Ту настройку светофоров, которая с некоторых пор действует в центре Смоленска, можно назвать единственным образом - геноцидом пешеходов. На переходе «под часами» ждать приходится больше 100 секунд - так же, убедился вот, настроены светофоры в Москве, на 1-ой Тверской-Ямской в местах, где нет возможности воспользоваться подземным переходом. Представляете разницу между 1-ой Тверской -Ямской (бывш. Горького) в столице и Большой Советской в Смоленске?
Да с Москвой нечего и сравнивать: любой, кому довелось стоять на этом злосчастном переходе, знает, что машины в действительности идут 40, от силы - 50 секунд, а все остальное время люди, как болваны, просто стоят и следят за циферками. Это такое унижение граждан: «Дорога свободна, а ты стой, потому что мы тебя считаем быдлом безлошадным!» - так, видимо, считают в управлении ГИБДД, или какая там контора настраивала светофорную сеть в центре города. Именно так действует всякая шантрапа, которая по блату села в кабинет, обрела должность и принялась томить просителей в приемной, обуреваемая чувством собственной важности. А некоторые, ходят тут разговоры, пять миллионов за встречу с собой требуют.
Зато пешеходу - даже бабушке с палочкой, даже молодой мамке с коляской, даже инвалиду-колясочнику - отведено 16 секунд для того, чтобы преодолеть Большую Советскую (именно столько горит для них зеленый свет). Это не иначе, как с возвращением мерзопакостных норм ГТО в нашу жизнь связано… Подводя итог сказанному, повторю: пешеходы в Смоленске - не люди, в их отношении осуществляется демостративный геноцид.
С этим отношением связаны и другие особенности нашего города. Управленцы типа Ивана Аверченкова или Ивана Марченкова, которые знали в городе каждый канализационный люк, ушли в прошлое, бал правят понаехавшие, вообще ничего о Смоленске не понимающие. Видят они его исключительно из окна автомобиля, а потому понятия не имеют, чем в действительности живет город. Именно поэтому их никто не любит, не уважает и ни во что не ставит: за неспособностью сделать что-то полезное для Смоленска, они просто не в состоянии заслужить одобрение жителей города (только не надо мне про результаты выборов, которые обошлись в десятки миллионов рублей, а результат вышел на копейку - просто потому, что вся эта затея, как уже писалось, пустая, никому та кампания была совершенно не нужна, и огромные бюджетные деньги в сложнейшей экономической ситуации просто тупо выброшены на ветер, чтобы потешить тщеславие известной персоны).
Так вот, несчастные люди, обслуживающие информационные интересы губернатора Алексея Островского и мэра Николая Алашеева, лезут из кожи вон, пытаясь придумать хоть что-то, способное повысить рейтинг своих шефов. Между тем, заработать популярность у смолян можно без особых затрат.
Ну, например, можно прекратить бесконечное вранье. Вот тут давеча Борисов, еще вице-мэр, в перерыве сессии горсовета ни с того, ни с сего начал объяснять моей жене, что горячая вода, которой в нашем доме нет уже почти три года, несмотря на личное, полуторагодичной давности обещание губернатора решить проблему, появится 1 декабря. Что они объявили конкурс, подрядчик быстро снесет старый теплопункт и построит новое здание. Ну, 1 декабря прошло, никакие работы, как я и предсказывал, даже не начались, да и было бы странно: к сведению Борисова, итоги объявленного мэрией конкурса будут подводиться только 14 декабря, и что-то мне подсказывает, что он может не состояться из-за отсутствия участников. Мне никогда не понять, почему люди открывают рот, не имея ни малейшего представления о предмете разговора. Да и кто его вообще за язык тянул? Ольга сидела себе, отдыхала, никого не трогала…
Ну, ладно, про мой дом еще будут подробности, поговорим об общественных нуждах. Сколько лет уже птицы ежевечерне засирают Блонье и пешеходную часть улицы Октябрьской революции от улицы Дзержинского до «Мандаринового гуся»? Это что - эксклюзивная проблема Смоленска, с таким, думаете, никто в других городах не сталкивался? Ее решение не требует практически никаких денег, Островский или Алашеев вообще вполне могли бы просто достать собственный кошелек, и не обеднели бы, не трогая бюджет. Но нет. И, думаю, даже не потому, что они жадные. Они просто не знают, что проблема ночевки птиц в городских парках в цивилизованных городах давным-давно решена, да и о самой проблеме, поди, не знают, потому что, повторюсь, видят город исключительно из окна автомобиля.
Таких маленьких, но очень полезных дел накопилось великое множество, и настройка светофоров, кстати, из их числа. Можно, например, наконец, выключить это омерзительное «Радиослава», вес жалоб во все инстанции на которое, наверно, исчисляется уже килограммами, но как кто-то «крышевал» его при администрации Антуфьева, так «крышует» и сейчас. А сколько уже написано о матюгальнике на площади Победы? А ведь власть - она для того и власть, чтобы не политическим онанизмом развлекаться, а, например, запретить звуковую рекламу в городе, которая в некоторых микрорайонах просто жить людям не дает. Почему людей насильно заставляют слушать всю эту гадость? Это что - гестапо вернулось в Смоленск?
Две средних школы и вуз в теплое время года проводят занятия физкультурой в Лопатинском саду. При этом дорожки там разбиты в хлам, и бегать (особенно, когда дети сдают нормативы по бегу) не просто сложно, но и опасно. На это всем наплевать. Лопатинский сад заставили десятками нелепых, отвратительных ваз, какими-то омерзительными цветочницами, какой-то памятник дурацкий открыли, хотя нуждается парк совершенно в другом. Ну, если вы так заботитесь о подрастающем поколении, как говорите в телевизоре, так сделайте хоть что-то полезное для повседневных занятий подростков Смоленска физкультурой (взрослых джоггеров в Лопатинском саду, кстати, тоже хватает).
А велосипедисты? Интересно, кто-нибудь в мэрии или Доме Советов заметил, сколько их стало на улицах в последние два-три года? А ведь их число - по сравнению с тем, что было еще пять лет назад - увеличилось раз в двадцать-тридцать! И всей этой орде на колесах совершенно негде кататься! Интересно, хоть кто-то во властных структурах нашего многострадального города заметил это явление, эту, не побоюсь такого слова, новую реальность? Есть ли сейчас во власти - городской, областной - хоть кто-то, с уважением относящийся к нуждам жителей города-героя Смоленска? Разумеется, нет, поскольку никто из чиновников, конечно, ни о чем подобном просто не слыхал, ничего подобного не видал.
Сколько стоит поставить десять пар лавочек по центру улицы Ленина от «Пушкинского» до дома с часами? Ну, наверно, машины губернатора и мэра дороже же стоят? А вот поправить бы там брусчатку, поставить красивые лавочки, круглые афишные тумбы, привести в чувство владельцев магазинов и учреждений с их оформленными a la selpo витринами и вывесками - и как бы хорошо там стало!
И так далее. Перечислил то, что видно с моей колокольни, да и то - не все, а что сразу в голову пришло. Но каждый житель города способен составить свой собственный список мелких, не требующих больших финансовых затрат работ, которые серьезно повлияли бы на его личное отношение к власти. Вот было же: заасфальтировали человеку кусок дороги, и он не только за «Единую Россию» проголосовал, но еще и в интернете про доброе дело написал.
Пишу все это, разумеется, напрасно, поскольку понаехавшие все равно никогда не начнут ходить по городу пешком, глядя на него взглядом настоящего мужика-хозяина, мгновенно подмечающего непорядок и поправляющего сломанное. У них просто и знаний-то нужных нет, ведь чтобы заметить недостаток, нужно понимать, что вот это - недостаток, что вот так быть не должно.
Возвращаюсь к светофорам. Давно понял: в Смоленске нет людей, способных настраивать сложные системы - от транспортной до системы управления региона в целом. Вот сейчас мало кто помнит, как ходили маршрутки десять лет назад, а ведь сесть на промежуточной остановке было просто невозможно! Все они стояли на конечной по полчаса, заполнялись до отвала, и шли, скажем, до Колхозной площади, вообще не останавливаясь. И кто же исправил ситуацию? Скажем же спасибо Халецкому или, может, Лабовскому, которым хватило ума заказать разработку новой схемы движения маршруток профильному НИИ в Санкт-Петербурге! И все изменилось! Сразу! Когда сейчас вижу объявление о внесении изменений в схему движения пассажирского транспорта, я вздрагиваю и сразу понимаю, что станет хуже, потому что новшество же какой-то неуч в Смоленске придумал.
Вот ровно то же можно сказать и о схеме работы светофоров. Не сумели, ума не хватило, жизнь пешеходов превращена в ад. Но деньги, конечно, освоили.