили: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. (…) Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный.» (Матф. 6:12-15)

- В отношении людей той эпохи, публично сняв отлучение с Раймона VI, соглашаясь сегодня с его последней волей быть погребённым в освящённой земле; символически вернув ему его достоинство рыцаря-госпитальера и реабилитируя его, чтобы он стал символом всех тех, кто познал ту же участь.

Истории - несомненно, по вдохновению свыше - было, к тому же, угодно предложить нам аллегорию: саркофаг, обнаруженный в канун Рождества 1997 г. в прежнем Командорстве Госпитальеров Тулузы, Мальтийском Дворце, там, где Раймон VI нашёл своё последнее пристанище, с большой вероятностью принадлежит именно ему! Окажем же ему почести там, перед его обретёнными останками.

- Сделав жест сильный, символический и долговременный, например, принимая участие, наряду с другими объединениями, христианскими и нехристианскими, в создании экуменического Фонда Примирения, который, словом и делом, покажет, что для Римско-Католической Церкви её примирение как с христианами-катарами, как и со всеми прочими христианами и всеми людьми всех религий и вероисповеданий, как и неверующими, является окончательным и действенным, ибо величайшая из всех Заповедей Христа - это та, вокруг которой мы все можем объединиться и примириться: Любовь!

- Наконец, так как Инквизиция была создана в центре этих драматических событий, было бы знаменательным, если бы Ваше Святейшество прибыли провозгласить это подтверждение примирения, лицом к миру, прямо в Тулузе, в тысячелетней базилике Сен-Сернен. Это придало бы этому жесту ещё большую силу, важность и значимость.

Когда Вера, Надежда и Любовь будут возвращены христианскому миру и человечеству, тогда мы сможем вновь пойти по дороге вместе...

Тулуза, 26 января 1998 года

Первые подписи «Манифеста во имя Примирения»:

Доминик Бодис, мэр Тулузы, депутат департамента Верхняя Гаронна

Бертран де ла Фарж, президент ассоциации «Flamme cathare»

Жан-Франсуа Лаффонт, адвокат, основатель ассоциации «Flamme cathare»

Патрик Лассеб, Fondacion Occitania

Франсис Лубатьер, издатель

Клод Марти, певец

Аббат Жорж Пассерат, пpезидент Окситанского Колледжа [Католического университета Тулузы]

Жан-Луи Пеш, Fondacion Occitania

Жан Виллот, региональный советник, окситанист (2)

Манифест во имя Примирения был опубликован в следующих изданиях:
  • Газета «La Dépêche du Midi», субботний выпуск 21 февраля 1998 г
  • В приложении к книге «Раймон VI» Бертрана де ла Фаржа, издательство Loubatières (1998 г.)

    По прошествии веков, трагедия катаров остаётся подобной живой ране на земле Ок. Манифест во имя Примирения был отправлен Иоанну-Павлу II иерархическим путём Церкви в понедельник, 21 февраля 1998 г., для того, чтобы раскаяние Папы было открыто проявлено на этой земле терпимости и плюрализма.

Автор письма - г-н Бертран де ла Фарж.

(1) Здесь имеется в виду то давление, которое Иннокентий III, при посредстве венгерского и хорватского короля Эмерика,  оказал на вассала последнего, правителя Боснии бана Кулина (1180-1204), при котором богомильство стало в этом государстве официальной религией. 8 апреля 1203 г. бан Кулин и другие боснийские политические и религиозные лидеры были вынуждены публично отречься от богомильской ереси перед папским легатом Иоанном де Казамарисом. Несколькими годами ранее папская власть изгнала еретиков из Далмации (Сплит, Трогир).
(2) Люди, подписавшие «Манифест», очень известны на Юге нынешней Франции. К примеру, Доминик Бодис, бывший мэр Тулузы, является чрезвычайно популярным среди жителей города и по сей день; он не только политический деятель, но и писатель, автор книг о тулузских графах Раймоне IV и Раймоне VI. Бертран де ла Фарж - в настоящее время заместитель мэра Тулузы (Пьера Коэна) по культурным связям, автор ряда исторических исследований («Раймон VI», «Окситанский крест»), в 2006 г. основал т.н. Ostal d’Occitània («Дом Окситании»), центр, чья деятельность направлена на возрождение национальной культуры и языка. Клод Марти - известный ещё с 60-70-х годов исполнитель, один из основателей музыкального направления Nova Canço («Новая Песня»), поэт и писатель («Каркассонн в сердце», «Дороги катаров»).  Жорж Пассерат - католический историк, исследователь в том числе катаризма, подчинённый епископству Памье; здесь приведены только первые десять подписей, на самом деле их много больше.

Перевод и примечания мои.

(Продолжение следует)

Манифест во имя Примирения

Previous post Next post
Up