Энергия Европы: стратегия выживания.

Sep 26, 2008 16:27


 
ЕС попал в собственную ловушку природоохранительных принципов.

«Экология» является одной «точек сборки» Европейского Союза: воспроизводство существующих социальных институтов через воспроизводство природной среды.

«Экология» уже перестала быть орудием экономической экспансии европейских товаров и стандартов. Сегодня экологические императивы тесно сцеплены с правовыми, образуя культурную оболочку ЕС, от которой европейские элиты не могут отказаться, не рискуя вызвать серьезных потрясений. Экологические требования добавляют нагрузку на европейскую экономику.



В течение какого-то времени Евросоюз «выжимал» из экологии конкурентные преимущества. Например, вытеснение из европейского воздушного пространства «шумных» российский самолетов и «грязных» российских автомобилей. Немало средств заработала экономика ЕС и на борьбе с фреонами. Вершиной этой стратегии был Киотский протокол.

Киотский протокол был одним из интереснейших стратегических замыслов ЕС, но выполнялся этот замысел совершенно непоследовательно. К концу 1990 х годов экологическая лихорадка заметно спала (не последнюю очередь в этом отрезвлении сыграл ряд природоохранительных экспериментов, бесшабашно поставленных на бывшем советском пространстве после победы демократии), и было трудно рассчитывать, что документ, требующий от целого ряда стран сократить тепловые выбросы в атмосферу, встретит благосклонный прием. Сама идея глобального потепления не была подкреплена сколько нибудь убедительными доказательствами. В еще меньшей степени была обоснована опасность потепления. И уж совсем невнятным выглядело предположение, что потепление связано с хозяйственной деятельностью человека, а именно - с производством так называемых «парниковых газов», и прекратится при снижении этих выбросов. США формально отказались подписать Киотское соглашение, а Россия до последнего времени все еще колеблется.

Проект единой Европы становится дефицитным. Тому две основные причины. Во-первых, проект предусматривает нарастание зависимости по энергоносителям от России и государств Персидского залива (эта зависимость усугубляется по мере вступления в ЕС новых членов и исчерпания месторождений в Северном и Норвежском море). Во-вторых, электроэнергетическая политика ЕС носит «догоняющий» характер, что обуславливает медленное, но неуклонное развитие кризиса энергосистемы (по мере выбывания генерирующих мощностей).

Атомная сказка.

В связи с радиофобией, спровоцированной у европейцев Чернобыльской катастрофой и собственными СМИ, в ЕС действует мораторий на строительство новых атомных электростанций. Этот мораторий не носит характер закона и может быть отменен. Однако никто не хотел  брать на себя ответственность за его отмену, поскольку с учетом еще недавно господствующих настроений это равносильно политическому самоубийству. С другой стороны, защитники окружающей среды возражают против строительства ГЭС (да и в Европе их почти негде строить). Нефти и газа не хватает, а угольные энергоцентрали, во первых, малорентабельны и, во вторых, действительно зримо загрязняют природу.

Ставка на альтернативные источники энергии не спасают положения. По расчетам экспертов Международного Агенства по энергетике их доля в реальности составит лишь 2% к 2030 при заявленных 20. В сложившейся ситуации ЕС снова «смотрит в сторону» ядерной энергетики.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Действительно, готовность, с которой в большинстве западноевропейских стран были заморожены ядерные программы, во многом объясняется психологическим эффектом чернобыльского атома, оказавшегося далеко не таким мирным, как его привыкли изображать. Впрочем, едва ли не в половине стран - «старых» членов ЕС - ядерных программ (в некоторых случаях уже) нет вообще. Это Австрия, Греция, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург и Португалия. Из остальных «старичков» - Бельгия, Нидерланды и Швеция - решили свои ядерные программы постепенно закрыть и перейти на другие, более безопасные источники энергии. Формально к ним присоединилась и Испания. На противоположном полюсе ЕС накануне расширения оказались Франция с ее стойкой приверженностью ценностям атомной энергетики, и Финляндия, совсем недавно сумевшая провести через парламент решение о строительстве нового ядерного реактора. В несколько подвешенном состоянии оказались Великобритания и Германия, которые имеют на своей территории отнюдь не единичные ядерные реакторы, но не слишком стремятся развивать атомную энергетику в дальнейшем.

Иными словами, даже в пределах «старого» ЕС особого единодушия по поводу стратегии развития атомной энергетики не наблюдалось. Более того, судьба ЕВРАТОМА, созданного в 1958 году для поддержки и развития ядерных технологий, оставалась совершенно неясной. В отличие от договора об образовании Европейского объединения угля и стали (1951 год), который, собственно, и положил начало ЕС и срок действия которого истек в 2002-м, период функционирования ЕВРАТОМА изначально оговорен не был. Упразднить его через те же 50 лет, в 2008 году - задача нехитрая. Знать бы только, чем его заменить. Тем более, с учетом того ядерного «наследства», которое принесли с собой новые члены ЕС.

После присоединения к «союзу пятнадцати» десяти новых членов количество ядерных реакторов на территории ЕС увеличилось на 18 единиц - с 218, по данным на 2002 год (правда, не все из них являются сейчас действующими). Еще не так давно в отношении «новичков» «старожилы» занимали достаточно жесткую позицию - «советские» реакторы, пусть даже не того типа, что и чернобыльский, должны быть закрыты. В некоторых случаях эти требования были выставлены в качестве условия вступления в ЕС. Неудивительно, что многие страны как из нынешней волны расширения, так и из предстоящей, на выполнение этого требования соглашались. Пусть и не всегда добровольно.

Однако сейчас, похоже, ситуация может измениться кардинальным образом. Некоторые страны из тех, что недавно стали членами ЕС, - например, Литва - уже начали заявлять о своем несогласии с необходимостью закрыть действующие на своей территории ядерные реакторы. Случай с Игналинской атомной электростанцией действительно является особым. Как свидетельствуют многочисленные эксперты, после проведения фундаментальных модернизаций два реактора этой АЭС, относящиеся к типу РБМК (то есть «чернобыльскому») по своей надежности и безопасности практически не уступают лучшим западным образцам. Но дело даже не в этом. Обещание досрочно закрыть два реактора ИАЭС, дать которое литовцев практически вынудили, полностью лишит их возможности самостоятельно удовлетворять свои потребности в электроэнергии. А также, как отмечает кандидат в президенты, временно исполняющий обязанности главы сейма Чесловас Юршенас, лишит Литву «статуса ядерного государства» и «приличествующего» этому статусу «квалификационного сертификата о наличии соответствующего интеллектуального, научного и технического потенциала». Ну и, конечно, поставит национальную экономику в полную зависимость от экспорта энергоносителей, в основном российских.

Первый реактор ИАЭС Литва обязалась закрыть до конца 2004 года. Второй - в 2008-м. Рассматривается вероятность строительства нового ядерного реактора, однако вступить в строй раньше 2015 года он не сможет даже при самом благоприятном развитии событий. Поэтому Литва всерьез вознамерилась продлить срок действия уже существующих реакторов хотя бы до этого срока, ведь по заключениям экспертов, им вполне «по силам» протянуть еще лет 15-20. Тем более что в остальных странах ЕС даже после закрытия «проблемных» реакторов атомная энергетика «под корень» не подрубается.

Собственно, прецеденты закрытия вполне дееспособных, достаточно безопасных ядерных реакторов в ЕС уже есть. В 1999 году ядерный блок «Берсебек-1» был закрыт шведским правительством исключительно под давлением «безъядерной» Дании. Однако повторить подобный «маневр» в дальнейшем европейским странам не удалось. Даже с учетом различной «весовой» категории игроков. Так, Австрия, в свое время серьезно озабоченная планами Чехии построить в Темелине новый атомный реактор «советского» образца (даже не «чернобыльского» типа), даже грозила «в случае чего» заблокировать принятие Чехии в ЕС. Однако в дальнейшем от подобной политики австрийские власти решили отказаться.

Причин подобной «смены ядерной ориентации» несколько. Прежде всего это, конечно, продолжающееся увеличение цен на нефть, стремительный рост потребления электроэнергии, а также желание обрести энергетическую независимость как от стран Ближнего Востока, так и от России. Важную роль играет и социальный фактор: сейчас на европейских АЭС занято почти полмиллиона высококвалифицированных работников. Однако гораздо громче звучат голоса представителей тех западноевропейских компаний, которые всерьез рассчитывают на крупные контракты по модернизации «постсоветских» реакторов или даже по строительству новых. Это, в первую очередь, норвежская Aker Kvaerner, объявившая о создании совместного предприятия с британской Spescom, а также британская BNLF/Westinghouse и французская Areva.

Не менее важным фактором является существенное увеличение потребления газа и угля, вызванное отказом от атомной энергетики, и связанное с этим повышение эмиссии парниковых газов. Как заявила недавно Лойола де Паласио, курирующая в ЕС вопросы транспорта и энергетики, ЕС может либо отказаться от атомной энергетики, либо стремиться к выполнению условий Киотского протокола - одновременно достичь этих целей Европа не в состоянии. И пусть вероятность реализации Киотского протокола выглядит все более сомнительной, ЕС считает свои обязательства по сокращению выбросов парниковых газов безусловными. А, как известно, 94% выброса углекислого газа приходится именно на энергетический сектор. И переход на возобновляемые источники энергии, за который так ратуют «зеленые», в массовом порядке и в ближайшее время не предвидится, а значит, с точки зрения экологии альтернативы атомной энергетике пока нет.

Атомная энергетика позволяет серьезно снизить выбросы парниковых газов. 1 ГВт мощности АЭС ежегодно экономит 7 млн. тонн выбросов углекислого газа (по сравнению с угольными ТЭС) и 3,2 млн. тонн - по сравнению с газотурбинными станциями комбинированного типа. Именно это обстоятельство побуждает европейские страны снова вернуться к вопросу строительства АЭС, несмотря на значительное сопротивление ряда влиятельных политических партий на европейском континенте. Не случайно, что именно Франция, на долю которой приходится существенная часть производимой в странах ЕС ядерной энергии, достигла наибольших успехов в борьбе с выбросами СО2. Даже Швеция, всегда представлявшая собой пример страны, активно использующей возобновляемые источники энергии, как пишет германская экономическая газета Handelsblatt, вновь делает ставку на атом. Сейчас почти половину производимого электричества в Швеции поставляют АЭС.
Компании в СМИ на улучшение образа безопастной атомной энергии уже дает первые плоды. Время, когда Европа негативно относилось к ядерной энергетике проходит. Именно по этой причине возврат к атомной энергетике в Европе намечается везде, это общая политика в рамках ЕС.

В догонку…

Французская энергетическая корпорация Electricite de France (EDF) предлагает почти 16 млрд. в пересчете на евро за британскую British Energy. Эта компания - ведущий в стране поставщик атомной электроэнергии, на ее балансе - 8 АЭС. У EDF в этой области большой опыт: АЭС обеспечивают более 75% энергопотребления Франции. Говорит глава EDF Пьер Гадонекс:

“По моему мнению, в ближайшие годы у Великобритании будет самая развитая среди европейских стран сеть атомных электростанций. Для этого есть две причины. Первая - эта европейсккая страна больше всех нуждается развитии АЭС, потому что она уже столкнулась с проблемами в поставках энергии. Вторая причина в том, что британское правительство, сначала Тони Блэр, а затем Гордон Браун, сделали свой выбор в пользу атомной энергетики.”

British Energy подтвердила, что к 2023-25 годам планирует построить в Великобритании 4 АЭС с реакторами нового поколения. Государство, владелец 35% акций British Energy, сделку одобряет. Говорит министр по проблемам бизнеса Джон Хаттон: “Эта самая крупная в истории прямая иностранная инвестиция. 25 млрд. фунтов - это в общей сложности - помогут продвинуть далеко вперед дискуссию о развитии атомной энергетики в Великобритании. 4 новых АЭС помогут нам в решении энергетических проблем.”

image You can watch this video on www.livejournal.com



Европа, атом, ЕС, Евросоюз, АЭС, энергетика

Previous post Next post
Up