С. Е. КУРГИНЯН.
У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ. МЕМОРАНДУМ О ВОЗМОЖНОМ ПРИМИРЕНИИ КОНСТРУКТИВНЫХ СИЛ РОССИИ. 18 ИЮНЯ 1992 ГОДА.
Системный кризис на территории бывшего СССР стремительно набирает обороты. Ситуация уже не контролируется так называемой властью. Перманентные революции, парламентские кризисы, вооруженные восстания - все это свидетельствует о том, что мы на пороге крупных потрясений. Зреет гражданская война, революция, диктатура, лимит исторического времени, отведенный для мирного разрешения назревших проблем - на исходе.
Я обращаюсь ко всем политическим силам, сохраняющим разум и не приемлющим насилие, как метод решения политических проблем, с идеей пакта о примирении.
Основные условия гражданского мира и принципов реформирования нашего общества:
I. Все те политические силы, которые вели страну определенным курсом, начиная с 1985 года, должны признать, что этот курс, при всех его благих намерениях, обернулся для страны национальной катастрофой.
II.Необходимо гарантировать не только сохранение, а обеспечить дальнейшее расширение политических свобод, проведение полномасштабной правозащитной реформы, гарантированное право всех оппозиционных сил на доступ к СМИ, и прежде всего, к радио и телевидению. Должна быть обеспечена реализация на практике тех декларировавшихся принципов, которым поверил народ и от которых сегодняшняя власть сама отказывается во имя сохранения своего статуса и связанных с ним корыстных интересов.
III. Субъектом национального примирения должно стать временное коалиционное правительство, включающее в себя представителей действительно влияющих на жизнь общества политических сил - демократов, не запятнавших свою честь сотрудничеством с антинародным курсом, передовых и прогрессивно мыслящих патриотов, ориентированных на будущее развитие страны коммунистов, а также преданных национальным интересам представителей руководства промышленности и сельского хозяйства, фермеров, предпринимателей, банкиров, ведущих профсоюзов страны.
IV. Основные, безусловные идеи, которые временное коалиционное правительство должно реализовать в своей деятельности, таковы.
1. Опора на внутренние ресурсы страны. Это диаметрально противоположно предшествующей ориентации на помощь Запада. Не деньги Запада должны обеспечивать политическую стабильность, а политическая стабильность должна стать предпосылкой равноправного сотрудничества России со всеми странами мира.
2. Война преступности и коррупции. Прекратить порочную практику отмывания теневой экономики, перестать уповать на вчерашних воров и преступников как на завтрашних хозяев капиталистического рая. Все реформы последнего семилетия и привела к тому, что мафия подменила собой гражданское общество, а демократические движения стали выразителями ее интересов и институционализировали ее господство. Опершись на мафию в своей политической деятельности, властный субъект стал в высшей степени зависим от мафии, превратившейся при его попустительстве в силу, грозящую уничтожением обществу. Своей деятельностью власть обеспечила огосударствление мафии.
3. Поддержка точек роста - структур, способных превращать ресурсы в необходимую обществу продукцию, обеспечивая выход из глубокого коллапса, в котором сегодня находится вся экономика. Это означает переход от монетаризма к структурализму, к социальному конструированию. Это изменение требует нового политического субъекта. Но это не означает возвращение к административной системе. Напротив, именно отсутствие такого конструирования вскоре приведет к тотальному администрированию, которое заменит тотальный хаос. Нельзя этого допустить. Ибо это означало бы реакцию и реставрацию в худшем их виде.
Корпорации должны составить некий промежуточный слой между гос сектором и рыночным - соблюдение золотой середины между стабильностью и инновациями.
4. Конструирование среднего класса и активной деловой среды на основе частной собственности. Речь идет о безвозмездной передаче населению не менее 1/3 общенационального богатства - от разговоров о «столыпинской реформе» и создании национального предпринимательства следует перейти к делу. Всем, кто верит в свою способность заниматься бизнесом - должны быть предоставлены равные стартовые возможности. Только это предотвратит гражданскую войну и бесконечные распри вокруг национального достояния.
Принцип таков. Создается фонд приватизированного имущества, составляющий 1/3 национального богатства страны. Каждый гражданин страны имеет право на облигацию, составляющую его долю в этой трети - право выкупа в частную собственность или право на акции, на приобретение адекватного этой облигации частного имущества. Никакие переделы собственности не допускаются.
5. Социальная справедливость образца "до 1985 года". Бесплатное образование, здравоохранение, социальное страхование, жилье. Если частный собственник желает построить частную школу и на свои деньги осуществлять образование по своей программе, отвечающей интересам обучаемых, то это его право, как и право обучаемых.
6. Конструирование политических институтов и механизмов переходного периода. Внутри переходного периода выделяются три стадии: блокирование процессов нарастающего коллапса, социальное конструирование и обеспечение роста. На каждой из этих стадий существует адекватная ее задачам система управления.
Гражданский мир между национальным предпринимательством и трудящимися, согласование интересов крупнейших корпораций будут служить основой социальной стабильности. Классические западные институты вряд ли могут быть сформированы раньше начала XXI века. Политические права и гарантии против тоталитаризма будут обеспечены лишь после того, как возникнет многоукладная экономика и начнется реальный экономический рост.
7. Традиция и прогресс. Апелляции к смыслам, целям и ценностям, лишь при создании такого духовного климата, который позволит апеллировать не только к количественным, но и к качественным показателям жизни. Без этого реформы в России будут обречены на провал. Разумный взвешенный историзм, соединяющий тысячелетний российский опыт, 70 лет советской истории и последние годы. Апелляция к традиционной для российского общества духовности, к идеалам высокого служения, к духу нашей культуры и религии - должна стать стержнем государственной политики отныне и навсегда. Ошибкой предшествующих реформаторов во все периоды российской истории как раз и был отрыв традиций от прогресса.
Мы можем и должны это сделать. Я призываю все силы, которым дорог гражданский мир и национальное возрождение, немедленно приступить к переговорам на основе данных принципов и условий. Еще несколько шагов в сторону взаимной конфронтации - и будет поздно. Еще несколько попыток правительства конвульсивно цепляться за уходящую власть - и никто уже не будет искать согласия и примирения, в том числе и автор этого Меморандума.
Июнь 1992 г.
К СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ - МЕМОРАНДУМ "ОТВЕТНОЕ ДЕЙСТВИЕ" (1992)