Хочу сказать спасибо Володе
le9 Храмцову, что относится ко мне, как (далее цитата) к серьезному аналитику и замечательному публицисту, что совершенно непринято в его окружении. Но он не согласен со мной, что раскол известного нам всем тандема неизбежен. Не хочет это даже обсуждать. Спрашивает, не смешно ли мне самому это обсуждать. Нет, не смешно. Мои доводы под катом.
Изучение работ политиков и экономистов, составляющих основу моей онтологии (бытие определяет сознание), привело меня к следующим выводам.
Основная проблема российской элиты, возникшей в конце 80-х годов и окончательно сформировавшейся в процессе приватизации, на современном этапе - начало сокращения совокупного «общественного пирога», который предполагается к разделу в рамках элитного консенсуса, сложившегося в начале 2000-х годов. В 90-е годы, конечно, тоже был спад, но тогда еще был колоссальный пласт нераспределенного имущества бывшего СССР, в 2000-е годы оно уже было, в основном, поделено, но это был период экономического роста. И когда осенью 2008 году начался кризис, подавляющая часть элиты верила (и эта уверенность была подкреплена массовой пропагандой), что это ненадолго. Никто из элиты свои потребности сокращать не желает, да и не может этого сделать, поскольку обязан поддерживать колоссальную «клиентелу», без которой успех в элите невозможен. Но реальных ресурсов становится все меньше и меньше, более того, все большую их часть нужно направлять на социальные расходы, поскольку иначе можно перейти опасную черту, после которой нужно думать уже не о клиентеле и капиталах, а о том, как унести ноги и спасти свою шкуру.
И вот здесь, в конце прошлого года, произошел принципиальный перелом, который радикально изменил всю модель поведения российской элиты. В 2010 году в нашей элите произошло возрождение политических процессов на федеральном уровне. Дело в том, что вопрос о том, кого «сбрасывать с корабля» по мере сокращения «пирога» стал решаться не в рамках административной модели, а по чисто политическим механизмам.
Экономические проблемы у различных членов элиты усиливаются, поскольку сокращение «пирога» и требования «вассалов» (игнорировать которые нельзя, поскольку в кризисной ситуации именно они обеспечивают необходимую поддержку) будут заставлять искать ресурсы где только можно, в том числе и у других членов элиты. Любой ресурс важен, даже тот, который, казалось бы, уже был распределен. При этом административные и аппаратные войны будут возникать независимо от желания основных действующих лиц.
В итоге, что если Д. А. Медведев сохранит свой пост, то вся «команда» В. В. Путина потеряет свои посты и возможности, большая часть - значительный объем капитала, а некоторые - и свободу (если не жизнь). Независимо от сегодняшнего статуса! То же самое верно и для обратного случая. Поэтому сохранить от раскола тандем не удастся. И дело тут даже не в личных отношениях глав этого самого тандема, про них все равно мало кто что знает, а в том, что имеет место совершенно неизбежная аппаратная война двух (уже сложившихся) административных кланов. Один из этих кланов ассоциирован с формально существующей политической партией, «Единой Россией», другой - никак политически не институционализирован. Поэтому преимущество пока на стороне В. В. Путина.