В пятницу в Смоленской области, наконец, завершилась эпоха Виктора Маслова, бывшего начальника управления ФСБ по Смоленской области, бывшего губернатора - завершилась, несмотря на то, что он по-прежнему является членом Совета Федерации от Смоленской области. Точкой в этой эпохе стала отправка председателя областной Думы Анатолия Мишнева … э-э… «на повышение», так скажем.
В декабре 2007 года именно Мишнев избавил Маслова от назревающих неприятностей, воспользовавшись полной неопытностью новых депутатов и проведя на первом заседании только-только сформированной облдумы решение о его назначении представителем Смоленской области от законодательного органа. 23 ноября 2012 года губернатор Алексей Островский отправил Мишнева той же дорогой.
Мне нравится думать, что кому-то в Москве после долгих лет мучительных наблюдений за общественно-политической жизнью Смоленской области, наконец, стало ясно, что мерзость и безобразие не являются следствием необычайной дурости и дикости жителей региона, еще не оправившегося, по меткому утверждению Маслова, от войны с Наполеоном. Бесконечная череда скандалов, потрясающих многострадальную Смоленщину, несомненно, связана с пребыванием у власти группы конкретных лиц, объединенных общими интересами.
Группа эта сформировалась в конце 2001 года, в преддверии губернаторской кампании (это ж подумать - 11 лет уже прошло!), а после победы на выборах Маслова укрепилась, закрыв практически все позиции, со стороны которых ее членам могли грозить неприятности. Те выборы были, по сути дела, военным переворотом - в том смысле, что всю полноту власти в области взяли на себя отставные и действующие люди в погонах. Ядром ее были Маслов и главный федеральный инспектор Николай Рудак. Последний подключил к реализации выборного проекта руководителей прокуратуры, УВД, налоговых органов, госнаркоконтроля, Смоленскэнерго и так далее. Областной суд с тех пор у нас тоже действовал исключительно в интересах исполнительной власти - там, где эти интересы были. Все это выглядело как дань моде, возникшей в эпоху Путина, однако на самом деле проект носил чисто коммерческий характер.
ЛюдЯм порядка захотелось, ну что ты скажешь! И даже некоторые журналисты тогда твердили, что вот именно такой и должна быть власть - чтоб никто и не пискнул, чтобы ни словечка против в СМИ не проскочило, чтобы никакой тебе общественной активности вообще не возникало, кроме санкционированной. Как грибы после дождя в Смоленской области выросли структуры, имитирующие институты гражданского общества, там засели серые, ничем не примечательные люди, и попробуй, что скажи про власть чекистов: у нас и то есть, и се есть, и даже вот это мы первые в России ввели. Не придерешься.
Но если бы тут установился порядок, это была бы уже не Смоленская область. Конечно, началось Сопротивление, в результате чего то и дело вспыхивали скандалы, разжигались информационные войны… Очень подвел Маслова мэр Смоленска Владислав Халецкий, не захотевший ни слушаться, ни делиться, подвели некоторые депутаты облдумы, то и дело начинавшие «качать лодку»... Что получилось, так это разогнать умных и авторитетных людей, и в 2006 году со смертью председателя облдумы Владимира Анисимова в Доме Советов практически не осталось самостоятельно мыслящих людей.
На место покойного аксакала был назначен Анатолий Мишнев, ранее прославившийся как руководитель скандального фонда «Содействие», в недрах которого исчезли миллиарды рублей. К этой организации, взимавшей в конце 90-х годов с транзитных машин плату за проезд по территории Смоленской области (фактически - федеральный налог, введенный постановлением администрации Смоленской области), были лично причастны губернатор Анатолий Глушенков, его первый заместитель Анисимов, глава администрации Смоленского района Валентин Синицын и предприниматели Евлоевы. Фамилия Маслова нигде не фигурировала, но было понятно, что запустить этакую махину без начальника УФСБ просто невозможно. Депутаты первой областной Думы приложили немалые усилия для того, чтобы отыскать следы сумасшедших по тем временам сумм, но безуспешно.
Вот хотите верьте - хотите нет, но именно я первым 24 октября 1997 года опубликовал в газете «Смоленские губернские ведомости» фотографию Мишнева (см. картинку внизу)! Никто его тогда не знал, а увидел я его впервые на заседании думской комиссии, где обсуждались делишки фонда «Содействие». Анатолий Иванович не был тогда таким разговорчивым, как сейчас - правильнее сказать, он вообще плохо говорил, и, в целом, ничего депутатам не сказал (деньги фонда «Содействие» так и не нашлись - еще одна смоленская загадка, еще один забытый клад). Но молчаливость Мишнева большие дяди оценили: в 1998 году, когда деятельность фонда «Содействие» практически прекратилась, он всплыл в качестве депутата областной Думы, а в третьем созыве спикер Анисимов взял его замом.
Почему Маслов с Рудаком добились, чтобы именно он возглавил облдуму после смерти Анисимова, было совершенно понятно: человек «свой», замешанный в громком скандале, управляемый и ни на что не претендует. После этого строптивых депутатов в облдуме начали гнобить (вице-губернатор Василий Залесов не даст соврать! :)), а послушные - в первую очередь, безработные, те, кого за стенами облдумы не ждала никакая хорошо оплачиваемая деятельность - постепенно объединились вокруг Мишнева. Почти все они сохранили свои мандаты и в 2007 году, в «масловской» облдуме, благодаря чему Мишнев на первом же заседании стал ее председателем.
От нового губернатора Сергея Антуфьева в начале 2008 года ждали, по сути дела, всего двух поступков - убрать Рудака и убрать Мишнева, но ни с одной, ни с другой задачей тот не справился. Точнее, Рудака через какое-то время все-таки сняли, но на его место был назначен человек, который немедленно по прибытии в Смоленскую область подружился с Мишневым и начал действовать в интересах ФПГ. Мишнев же, оптом скупив за счет бюджета областные СМИ, постепенно превратился в одну из самых влиятельных в регионе фигур - притом, что нынешняя облдума, на мой взгляд, а я видел все четыре - самая бесполезная и безынициативная из всех созывов законодательного органа Смоленской области, несмотря на всю ее разрекламированную многопартийность. Не хочу сказать, что Мишнев задушил там все инициативы - нет, именно такой облдума и была сформирована.
В предстоящей нам в 2013 году кампании по выборам депутатов облдумы именно Мишневу предстояло стать ключевой фигурой. Получись у него сформировать нужный ему и ФПГ законодательный орган (а он, разумеется, должен был максимально напоминать нынешний созыв, и для этого, в общем, у спикера были почти все рычаги), и у жителей Смоленской области не возникло бы и тени надежды на хоть какое-то обустройство окружающей среды в ближайшую пятилетку. Сейчас, когда всего за месяц потеряли должности областной прокурор Юрий Верховцев и Мишнев, сразу две ключевые фигуры, обеспечивающие надежность всей конструкции, ее краеугольные камни, тень надежды однажды увидеть проблеск света в конце туннеля появилась. Не хочу сказать, что перемены к лучшему грядут - на этого моего оптимизма не хватает, но надежда на это появилась.
Я не знаю, кого за это нужно благодарить. Вся эта история с сенаторством Мишнева, похоже, была импровизацией в режиме «блиц». Думаю, губернатор Островский действительно намеревался послать в Совет Федерации миллиардера Константина Малофеева - просто потому, что участие того в выборах депутатов Знаменского сельского поселения Угранского района объяснить как-то иначе невозможно. Но в процесс вмешались сразу несколько внешних факторов (как
метко написали наблюдатели из «Голоса»: «Эти выборы, скорее всего, стали частью борьбы неведомых нам сил»).
Во-первых, в Интернете одновременно и очень организованно начались стенания про миллиардера, скупающего голоса сельских жителей, и сумасшедшую сумму, которую тот якобы платит за свое сенаторство. Эта группа интернет-порталов и блогов, если не ошибаюсь, в последние годы несколько раз обращала свое внимание на Смоленскую область - например, защищала Эдуарда Качановского, «мочила» Антуфьева. Теперь Рунет точно таким же образом был оповещен о том, как именно миллиардер получает в Совете Федерации место от администрации Смоленской области, чем был нанесен серьезный ущерб репутации губернатора Смоленской области. Кто так подставил Алексея Островского? Ему видней.
Второй фактор - интерес, который, оказываются, испытывают к Константину Малофееву правоохранительные органы. Пишут, что возник он не просто так, что началась пресловутая «война кремлевских кланов», и когда в такой обстановке человек, которого предполагается активно использовать в боевых действиях, вдруг пытается исчезнуть с горизонта, получив парламентскую неприкосновенность, задвигались горы! То есть уже случившийся морально-этический скандал, и потенциальный коррупционный скандал, в котором Малофееву, возможно, отведена роль героя, поставили крест на идее с приходом миллиардера на Смоленщину. Настолько крепкий крест, что тот не предпринял и попытки отстоять в суде свой мандат депутата сельсовета.
Вот здесь-то кто-то и сделал Смоленской области подарок, «пробив» в верхах вариант с назначением на пост сенатора Мишнева. Может, этот умница сидит в «Единой России», может, еще где, но явно понимает, что с областью нужно что-то делать, а сделать ничего не получится, пока «такие люди в стране советской есть». Лишить председателя облдумы возможности влиять на будущую предвыборную кампанию невозможно, добиваться этого через скандал или уголовное дело, наверно, не хочется. Единственный выход - забрать на повышение. Уверен, Мишнева пришлось убеждать - ну, что ему там делать, в этом Совете Федерации? Понятно же: ссылка, и хорошо, если через полтора месяца с этой должности не отзовут в никуда, как это произошло, кажется, в Калмыкии. А здесь - реальная работа, связи, подчиненные, телевидение с газетами, верные товарищи, дружественный региональный политсовет «Единой России», интересная предвыборная кампания приближается… Но, наверно, как-то убедили.
По идее, сейчас нужно ждать подковерной схватки за место председателя облдумы - хоть и осталось до выборов меньше года, но человек, занявший эту должность, при желании сумеет многого добиться. Два варианта, при которых можно будет повторить слова молодого государя-императора: «При мне все будет, как при батюшке!», очевидны: оставить на хозяйстве на оставшееся время Николая Мартынова или выдвинуть на должность спикера Виктора Вуймина. Что предложат другие заинтересованные стороны - «Единая Россия» и губернатор Островский, - пока неясно.