Чисто по-японски

Nov 18, 2010 13:15


 Выдающаяся черта синтоистких обрядов - внимание, уделяемое ритуальной чистоте.
 Главным проступком, которого следовало избегать, была нечистота. Она могла проявляться разными способами, не обязательно влекущими моральную ответственность в других религиях. Личную нечистоту, просто грязь, следовало тщательно исключить; омовение тела и чистая одежда были необходимой подготовкой к религиозным обрядам. Сексуальные отношения, менструации, роды рассматривались как явления, вызывающие ритуальную нечистоту. В древнейших мифах упоминаются "родильные хижины", изолированные убежища, в которых скрывались беременные женщины, ибо жилище не должно было оскверняться деторождением; говорится также о "брачных хижинах", где по той же причине осуществлялись брачные узы. Болезнь, раны и смерть также являлись источником скверны. Смерть или, скорее, осквернение смертью были отвратительны для японцев. Дом, в котором произошла кончина, становился нечистым, и несомненно, что по этой причине вплоть до начала 8 века столица или, по крайней мере, дворец переносились на новое место после смерти императора.
 Земными грехами были: нанесение ран или убийство, осквернение праха, проказа, опухоли, инцест, блуд (но, по-видимому, не содомия), бедствия от ползучих гадов, от богов свыше, от птиц и животных и от колдовства. К грехам второй категории относятся бедствия, наносящие ущерб благосостоянию индивидуума.
  То, что ужасно, что должно быть смыто и искуплено, есть не вина, но осквернение. Концепция греха, отличного от нечистоты, отсутствует или рудиментарна, и на протяжении всей своей истории японцы, видимо, до некоторой степени сохраняют эту неспособность осознать или нежелание уяснить проблему зла.
 Необходимым условием культа была чистота, достигавшаяся различными методами - заклинанием (хараи), очищением (мисоги) и воздержанием (ими). Заклинание осуществлялось жрецом с целью изгнания скверны, вызванной прегрешением. Оно состояло, главным образом, из принесения жертвы наложением пени, после чего жрец махал жезлом в виде кисточки перед очищаемым и произносил очистительное заклинание.
 Мисоги - очистительный ритуал, целью которого было снять случайную нечистоту, полученую от соприкосновения с нечистыми вещами - от простой грязи до скверны смерти и болезни. Очищение достигалось омовением, обрызгиванием водой или посыпанием солью. Многие из современных традиций являются следамиэтого древнего обычая. Во дворе каждого храма или молельни есть фонтан, в котором прихожане моют руки и ополаскивают рот перед службой. Полезной и приятной привычке принятия горячих ванн японцы, помимо всего прочего, в какой-то мере обязаны примитивниму обряду омовения. Соль в очистительных целях помещают небольшими кучками на пороге дома, на краю колодца, в углах бойцовского ринга, рассыпают по полу после похорон.
 Третий и, возможно, самый интересный метод очищения - "ими", или воздержание. Заклинание и омовение даруют чистоту путём устранения нечистоты, в то время как воздержание - метод достижения позитивной чистоты путом избежания источников скверны. Поэтому практика вынужденного аскетизма, состоявшего главным образом из соблюдения определённых запретов, была скорее обязанностйю жрецов, чем мирян.

Дж.Б. Сэнсом " Япония. Краткая история культуры", с.58.

традиции, литература, японцы, история, для туристов, синтоизм, чистота

Previous post Next post
Up