После такого шикарного ночлега настроение бодрое. Ребята спали в палатке, а я решил спать прямо в авто, о чём не жалею. Лишь пара комаров пытались помешать крепкому сну. Попутно в машине работал автоинвертер. Это такой аппарат, который включается в прикуриватель, а на выходе имеет розетку 220V. Незаменимая вещь в автономных ночлегах, хотя сам прибор я купил за день до поездки (случайно узнав, что и такие имеются).
С небольшим джиперством выбираемся обратно на трассу, ребята снимают на видео. Первая остановка на сегодня - город Пошехонье. Небольшой уютный райцентр с населением около 7 тыс.жит., получивший звание города, как и Рыбинск, в 1777 году. С 1918 по 1992 год именовался как Пошехонье-Володарск, но имя революционера не прижилось. Когда-то местность (названная от старинного наименования Шексны - Шехонь) славилась не только на Руси своим сыром, но в перестроечное лихолетье производство посчитали нерентабельным и завод был закрыт (и теперь пошехонский сыр нам в Лобню везут …из Белоруссии!). Правда есть информация, что местные власти спохватились и планируют восстановить сыроделие. Дай-то Бог!
Первым делом купили в «Хозтоварах» тройник, так как желающих заряжать свою технику от инвертора стало много. Было раннее солнечное утро, и нам ничто не мешало гулять по этому тихому городу. Посмотрели центр, прогулялись по набережной, и двинулись далее на Череповец. Дорога Р104 хорошая по Ярославской области, потом немного портится, но ближе к Череповцу снова неплоха. Кое-где на Вологодчине дорога почти выходит на берег Рыбинского водохранилища, правда берега часто заболочены.
Добрались до Череповца, где поставили машину, а сами пересели на трамвай. Проехали несколько остановок, а обратно пошли пешком, попутно купив кваса из бочки (когда-то такие были во многих городах, даже в Москве, а сейчас встретишь подобное нечасто).
Статус города Череповец получил также в 1777 году, отнесенный тогда к Новгородской губернии. В 1810 году открывается Мариинский канал, обслуживанием которого занимается основное работоспособное население. Бурный рост город испытал уже в советские годы, став одним из центров чёрной металлургии. Уникальность города в том, что его население (312 тыс.жит.) опередило количество жителей в областном центре (второй такой российский уникум - Новокузнецк).
Когда-то давно я уже был в Череповце, и, как и ныне, город особого впечатления не произвел. Есть, конечно, интересные здания, в том числе и монументальные «сталинки», но состояние их даже хуже, чем здания в Рыбинске. И это небедный город, что же спрашивать с остальных? Запомнились только 3 штриха: вантовый мост через Шексну, огромные дымные трубы «Северстали» и старинный ж.д.вокзал с часовней.
Выезжаем на север. Как только проезжаем пост ДПС, начинается сильный ливень. А навстречу неслабый поток машин - череповчане возвращаются с дач, воскресенье же. А ты едешь по свободной дороге, и наслаждаешься этим - ведь тебе совсем не надо готовиться к работе. Наоборот, ты едешь все дальше от дома!
С выездом в Вологодскую область стараюсь внимательно отслеживать ситуацию с количеством бензина в баке. Да, у меня в багажнике лежит полная 10-литровая канистра (она нам так и не пригодилась в этом путешествии, но уверенности придавала немало), но заправки встречаются все реже, поэтому стоит быть начеку. Машина без топлива - это всего лишь куча металла, пластика и резины…
Развилка на Кириллов и Белозерск - в Вытегру можно ехать по любой дороге. Изначально, выяснив, что на дороге через Кириллов построили мост через Шексну, хотел ехать там (более предсказуемо). Однако, ребята, узнав, что можно проехать на пароме, выбрали белозерский путь. Возражать не стал, ибо в Кириллове бывать доводилось дважды, а вот в Белозерск пока не попадал. А посмотреть тут есть на что: опрятный центр, имеется старинный вал, внутри которого небольшое озеро и старинные постройки. С вала открывается панорама 11-тысясного райцентра, за которым большие суда на Белом озеро (оно огромно - противоположного края не видно). И вот над всем этим великолепием после дождя выглянула радуга!
Но рано хвалить местные дороги - стоит отъехать на пару кварталов от центра, как асфальт исчезает частично или полностью, сменившись страшной грунтовкой или огромными лужами-ваннами. Попытались выехать на пристань, а уперлись в некое разводное сооружение. Только вышли на осмотр, как сооружение пришло в движение, «отвалившись вбок», а недалеко уже подавало гудки судно «Окский-62». Только потом мы поняли, что выехали не на что иное, а на Белозерский канал.
Время шло к вечеру, а у нас на сегодня предстоял немалый путь на север. Но пока мы ехали в неизвестность - предстояло преодолеть паром через Шексну. Дорога стало окончательно грунтовой, машины в обоих направлениях исчезли и только редкие указатели подсказывали о верности пути. Белозерский канал был преодолен просто - переехали его по гидротехническому сооружению. Но вот и паром. Мы торопились к рейсу 19.00, но пока машин не было. Радовало одно - паром был на нашей стороне, это значит ждать нам меньше, чем встречным. С другого берега виднелись машины и люди - но им оставалось только смотреть на наш берег.
В качестве двигающей силы к парому сбоку было прицеплено судно «Байкал». А рядом с нами стояло похожее судно, с символическим названием «Мираж». Действительно мираж, ибо оно стояло на суше, накренившись набок! Тишину разрезал прибывший грузовик, лихо вставший впереди нас. Ну и ладно - места хватит всем.
Вскоре из здания появился паромщик. Позади нас уже стояло еще две легковушки. Все медленно пришло в действие, и вскоре наша автоколонна чинно пересекала на пароме разлив Шексны. Интересно, что денег за паром не берут. Не успели мы причалить и выехать, как встречный поток машин лихо стал заезжать. Интересно, что замыкающей очередь машине места осталось только-только. Радостно загрузившись, 8 легковушек и «Газелей» и их пассажиры поехали в обратную сторону, а мы, оставшиеся в одиночестве, принялись снимать это дело на фото и видео.
Судя по надписям, паром действует с 8.00 до 20.00 и ходит раз в час. Но стоило парому причалить к другому берегу и разгрузиться, как там появилось еще 3 машины, и паром, приняв их, сразу отправился к нашему берегу. Ну а мы радостно от быстрого перемещения на пароме уже мчали в сторону Липина Бора. Небольшая остановка в деревне Ухтома - фиксируем религиозные сооружения. Каменный храм еще постоит, а вот деревянной церкви угрожает физическое уничтожение.
Село Липин Бор - райцентр Важского района Вологодчины - мы проследуем насквозь, время близится к вечеру. Радует то, что мы движемся на север и дни «растут». Выезжаем на шоссе Вологда - Вытегра - это новая ровная асфальтовая трасса (нормально в картах не обозначенная), при этом малонаселенная автомобилями. Ехать одно удовольствие!
Небольшой заезд на Куков Ручей (есть указатель с трассы), где заправляем все свободные ёмкости прохладной чистейшей водой. Есть беседка с иконами, вокруг все увешано на старообрядческий манер разноцветными ленточками и полосками, а в роднике лежит множество монеток.
Небольшой перекус в красивом месте трассы и мы едем все дальше. За 10 км до интересующего нас поселка Белый Ручей (он же Депо по дорожным знакам) асфальт исчезает, начинается ужаснейшая «стиральная доска». Это когда песчаная дорога становится волнообразной, а при движении даже на небольшой скорости в машине все начинает ходить ходуном и сопровождается треском и гулом. Трасса тут недостроена (как и 2 года назад), машины направляются в объезд через лес. К счастью, этот кошмар невелик (но ехать быстрее 30км в час ужасно неприятно), и вот мы в нужной для нас точке - поселке Депо (непривычно видеть именно такое написание на автодорожном знаке). Поселок известен своей лесовозной узкоколейной железной дорогой, на которой сохраняется и пассажирское движение. Мы торопились сюда ввиду того, что в 0.20 в ночь на понедельник (а также пятницу) идет пассажирский ночной поезд. Но пока еще оставалось чуть более часа времени, мы решили сделать кадры на память. Мгновенно были атакованы стаей наглых голодных комаров (таких злых и многочисленных комаров мы больше не встретим нигде). Пришлось все делать бегом, спасшись в конце концов в машине. Отъезжаем к лесу переждать час, заряжая попутно приборы через инвертор. Тем временем стемнело, начинался новый день, о котором я расскажу уже в следующей части.