Развалинами Мура удовлетворен - часть 2

Sep 03, 2014 23:13




Каркассон (Бург и Ситэ) в 1462 г. Bibliothèque Nationale de France, Estampes, Va. 17, fol. 26.

Начало статьи ЗДЕСЬ.

Следует дождаться Анри Мюлло в 1913 г. и особенно Антуана Саррота в 1914 г. для того, чтобы возникло более глубокое желание определить местоположение тюрьмы. Анри Мюлло понадобилось упомянуть «старинную тюрьму La Meure и здания Инквизиции » в своем комментарии к гравюре 1462 г., на которой изображены Ситэ и Нижний Город. С одной стороны, он с уверенностью полагает, что «Мур» представлен на этом документе тремя смежными отдельными зданиями к юго-западу от Ситэ. С другой стороны, он цитирует нотариальный акт 1625 г. в котором «дом Инквизиции Святой Веры, обычно называемый la Meure»  находится в разрушенном состоянии», но располагается в квартале Барбакан, и ее местоположение можно определить по ее границам, в числе которых нынешняя улица Лонг (Rue Longue), которая прилегала, представляется, к бывшей тюрьме с ее западной стороны.  Если запись этого акта 1625 г. является одной из самых ценных, то присутствие Мура на гравюре 1462 г. является достаточно спорным. Антуан Саррот не упустит случая оспорить эту интерпретацию, однако подтвердит топографическое расположение бывшей тюрьмы между улицей Лонг и подножием склона Ситэ. Он опубликовал по этому поводу обобщающий чертёж (Рис. 2), вероятно, вдохновляясь при этом планами Виолле-ле-Дюка, вновь обрисовав трапециевидные очертания, по-прежнему не замкнутые с западной стороны.



Рис. 2: План юго-западных окрестностей Ситэ, по А. Сарроту, 1914 г.

Жозеф Пу, главный историк Ситэ, согласен с позицией Антуана Саррота, потому что он самостоятельно воспроизводит в 1925 г. местоположение Мура, отмечая, что в этом же секторе по-прежнему присутствуют «остатки строений, относящихся по виду к XIII в.». В 1931 г., когда Жозеф Пу упоминает Инквизицию в Каркассоне в своем труде «История и описание» Ситэ, он подтверждает расположение бывшей тюрьмы между Ситэ и рекой Од, но, как это ни странно, не показывает ее на различных планах, содержащихся в его пяти томах. Следы «Мура» казались ему, быть может, имеющими малую ценность по сравнению с двойным поясом городских укреплений, которые возвышались над ними.

После Жозефа Пу большая часть авторов всего лишь воспроизводила ту же самую локализацию, не пытаясь больше узнать о природе и местоположении сохранившихся до наших дней остатков памятника. Но, согласно трудам, само пятно застройки, где якобы находился «Мур» могло оказаться изменчивым. Бывшая тюрьма иногда правильно упоминается как расположенная у подножия Ситэ, как об этом говорит Пьер Морель в 1939 г. или Жан Жиру в 1946 г., но иногда ее неверно считают находившейся на откосе (склоне) Ситэ под Квадратной Башней Епископа, согласно Жану Жиру в 1948 г., Франсуа Грималю в 1966 г. или Рене Нелли и Анри Алло в 1980 г. Эта неясность вновь обнаруживается в магистерской работе Фостин Аран в 2000 г. на тему Инквизиции в каркассонской епархии. На самом деле точное определение местоположения «Мура» всегда вызывает проблемы у автора, который представляет его примыкающим к наружным укреплениям Ситэ, между Башней Правосудия и Квадратной Башней Епископа. Этот факт обусловлен, в том числе, воспоминаниями об уже упомянутой нами знаковой картине Жана-Поля Лорана «Освобождение каркассонских узников», где тюрьма ошибочным образом изображена совсем близко к городским укреплениям.

Происхождение и исчезновение тюрьмы

Согласно Жозефу Пу, постройка Мура относится к правлению Людовика IX, в секторе, который уже занимал, начиная с 1247 г. первый монастырь доминиканцев в Каркассоне, как это уже заметил Жан-Пьер Кро-Мервьей. Таким образом можно объяснить первоначальное название нынешней улицы Лонг: улица Якобинцев (я ничуть не возражаю против подобного переименования - R.).
            Но в 1255 г. паводок на реке Од заставил братьев-проповедников покинуть свой монастырь, материалы которого, возможно, были вновь использованы несколькими годами позже для того, чтобы воздвигнуть на этом же месте тюрьму Инквизиции по приказу Людовика IX. Все тот же Жозеф Пу, но и Монсеньор Дуэ до него сообщают, что строительство «Мура» всё ещё велось в 1258 г., так как король в этом году требовал его завершить, и здание было, вероятно, достроено примерно к 1260 г.
          Другая гипотеза заключается в том предположении, что тюрьма, построенная при Людовике IX, не была инквизиторской тюрьмой, и что последняя была построена позже, в конце 1270-ых или в начале 1280-ых годов, в эпоху инквизитора Жана Галанда. Действительно, примерно в 1285 г. консулы Каркассона жалуются ему примерно в таких выражениях: «Вопреки обычаю и привычному образу действий ваших предшественников, вы построили тюрьму, называемую «Муром», которую скорее следовало бы назвать адом», обличая нечеловеческие условия содержания под стражей и обращения. Следует ли считать Жана Галанда одним из соучастников строительства «Мура»? Или же он надзирал за расширением ранее существовавшего здания? Немного позже, в 1201 г. при инквизиторе Гийоме де Сен-Сэн, площадь «Мура» действительно увеличилась благодаря постройке camera nova.
            Посещение « Мура» Каркассона в 1306 г. епископами Безье и Тулузы не позволяет составить точное впечатление о его внутренней организации, ни о расположении «тесного Мура» и «просторного Мура» относительно друг друга. Главное, что мы узнаем - это то, что отдельные застенки, расположенные по обе стороны просторного коридора, были распределены по двум уровням.  Это позволяет представить, что у тюрьмы имелся второй этаж, по крайней мере, над одной из частей здания.
          Что касается вопроса конца использования «Мура» в качестве места длительного заключения, представляется, что эта тенденция уже стала реальностью во второй половине XIV века. Однако известно, охранник и привратник тюрьмы, Жан Массак, был назначен в самом начале XV в., в 1403 г. Если считать, вопреки прочим авторам, что «Мур» нельзя увидеть на знаменитой гравюре 1462 г., можно ли тогда прийти к заключению, что разрушение инквизиторской тюрьмы уже было реальностью в первой половине XV в. ? В любом случае, на начало 1625 г., в нотариальном акте, процитированном Анри Мюлло, уточняется, что в это время здание тюрьмы «La Meure, где обитали господа инквизиторы… было разрушено уже в течение столь долгого времени, что никто уже ни не помнит об ином». Должно быть, здание тогда находилось в очень заброшенном состоянии. Именно в это время инквизитор Жозеф Бургиньон начал продавать эту территорию новым владельцам, которые возводили там дома и разбивали сады. Это начало урбанизации, вероятно, нанесло смертельный удар большей части того, что осталось от «Мура». Однако, несмотря ни на что, остается уточнить конечный момент использования здания инквизиторами и то время, когда памятник начал разрушаться. А. Саррот полагает, что «Мур» разрушили умышленно в 1418 г., в обстановке восстановления оборонительных сооружений Ситэ; но он не приводит ни одного весомого аргумента в поддержку своей гипотезы.

occitania, murus inquisitionis carcassonae, rabies carcassonensis, история, anti-gaillard, Окситания

Previous post Next post
Up