Как не может железная дорога жить без локомотивов, так и сами локомотивы не могут обойтись без депо. Полноценного депо, осуществляющего обслуживание, а не формального, как в Очамчире. И такое сооружение есть на АЖД. И конечно же в Сухуме.
Ничего удивительного в том, что Сухум - наиболее оживленная станция АЖД. Имеено здесь мы встретили первых и единственных железнодорожников, если не считать одинокого смотрителя тоннеля в Гагре.
Посещение депо не было бы столь лёгким, если бы не наш проводник Георгий. Узнав о нашем желании, он сразу же предложил помощь с организацией экскурсии, ибо в противном случае мы могли столкнуться с серьёзными проблемами: позже мы узнали из достоверного источника, что на АЖД есть приказ всех фотографов задерживать до прибытия сотрудников органов госбезопасности. Итак, обо всём по порядку.
1▼ Попасть само в депо не сложно: ворота открыты. Через них мы гордо въехали на его территорию
2▼ После этого Георгий нашёл начальника депо, и получил у него "индульгенцию на съёмку" для нас
3▼
4▼ Мы начали с осмотра электровозов ВЛ8 и тепловозов ЧМЭ3, дружно выстроившихся в очередь на распил...
5▼
6▼ Локомотивы представляют как Новочерскасский, так и Тбилисский заводы
7▼ Локомотив и Пальма. Очень непривычная моему глазу картина
8▼ Да, все эти бедолаги, не одно десятилетие исправно водившие составы, теперь с грустью в глазах ждут утилизации
9▼ Как сказал Гиви (начальник депо), всему виной разграбленный цветной металл. Однако, думается что дело не только этом
10▼ Очень хотелось привезти какую-нибудь табличку на память, но снять их голыми руками не удалось, а наглеть и просить сотрудников депо о помощи мы не стали
11▼
12▼ Попасть внутрь локомотивов мы могли совершенно свободно, что позволило нам снять много интересных деталей
13▼
14▼
15▼
16▼
17▼
18▼
19▼
20▼
21▼
22▼ Дизель ЧМЭ3
23▼
24▼
25▼
26▼
27▼
28▼
29▼
30▼
31▼
32▼
33▼ Осмотрев эту скорбную процессию, мы двинулись дальше
34▼ С другой стороны депо обнаружены: традиционный вагон-помойка
35▼ Вагон электрички
36▼ И заброшеный цех
37▼ Кстати, тут же находится и виадук над путями
38▼ с которого можно обозревать всё депо
39▼
40▼
41▼ Но мы спустимся на землю, и продолжим путь. В кустах находим паровоз, точнее то, что когда-то им было
42▼ Заглянув в цех, мы обнаружили пару монтеров, самозабвенно пилящих ЧМЭ3. Фотографироваться они отказались...
43▼ Как ни странно, но этот бедолага не ждёт распила. Но и как он собирается работать - тоже не понятно
44▼ Между прочим, никакой разумной альтернативы советским камерам хранения до сих пор нет не только на АЖД, где они никому не нужны, но и в России
45▼
46▼ А этот друг явно на ходу
47▼
48▼ И вот самые ценные постояльцы депо - относительно новые М62. Относительно - потому что на них стоит отметка о ремонте в 90м году
49▼ Гиви очень туманно выразился об их происхождении и назначении, однако потом нам удалось прояснить ситуацию: эти локомотивы из частного депо Весёлое в Ростовской области
50▼
51▼ А используются они для работ по восстановлению АЖД
52▼ Что интересно - некоторые из них без табличек
53▼ На этой позитивной ноте мы покидаем царство гостеприимного Гиви и попадаем на территорию агрессивных монтеров, не признающих его авторитета
54▼ Путь находится в более-менее приличном состоянии
55▼
56▼
57▼ Здесь даже есть ВП, но на ходу ли он - не очевидно
58▼
59▼
60▼
61▼ Дома вдоль депо пустуют, а в городе мы потом не раз встречали объявления об их продаже
62▼
63▼ Гораздо проще для демонтажа цистерны стропы срезать, чем аккуратно вывернуть гайки...
64▼ Замечательный вагон-ресторан, так манящий своими пустыми окнами-глазницами (двери его наглухо заварены). Внутри, конечно, стандартная помойка, но вагон пожертвовал нам табличку "стоп-кран". Однако, находясь внутри, я услышал снаружи голос: "Эй, кто здесь?!". Поняв, что дело пахнет жареным, быстро ретировался, но был настигнут монтером. Никакой агрессии с его стороны, конечно, не было, но допрос с пристрастием он мне учинил. Главный вывод: индульгенция Гиви в 200 м за пределами депо уже не имеет ценности, и дальше мы уже двинулись нелегалами
65▼ Путь наш лежал к станции Сухум. Порция полусгнивших вагонов разных типов скрашивала путь сквозь местную колючку
66▼
67▼
68▼
69▼ Долго ли, коротко ли, но вот на впереди замаячило белое здание типично южной железнодорожной архитектуры - вокзал Сухум
70▼ Проникновение в вокзал невозможно, либо слишком рискованно: на платформах бдят люди в форме
71▼
72▼ Сам вокзал законсервирован
73▼ но малая часть его используется для продажи билетов на электричку в Сочи и поезд в Москву
74▼
75▼
76▼ Мы же изучим оставшийся участок станционной территории
77▼ Напротив вокзала расположились опломбированные рефрижераторы, явно прибывшие из России
78▼ С маневровой сигнализацией ситуация здесь такая же как и на востоке страны
79▼ Ещё парочка вагонов постройки завода Аммендорф, о чём свидетельствует табличка, вежливо отвинченная внутри с целью помещения её в наш музей
80▼ Видите вдалеке виадук? Свежая постройка
81▼ Ну и кульминация похода - паровоз ЭР на дальнем пути
82▼ Стоит он тут уже как минимум 20 лет, ибо, со слов Гиви, в войну использовался как... котельная
83▼ Да-да, ведь как нам известно, паровоз можно топить хоть сушёной воблой :) а уголь стоит немалых денег
84▼
85▼
86▼
87▼ На этом сегодняшний рассказ подходит к концу. Бросив ещё раз взгляд на сухумский вокзал со стороны города, мы отправляемся гулять по городу
88▼
Рассказы о нежелезнодорожных объектах Абхазии вы можете найти в блоге
yuryvp по тэгу "
Абхазия".
Следующая точка нашей экспедиции - самая красивая станция АЖД. Кто угадает о какой станции идёт речь?