В Смоленске появилась первая вывеска с историческим названием улицы, и как раз на моем доме. Может, есть и другие, но они мне пока не попадались, что же до этой, то, конечно, лучше было бы повесить такую красивенькую табличку на хорошо отремонтированный фасад, а не на халтуру производства фирмы «АвангардСервис».
Хочется верить, что люди, решившие повесить вывеску именно на этот дом, знали, что делают: начал тут читать справочники по историческим названиям улиц Смоленска, так информация о Коммунистической и Большой Дворянской в различных источниках оказалась или туманной, или противоречивой.
Вообще, беда всех центральных улиц - дурацкие названия. Что Большая Дворянская, что Коммунистическая, что Пролетарская (так эта улица тоже называлась) - все безлико, некрасиво, сиюминутно и глупо, так что и о возвращении исторических наименований говорить не хочется. Конечно, жить сейчас на улице Коммунистической - идиотство, молодые люди скоро и вовсе не будут понимать, что за название такое. Переименовывать совковые названия, чтоб город не мучить, нужно было, конечно, в конце 80-х - начале 90-х, но тогда Смоленск относился к «красному поясу», коммунисты играли в общественно-политической жизни огромную роль, именно они, скажем, определили судьбу губернаторских выборов 1998 года, так что ни о каких переименованиях улиц речи, разумеется, быть не могло.
Потом губернатор Виктор Маслов вместе с руководителями обкома КПРФ Кузнецовыми успешно изменил имидж Смоленска, ни о каком «красном поясе» с тех пор уже не говорят, но заниматься изменением отживших названий и сейчас невозможно. Совсем не из-за того, что кто-то там якобы выступит на их защиту, начнет митинговать и голодать - ничего подобного, конечно, не будет, а потому что люди в Смоленске стали собственниками. И если изменится название улицы, придется вносить изменения в документы на собственность, а это в наших условиях и морока невозможная, и затраты.
Кстати, не так давно у нас уже сталкивались с похожим приветом от советской власти.
В середине XX века на карте Смоленской области можно было найти деревню Ильюшино, располагающуюся вблизи автодороги Москва - Минск. После войны и, по всей видимости, благодаря ней, деревня опустела. Опустела фактически - в нескольких сохранившихся избах просто никто не жил. Именно в этом месте спустя много лет расположилось ДРСУ-5 - предприятие, которое занималось обслуживанием магистрали. Со временем вокруг производственных площадей ДРСУ начал развиваться поселок, у которого не было не только названия - ему даже официальный статус придан не был! Между тем, люди там жили, рождались, женились, умирали, съезжались и разъезжались, а также получали почту по адресу, который возник как-то сам собой: почтовое отделение Дивасы, деревня ДРСУ-5.
Все было хорошо вплоть до 2006 года, когда в управлении федеральной регистрационной службы заметили, что никакой деревни под названием ДРСУ-5 на карте Смоленской области не существует. Ну, а раз населенного пункта не существует, не может существовать и имущества, расположенного на его территории. Жители деревни лишились возможности зарегистрировать свою собственность, и были вынуждены обратиться в органы местного самоуправления Смоленского района с просьбой найти решение этой проблемы.
Дело усугублялось тем, что две с половиной сотни граждан в несуществующей деревне официально проживали - они были прописаны в деревне ДРСУ-5 со всеми вытекающими из этого факта последствиями. С 1976 года в деревне ДРСУ-5 велась регистрация жителей, хозяйственно-домовые книги, статистическая отчетность и так далее. Жители деревни успели приватизировать свои квартиры и даже приняли участие в немалом числе сделок купли-продажи объектов недвижимости, которые до 1 января 2006 года аккуратно регистрировались. Все это - в несуществующей деревне!
Поначалу органы местного самоуправления Смоленского района вспомнили о некогда существовавшей деревне Ильюшино и попробовали провести процедуру официального переименования этого населенного пункта в деревню с невозможным названием ДРСУ-5. Как оказалось, это невозможно: федеральное законодательство не разрешает давать населенным пунктам новые названия, являющиеся аббревиатурами. Единственный способ решения проблемы, говорили юристы - создать новый населенный пункт с соответствующим требованиям федерального закона названием, однако в этом случае жителям деревни ДРСУ-5, успевшим зарегистрировать свое имущество до 2006 года, придется пройти процедуру его перерегистрации. С учетом сложившихся у нас в области обстоятельств, предложить 236 жителям злосчастного населенного пункта более неприятную и затратную перспективу было просто невозможно: как тогда сказал председатель Смоленской районной думы Эдуард Михалочкин, «люди, скорее, за вилы возьмутся».
Через год обсуждения было принято решение составить областной реестр административно-территориальных и территориальных единиц. В ходе этой работы было выявлено 30 населенных пунктов, жители которых столкнулись со схожими проблемами, в отношении которых было принято единое решение: все фактически сложившиеся наименования, в том числе и аббревиатуры вроде ДРСУ-5, оставлены в силе.