Муха денежку нашла

Aug 20, 2015 17:20



В последние дни появилось много тревожной финансовой информации. Героем прошлой недели, несомненно, стал молодой финансовый аналитик Владислав Жуковский с Урала, назвавший прогнозы министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева «лжемакроэкономической дурилкой». Даже сам факт появления такого интервью отраден, поскольку дает альтернативный взгляд на финансово-экономическую ситуацию в стране. Не хочу трогать макроэкономику, но вот что Жуковский сказал о перспективах регионов:

- Уже сейчас треть регионов находится в состоянии скрытого дефолта. У 60% уже реальные проблемы, и они не могут обслуживать займы. Кроме того, налогооблагаемая база регионов будет падать. Нас ждет мощнейший кризис субъектов Федерации. Это будет страшная картина, когда мы вернемся в 90-е годы. Будут проходить скрытые дефолты региональных бюджетов, когда они окажутся неплатежеспособными, им не будут выдавать новые кредиты, а они станут занимать у государства.

Примерно о том же, пусть и с другой позиции, сказала в своем очень интересном интервью и политолог, колумнист газеты «Ведомости» Екатерина Шульман:

- В принципе, единое унифицированное пространство, пронзенное вертикалью власти, это всегда был некоторый пропагандистский миф. Но его удавалось поддерживать хотя бы на внешнем уровне. Скоро не будет и этого. Регионы очень отличаются друг от друга по своему финансовому положению. Есть доноры, есть реципиенты. Когда любая проблема заливалась бюджетными деньгами из центра, различия тоже замазывались. Сейчас такой возможности нет, скажем так, сейчас ее становится меньше. Скоро ее совсем не будет. Каждый будет выбираться, как может.

То есть, 1) регионы не смогут погашать дефицит своих бюджетов путем привлечения кредитных ресурсов; 2) решить проблему дефицита с помощью дотаций из федерального бюджета станет труднее.

Тревожный звонок уже есть. В июне администрация Смоленской области объявила шесть электронных аукционов, предполагающих открытие кредитных линий общим объемом 3 млрд рублей (срок - три года, ставка - 16,5% годовых). Все они были признаны несостоявшимися, при этом в четырех электронных аукционах участвовал только банк «Россия», на два оставшихся не поступило ни одной заявки. Заявки банка «Россия» были признаны соответствующими требованиям, так что 2 млрд рублей на погашение дефицита бюджета администрация Смоленской области получит, третий миллиард - нет. При этом в августе после последней редакции дефицит областного бюджета увеличился в 1,8 раза - до 6,45 млрд рублей.

Не сказать, чтобы наши власти оказались в такой ситуации впервые. Это в 2011 году было хорошо, администрация Смоленской области привлекала кредитные ресурсы под 6% годовых, но уже в 2012 году - под 9,92%. Уже тогда было тревожно: из государственных банков участвовал в торгах только Сбер, но были и три других банка, победил Сбер, и в предверии очередной серии аукционов чиновники даже направляли руководству государственных банков обращение с просьбой «учесть нужды региона и скорректировать политику смоленских филиалов». Сейчас объявляется сумасшедшая ставка, но государственные банки «нужды региона» игнорируют…

Что в других областях? Например, Саратовская область в августе не смогла привлечь 8-миллиардный кредит под 14,59% годовых - на объявленные регионом аукционы не поступило ни одной заявки. Дефицит бюджета там, правда, меньше нашего - около 5 млрд рублей, зато государственный долг в два раза больше - 50 млрд рублей.

Волгоградская область (государственный долг - около 40 млрд рублей, дефицит бюджета - около 8 млрд рублей) получила в августе трехлетний кредит Сбербанка объемом 2 млрд рублей под 13,99% годовых.

Магаданская область (государственный долг - 9,8 млрд рублей, дефицит бюджета - 2,5 млрд рублей) 31 июля получила от Сбербанка кредит на 2,8 млрд рублей, от Совкомбанка - 1 млрд рублей под 14,4-15% годовых.

На первый взгляд, картинка складывается странная: Смоленская область предлагает банкам, мягко говоря, весьма привлекательные условия (если называть вещи своими именами - готова платить очень высокие проценты), но нужной суммы не получает. Волгоградскую область с куда большим государственным долгом Сбер кредитует, причем на куда менее выгодных условиях. Вроде бы нестыковка? Но нет. Просто банки всегда заботятся о залоге, и в этом контексте нужно обращать внимание еще и на доходы бюджета. И тогда все становится понятно: Волгоградская область с доходами 71 млрд рублей и госдолгом 40 млрд рублей - куда более надежный заемщик, чем Смоленщина с доходами 31,6 млрд рублей и госдолгом 25 млрд рублей.

Иными словами, отсутствие интереса банков к объявленным Смоленской областью аукционам на привлечение кредитных ресурсов - не какой-то сбой, а явление вполне закономерное: банкроту денег в долг никто и нигде не дает. И нужно отчетливо понимать, что улучшить финансовое положение региона в ближайшей перспективе невозможно (собственно, есть только один вариант, в возможность которого верит вице-губернатор Игорь Скобелев - списание бюджетных кредитов). Все бы ничего, если бы федеральный бюджет по-прежнему пух от нефтегазовых доходов, можно было бы и еще в долг взять, но ситуация изменилась, и рассчитывать на серьезную помощь из центра вряд ли стоит.

И вот я интересуюсь: те люди, которые сейчас рвутся на пост губернатора Смоленской области - они вообще-то понимают, на что претендуют, с чем придется иметь дело? Очень хочется услышать хоть кого-то из них, как он будет выбираться из финансового беспросвета, как намерен обеспечивать жизнедеятельность бюджетной сферы, что будет со школами, больницами, социальными учреждениями? Только дурак уверен в себе просто так, умный же должен хоть чуть-чуть задумываться над тем, что его ждет, нет? В этой связи хочется понять, есть ли среди кандидатов хоть один умный? Хотелось бы, конечно, дебаты кандидатов посмотреть…

оценочное суждение, экономика, бюджет, много букв, финансы, власть

Previous post Next post
Up