Евросоюз - это союз независимых государств, объединивших свои усилия для создания единого пространства свободы, безопасности и справдливости, устойчивого развития, экономического и социального прогресса для своих граждан.
Аналогию можно увидеть в СНГ - Содружестве Независимых Государств, которое появилось на карте истории после развала СССР, и стало суррогатным объектом, цель которого была - высасывать все соки из России, как правопреемницы СССР, чем и пользовались все остальные державы - республики бывшего СССР.
Евросоюз иное дело. Что же означает все в ЕС. Сложно ориентироваться в хитросплетениях системы различных договоров, стратегий, директив, и основных регламентов. Но я думаю, что интерес к Евросоюзу как отдельной единице и работающей на мировой экономической карте есть немалый.
Как же работает Евросоюз на практике?
Какие права и обязанности членов ЕС?
Какие новые возможности может получить развитие бизнеса?
Как искать и находить нужную информацию о ЕС и его институциях, фондах, венчурных компаний и всего остального интересного?
Какие могут быть изменения в перспективе?
Все эти вопросы могут быть освещены с точки зрения простого обывателя, интересующегоса политической ситуацией нового времени, а также могут быть интересны как бизнесменам, так и политикам. Не секрет, что половина физической части России находится в Европе, не говоря уже о других странах бывшего блока СССР, которые вступили частично и которые хотят стать частью Большой Европы.
Экономические связи, контакты, и движение идей, капиталов, мыслей и механизмов в бизнесе, не могут иметь границ, и отсутствие информации о Евросоюзе, не может привести к хорошему.
Как все произошло, чтоб родился Евросоюз?
Вернемся немного в историю и кратко расскажу как все происходило, шаг за шагом, решение за решением, серия за серией. Итак.
Серия первая - 18 апреля 1951 года в Париже было подписано соглашение, точнее «Договор за Европейское объединение Угля и металла». Шесть государств - Бельгия, Италия, Люксембург, Голландия, ФРГ и Франция создают первую Европейскую организацию с общей целью для этих государств - объединить рынки основных сырьевых материалов для нужд военной промышленности этих стран. Был создан и внегосударственный орган, включающий в себя независимых экспертов, которые следили за исполнением подписанного «Договора о Угле и Металле».
Серия вторая - 25 марта 1957 года в Риме были подписаны два новых договора. Первый - «Договор о создании Европейского Экономического Сообщества», а второй о создании «Евроатома». Цель опять же была сугубо экономическая - построение более широкого Общего рынка, и создание безпошлинной торговли и снятие других ограничений при торговле и экспортом-импортом между странами участниками этого Общего рынка.
Серия третья - в 1973 году Евросоюз начинает расширяться, Дания, Ирландия и Великобритания присодиняются в созданным в 1957 году Евроорганизациям.
Серия четвертая - в 1979 году проводятся первые выборы, при том прямые выборы Европейского Парламента.
Серия пятая - в 1981 году Греция, а в 1986 году Испания и Португалия присоединяются к Европейским организациям. Португалия получает от Евроорганизаций в прямом смысле «Золотой дождь» и в кратчайшие сроки становится из Акцептора евроденег в активного Донора и поступления в Общую Еврокассу растут.
Серия шестая - в 1985 году Европейская комиссия поставила перед собой амбициозную цель - Закончить объединение Европейских держав к 1993 году. Для достижения этой цели, в 1986 году был принят Единый Европейский Акт, который существенно расширял экономическую интеграцию между странами-членами Евросоюза, как новыми так и старыми. Это основное положительное действо в тот период времени, был очень актуален для многих Европейских держав, но не все сразу ринулись вступать в ЕС, так как требовалось многое, очень многое поменять как в привычках, так и в политическом управлении и в экономических отношениях.
Серия седьмая - После падения Берлинской стены, страны участники евроорганизаций готовят Договор о Европейском Союзе, который был подписан в Маастрихте. Таки образом было создано единое европейское гражданство и были добавлены еще две области сотрудничества между странами членами. Это внешняя политика и политика безопасности, с одной стороны и правосудие и внутренние работы в каждой стране с другой стороны. Имеется ввиду, что в каждой стране ЕС должны быть единые правила как внешней, так и внутренней политики, и политики безопасности, прозрачности правосудия и отсутствие коррупции.
Серия восьмая - Первого января 1995 года к Евросоюзу присоединяются Австрия, Финляндия и Швеция.
Серия девятая - вводится единая Европейская валюта - ЕВРО. С 1999 эта валюта существует толлько в безналичной фарме, для расчетов между странами ЕС, а с 1 января 2002 года - выходят монеты и купюры Евро, для полноправного расчета и наличными в том числе. В Еврозоне уже находятся следующие страны : Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия, Франция и Голландия. Вне еврозоны, со своими валютами находятся Великобритания, Дания и Швеция.
Серия десятая - в 2004 году происходит наибольшее расширение Евросоюза. Присоединяются новые 10 государств. Уже получается Единая политическая экономическая общность , в которую входят 25 государств с общим количеством 450 миллионов граждан. Которое уже включает в себя три бывшие страны - участники СССР - (Эстония, Латвия и Литва), затем четыре государства из бывшего социалистического блока СЗВа - (Польша, Чехия, Венгрия и Словакия), далее - одна бывшая Югославская республика - Словения и две средиземноморские державы - Кипр и Мальта.
Серия одиннадцатая - 1 января 2007 года к Евросоюзу присоединились две новые восточноевропейские державы, тоже участники бывшего социалистического блока СЭВ - Болгария и Румыния. Общее количество государств в Евросоюзе стало 27, а общее количество граждан - 500 миллионов человек.
Как работает ЕС?
Треугольник власти. С самого начала своего существования европейские организации постоянно находятся в поиске баланса интересов трех групп участников - сами Евроорганизации, государства члены ЕС и население этих государств. Вот три стороны треугольника Власти в Евросоюзе. Простое сравнение. Треугольник - равносторонний.
Совет ЕС - одна сторона
Европарламент - вторая сторона
Еврокомиссия - третья сторона.
Совет Евросоюза (или Совет Министров) представляет интересы стран участников ЕС, и это есть основной, принимающий все решения орган Евросоюза. В нем участвуют представители всех стран участников ЕС, а с 1 января 2007 года и представители Болгарии и Румынии.
Европарламент - вместе с Советом ЕС принимает законодательство Евросоюза. Европарламент представляет интересы народов государств членов ЕС. С участием Европарламента принимается бюджет Евросоюза.
Еврокомиссия - представляет интересы самого Евросоюза. Еврокомиссия - основной орган исполнительной власти в союзе, и приводит в действие законодательство Евросоюза, принятое Советом ЕС и Европарламентом. Еврокомиссия имеет право нормотворческой деятельности.
Треугольник власти в Евросоюзе не представляет разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Вместо этого, основная цель включиться в процесс принятия решений всех трех групп интересов. В результате этого Евросоюз представляет собой уникальность во всем роде своем - это и не Федеральная держава, и в то же время Евросоюз не типичная международная организация.
Политическая организация Евросоюза - единственная в своем роде в мире.
Европарламент
Адрес: Plateau du Kirchberg, BP 1601,L-2929 Luxemburg, tel (352)4300-1.
Европейский парламент (ЕП) имеет свой очень похожий аналог в виде национального парламента страны, но не имеет, как в своей собственной стране, самостоятельных законодательных полномочий. Только в треугольнике власти в ЕС.
Первые прямые выборы Европарламента были в 1979 году. С тех пор один раз в пять лет проводят перевыборы Европарламента. Прямые и общие. Не существует единой системы или процедуры выбора, каждая страна - член ЕС сама определяет правила выборов, руководствуясь общими положениями демократичности, равноправием и тайной голоса. Граждане ЕС имеют право голосовать и быть избранными по месту своего проживания в другой стране членке Евросоюза.
Состав и структура Европарламента
Внутренняя организация Европарламента напоминает, по сути своей, парламенты стран членов ЕС. Европарламент выпускает свод своих внутренних правил, который регулирует как саму организацию, так и отношения с другими организациями. Далее. Парламент выбирает своего Председателя на срок - до 30 месяцев, которому помогают в работе избранные помощники - заместители. Председатель Европарламента представляет его, следит за правильностью выполнения свода правил, подписывает окончательный акт по приему бюджета Евросоюза (вместе с Председателем Совета ЕС), и законодательными актами, принятыми при совместных решениях треугольника власти ЕС.
Распределение представителей от каждой страны - члена Евросоюза, совершается пропорционально населению страны. Минимальное количество евродепутатов от Мальты - 5 человек, максимальное количество от Германии - 99 человек.
Парламентские группы определяют политический принцип, то есть формируют партийные структуры на Европейском уровне. После последних выборов в 2004 году в Европарламенте заседали 732 депутатов от 25 стран в семи политических группах, плюс независимые.
В Европарлементе сейчас существует семь политических групп:
Группа «Европейской народной партии и европейских демократов»
Группа «Европейские Социалисты»
Группа «Альянс либералов и демократов в Европе»
Группа «Зеленые. Европейский свободный Альянс.»
Группа «Конфедерация Объединенных левых»
Группа «Независимость. Демократия.»
Группа «Союз за Европу наций»
Партии с наибольшим влиянием в Европарламенте и наибольшим количеством представителей, на сегодняшний момент это «Европейская Народная партия», затем «Европейские Социалисты», «Либералы» и «Зеленые».
Постоянные ежемесячные заседания Европарламента проводятся в Страссбурге, а дополнительные - в Брюсселе. Секретариат, который выполняет тоже много работы в помощь депутатам Европарламента, располагается в Люксембурге и Брюсселе.
Европарламент - единственная организация, заседания которой, практически всегда публичны. Все выступления, дебаты, споры, мнения, решения Европарламента публикуются в «Официальном вестнике Евросоюза».
Поведение Европарламента базируется на принципе прозрачности и коммуникативности, открытости для всех граждан ЕС и доступность граждан . Принцип Евросоюза « Объединенные в Многообразии» и «Европа - ближе к гражданам своим». Заседания проводятся на всех официальных языках.
Документы для обсуждения готовят на 22 языках (с 1 января 2007 года - Болгарский и Румынский). Парламент предоставляет доступ к базе данных всех представителей от всех стран, с их контактными данными, возможностыми получения и отправки корреспонденции, получения запросов от граждан, также возможно посещения и встречи в офисах стран, которые предоставляют в помещениях Европарламента.
Далее.
Депутаты, организованные в постоянные комиссии, которые осуществляют всю подготовительную работу для заседаний и обсуждают предварительные законодательные предложения. Комиссии включают в себя от 25 до 78 человек-членов комиссий и собираются в Брюсселе один или два раза в месяц. Заседания этих комиссий тоже публичны. Европарламент может создать дополнительно подкомиссии для решения важных задач или обсуждения возникших проблем.
Европарламент позволяет гражданам Евросоюза и пребывающим на территории Евросоюза на законном основании иностранцам, отправлять в Европарлемент петиции, которые относятся к области компетенции Евросоюза и по которым требуется принимать решения.
Создана структура в которую граждане могут отправлять петиции,жалобы, запросы относительно прав граждан и других вопросов.
Функции Европарламента
Парламент имеет четыре основные функции -
Законодательная, участие в процессах приема решений в ЕС -
Принятие бюджета ЕС -
Формирование состава парламентов и институций -
Контролирование выполнения решений
Каждая функция Европарламента достаточно прозрачна и может быть просмотрена и выполнена и проверена.
Законодательная
Европарламент не единственный законодатель в схемах принятия решений в Евросоюзе. Он имеет различную роль в различных областях действия и деятельности Евросоюза. При прнятии решения совместно с Советом ЕС, они равноправные партнеры. В остальных случаях, главенствующая роль у Совета Евросоюза, Европарламент тоже участвует но с различними другими функциями. Ниже указаны случаи, при которых Европарламент участвует с различными функциями
Консультации. Европарламент консультирует по определенным вопросам. Без мнения Европарламента Совет ЕС не рассматривает вопросы.
Функция одобрения. Одобрение Европарламентом необходимо при заключении договоров ассоциированных членов ЕС, и всех международных договоров.
Процедура сотрудничества - полностью покрывает вопросы гармонизации законодательств стран участников при работе внутри Общего рынка. Европарламент имеет право наложить вето на определенные решения.
Совместное принятие решений с Советом ЕС. Это сложная процедура, при которой Европарламент и Совет ЕС вместе, на равноправных условиях и началах, законодательствуют. Две трети от Европейского законодательства принимаются в соответствии с этой процедурой. В области принятия решений находятся Общий транспорт Евросоюза, Окружающая среда, Защита потребителей.
Это практически все основные законодательный функции Европарламента в настоящий момент.