Смоляне обсудили судьбу тенишевского центра - Российская Газета Кому достанется культурно-выставочный центр имени Тенишевых - вопрос не праздный. Он назревал давно, но ответа на него нет по сей день, хотя до церемонии открытия осталось не так уж много времени. Впечатление, которое оставил посвященный перспективам КВЦ диалог начальника департамента по культуре и туризму Владислава Кононова с представителями творческих союзов, честно скажу, тягостное.
Ничего нового о будущем КВЦ узнать пока не удалось. Это будет бюджетное учреждение, но кто станет его директором, неизвестно, а потому и обсуждать нечего. Если власть окажется не в состоянии найти персону, соответствующую возможностям этого здания, на нем можно будет просто поставить крест. Что-то мне подсказывает, что здесь опять пристроят очередного «своего человечка», и через год с КВЦ от беспросветной тоски плитка начнет осыпаться.
Я подозреваю, что некая выставочная деятельность в России ведется. Пусть Смоленск она вот уже 20 лет успешно обходит стороной, но она, верю, есть - информация о том, что где-то проходят интересные выставки, то и дело появляется, а это значит, что кто-то всем этим занимается, что есть люди, которые в этой сфере трудятся - привозят в различные города интересные коллекции и зарабатывают на этом деньги. Зарабатывают на тяге людей к прекрасному, что важно. Тяга эта есть и у смолян, конечно, но реализовать ее пока трудно. Вот, сообщил Кононов, на Сальвадора Дали в художественную галерею очереди выстраивались - значит, есть у нас в городе люди, которые, в принципе, могут прийти на выставку? Я, кстати, в свое время интересовался у Виктора Михненкова, у Надежды Волосенковой, почему к нам в город не приезжают интересные выставки. Мне отвечали: ценные экспонаты требуют определенной охраны и систем безопасности, которые мы не в состоянии обеспечить. В КВЦ все это будет.
Ну, вот наладилась же у нас концертная жизнь! Работает в этой сфере сразу несколько увлеченных людей, старания и успехи одного подталкивают к свершениям и других, а городу от этого только радость. Посмотришь на афиши - и ясно, что современные артисты не обходят город стороной. Когда-то, между прочим, все было совсем не так.
Специалиста, способного наладить современную выставочную и другую профильную деятельность в столь серьезном учреждении, которым может стать КВЦ, у нас в городе, боюсь, нет, да и взяться ему неоткуда. Чтобы ни думали о себе члены местных творческих союзов (прозвучало предложение сформировать из их числа оргкомитет, который будет планировать деятельность КВЦ - ну, надо же!), никто из них в этом ничего не понимает, нет таких людей и среди чиновников. По-хорошему, директора КВЦ нужно искать за пределами Смоленска. Нужно нанимать специалиста хотя бы на пару-тройку лет, которые потребуются, чтобы поставить центр на ноги, обеспечив ему при этом реальную самостоятельность. Организовать работу такого здания - на самом деле, очень интересная задача, и, мне кажется, при желании ею можно было бы заинтересовать кого-то из известных арт-менеджеров.
В чем, собственно, проблема? Она была очевидна с самого начала и касается сразу нескольких «юбилейных» объектов: кто и на что их будет содержать? В случае с КВЦ, оснащенном современными системами безопасности и охраны, речь будет идти, наверняка, о немалых счетах за коммунальные услуги и немалом штате работников, которым придется платить зарплату. Возложить все эти расходы на областной бюджет не получится: конечно, какое-то финансирование будет, но в том, что этому учреждению придется зарабатывать деньги самостоятельно, нет никаких сомнений. Это автоматически делает неактуальными любые планы творческих союзов на это здание - их выставки денег не приносят. Сами-то они считают разговоры об окупаемости неприличными, и напутствие, которое получил Кононов от Союза художников, например, гласило: добивайтесь, чтобы средства на содержание здания выделялись из федерального бюджета, а мы будем выставляться.
Они так привыкли с советских времен - сидеть на бюджете, напрочь позабыв, правда, что тогда им платили деньги за пропагандистскую работу. Они выполняли поручения партии, создавали произведения, восхваляющие советский строй, и имели за это деньги и блага, их работы покупали музеи, им заказывали художественное оформление домов культуры и так далее. Сейчас они для государства ничего не делают (так - по факту, не даю оценок - хорошо это или плохо), но убеждены, что ничего не изменилось. Проблема в том, что изменилось все, и идея просить у Минфина деньги на содержание КВЦ в Смоленске звучит дурным анекдотом.
При этом я вовсе не хочу упрекнуть нашу творческую общественность в жадности. Когда речь идет об использовании КВЦ, не звучит ничего такого, что могло бы навести на мысль об их желании что-то там «распилить». Вот классическая идея: устроить на базе нового центра в дни юбилея какой-нибудь российско-белорусско-украинский слет, чтобы напомнить всем о том, что такое Смоленск… тра-та-та. То есть предлагается привезти в город кучу никому неизвестных и неинтересных бездельников, специализирующихся на обсуждении проблем тра-та-та, и несколько дней их сытно кормить. Вроде и незлая мысль, и потом на каком-нибудь странном сайте с посещением пять человек в день можно будет даже отыскать какой-то след этого мероприятия, но… зачем? Зачем устраивать в Смоленске мегавыставку Союза художников, никак, к тому же, с нашим городом не связанную? Чтобы наши художники получили возможность принять на гостеприимной смоленской земле боссов своего союза за счет областного бюджета?
В культурном пространстве, частью которого может стать культурно-выставочный центр имени Тенишевых, давно нет никаких творческих союзов. Есть идеи, есть проекты (очень не люблю это слово, как бы предполагающее, что человек занимается всем несерьезно: не получилось - займусь чем-то другим, но, увы, никуда от него не деться), есть люди, которые их генерируют и реализуют. Вот именно такой человек КВЦ и нужен.