Le siège de Carcassonne vu par Claude Pelet et Gauthier Langlois dans la BD
L’Aude dans l’Histoire, éditions Aldacom, 2006.
Как выяснилось, в национальном архиве Франции имеется любопытнейший документ Arch. Nat. J 1028, no.3 - не я его нашел (спасибо тому, кто меня на него навел!), но приведенный в нем факт не упоминается ни в одной из известных мне работ по истории того времени. Относится он к городу Безье и датирован 1240 г.
Те, кто увлекается этой эпохой, прекрасно знают, что это год крупного восстания Раймона II Тренкавеля и его вассалов против короля Людовика IX и власти французов в Окситании. Королевские чиновники внимательно следили за настроениями в городе и фиксировали распространявшиеся в нём слухи. Среди них был и такой - якобы Тренкавель лично намеревался проникнуть в город, поднять горожан на восстание и вырезать людей короля. Причём, чтобы не возбудить подозрений, он собирался переодеться францисканцем. Поэтому чиновники уведомили об этом короля, они плотно закрыли ворота, впускали всех по очереди и внимательно присматривались к каждому францисканцу, входящему в город, и обыскивали его.
Возможно, слух этот совершенно не соответствовал действительности, но документ, тем не менее, ценный. О чем он говорит? О том, что еще в то время в Окситании францисканцы были близки к народу. Не напоминает ли образ францисканца, агитирующего против захватчиков с Севера и нового порядка, знаменитого Бернара Делисье?
Трубадур Пейре Карденаль, который, как известно, яростно обличал Церковь и клириков, а особенно Братьев-Проповедников, в своей сирвенте Mon chantar vueil retraire (5 строфа) говорит о тулузских францисканцах как об образцовых христианах. Да и Этьена де Сен-Тибери придали в помощники Гильему-Арнауту (привет из Авиньонета!) именно потому, что к миноритам народ относится лучше и считал их менее суровыми, чем доминиканцы.
Так что Бернар Делисье и его деятельность имеют долгую, долгую предысторию...