Originally published at
YOURWO. You can comment here or
there.
Вечаша - дом в Псковской области, который русский композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков снимал как дачу.
Римский-Корсаков родился в городе
Тихвине в дворянской семье. Интересно, что мать будущего композитора - Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина.
Николай Андреевич начал свое обучение музыки в 6-ти летнем возрасте, а сочинять музыку начал в 11 лет. Он с детства мечтал о путешествиях и в 1856 году отец отдал его в Морской кадетский корпус.
В Петербурге, где будущий композитор учился, Римский - Корсаков знакомится с музыкантами и становится членом т.н «могучей кучки».
После окончания училища Римский - Корсаков поступает на морскую службу, во время которой он совершает немало морских путешествий. Тема моря - одна из самых впечатляющих в произведениях композитора.
Click to view
Вернувшись из путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Балакиревского кружка, он знакомится с Бородиным, Даргомыжским и Чайковским. К слову, у Чайковского были сложные отношения с «могучей кучкой», Римский-Корсаков - единственный кто относился к Чайковскому с должным почтением.
Под влиянием Балакирева Римский-Корсаков обращается в своем творчестве к национальным мотивам. В дальнейшем именно национальный колорит станет визитной карточкой композитора.
Click to view
Все оперы Римского-Корсакова так или иначе связаны с русскими мотивами.
За вдохновением Римский-Корсаков часто ездил в деревню. В разные годы он снимал дома на озерах Врево и Череменецкое, но там ни осталось ни следа от старых усадеб, но остались воспоминания композитора об этих местах.
Это «настоящие русские деревни» именно Конезерье, Подберезье, Хвошню озеро Врево и русское бездорожье вдохновили композитора написать оперу «Снегурочка».
Весной 1894 года Николай Андреевич Римский - Корсаков задумал написать оперу «Ночь перед рождеством» и озаботился поисками такого места где бы мог полностью погрузиться в сочинительство.
Тогда ему и попалась деревня Вечаши. Усадьба принадлежала Татищеву, однако хозяева обеднели, и для того чтобы сводить концы с концами они стали сдавать усадьбу.
Здесь Николай Андреевич отдыхал вместе с семьей и музыка писалась удивительно легко. Кроме оперы «Ночь перед рождеством» Римский - Корсаков написал в Вечаши Сказку о царе Салтане, Сказание о невидимом граде Китеже и Царскую невесту. В том же году по предложению друзей Римский - Корсаков начал переделывать музыкальную картину Садко, написанную еще в 1867 году в оперу.
Римский - Корсаков вспоминал: «Помниться, местом для сочинения такого материала часто служили для меня длинные мостки с берега купальни в озеро. Мостки шли среди тростников; с одной стороны виднелись наклонившиеся большие ивы, с другой - раскрывалось озеро Песно. Все это как то располагало к думам о «Садко».
Click to view
Римский - Корсаков считается национальным композитором, в том смысле что его творчество носило этнический характер. Ве его произведения так или иначе связаны с народными сказаниями и легендами. Он как никто другой связан с русской природой и обычаями, ему нравились народные обряды, он любил наблюдать за крестьянами.
«Царская невеста» - девятая опера Н.А.Римского-Корсакова. Сюжет Л. Мея (eгo одноименная драма была написана в 1849 году) давно занимал воображение композитора.
Click to view
В основу драмы Мея положен исторический (хотя и малоизвестный) эпизод женитьбы (в третий раз) царя Ивана Грозного.
«Скучая вдовством хотя и не целомудренным, он (Иван Грозный. - А.М.) уже давно искал себе третьей супруги… Из всех городов свезли невест в Слободу, и знатных и незнатных, числом более двух тысяч: каждую представляли ему особенно. Сперва он выбрал 24, а после 12… долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец предпочел всем Марфу Васильеву Собакину, дочь купца новгородского, в то же время избрав невесту и для своего старшего царевича, Евдокию Богданову Сабурову. Отцы счастливых красавиц из ничего сделались боярами (…) Возвысив саном, их наделили и богатством, добычею опал, имением, отнятым у древних родов княжеских и боярских. Но царская невеста занемогла, начала худеть, сохнуть: сказали, что она испорчена злодеями, ненавистниками Иоаннова семейного.
В опере наиболее полно показана «загадочная русская душа» смысл которой: сначала сделать гадость, а потом в этом раскаиваться.
Усадьбу в Вещашах восстановили, поскольку оригинал был разрушен. Решение о восстановлении усадьбы было принято в 1967 году, тогда же начались восстановительные работы. Однако строители смогли приступить к работе только в 1989 году. Открытие усадьбы Любенск - Вечаша состоялось в 1995 году. Характерно, что именно в «лихие 90-е» открылось много новых музеев и были отреставрированы многие церкви. А вот совхозы в этих местах закрылись уже в этом веке, как собственно и больница, пункт скорой помощи и т.д.
Усадьбы были восстановлены по документам, предоставленных родственниками композитора. Здесь же имеются личные вещи семьи. В Вечашах проводят экскурсии, празднуют народные праздники и ставят музыку Римского-Корсакова. Слушать музыку великого русского композитора в месте, где она появилась на свет, доставит истинное наслаждение.
Вечаши находятся в Псковской области, примерно в 200 км. от Петербурга. Чтобы доехать до усадьбы нужно двигаться по Киевской трассе, через 188 км. в деревне Заполье нужно сделать поворот на Плюссу и двигаться еще 20 км. до указателя «Вечаши - усадьба Римского - Корсакова».
официальный сайт:
http://www.museum.ru/m1952