Originally published at
YOURWO. You can comment here or
there.
Я часто слышала от соотечественников, что Версаль во многом уступает нашим питерским пригородам. Мне кажется этот взгляд поверхностным. Такое впечатление, что наши туристы вспоминают в Версале свои детские впечатления о Петергофе, потому что редко посещают его в зрелом возрасте. Поскольку я живу в Петербурге и хотя бы раз в год посещаю один из парков, то сравнения с Версалем пришли на ум как - то сами по себе.
Прежде чем судить о парке, давайте оценим его размеры и сравним с нашими. Площадь Версальского парка - 830 га, Петергоф 15 +102, Екатерининский парк в Пушкине - 107 га, самый большой наш парк - Павловский парк - 600 га. Теперь про фонтаны: в Версале их 50, в Петергофе - 22
http://www.peterhofmuseum.ru/page.php?id=4 А теперь представим, что 22 фонтана Петергофа распределили по территории Павловска.
Еще несколько цифр: в Версале 20 км. дорог и оград, 350 тысяч деревьев, 35 км. канализационных труб. Так что Версаль - это Пушкин, Павловск и Петергоф вместе взятые.
И дело тут не только в размерах. В Версале представлены все парковые стили, здесь есть и регулярный парк, и ландшафтный (Малый Трианон). Именно Версаль служил образцом для наших архитекторов и садовников, создателей Петергофа, Пушкина, Павловска. Конечно, Большой каскад вне конкуренции. В чем то последователи Версаль превзошли, но в чем то и уступили.
Посещая этот дворец и парк, начинаешь понимать почему во Франции случилась революция. Содержание Версальского парка должно было стоить огромных денег. Представляю, как подобная роскошь должна была раздражать «налогоплательщиков». Однако нельзя отрицать, что личность, построившая это чудо, безусловно была незаурядной.
Версаль строил Людовик XIV. Лично мне как - то ближе средние века, век абсолютизма мне кажется скучным и не интересным. Есть король и все перед ним пресмыкаются, ну что тут может быть интересного. Поэтому личность «короля - солнца» меня совсем не интересовала. Однако после посещения Версаля я заинтересовалась биографией «Короля - Солнца».
Click to view
Click to view
Дворцовые перевороты и заговоры были в те времена во Франции обычным делом. Людовик XIV сын Людовика XIII и Анны Австрийской, родился когда матери было уже 37 лет. Когда Людовику было 5 лет, он стал свидетелем заговора дворян. С тех пор молодой король невзлюбил Париж и стал строить свою резиденцию в Версале. Туда же он перевел весь двор.
Это была гениальная идея, заставить знать вместо заговоров, драться за право надеть на голову монарха парик.
ужин в Версале тоже был ритуалом, король ел, а знать ему прислуживала
Своих противников он увлек в нереальный, созданный им мир Версаля, этакую матрицу образца XVII века. Однако именно этот сказочный мир, в котором центральное место занимал Версаль, отгородил французский правящий класс от своего народа, что и привело страну к экономическому краху.
Роскошь, которой окружил себя король, стимулировала развитие ремесел во Франции, что было хорошо для экономики. С другой стороны, отмена Нантского эдикта о веротерпимости привела к массовой эмиграции из страны. Французские протестанты бежали в Женеву и составили основной костяк экономического процветания новой родины.
Рассматривая внутреннее убранство Версальского дворца, я пришла к следующему выводу: Людовик хоть и страдал манией величия (чего стоит его появления в образе Апполона), все таки в этом так мало помпезности и так много изящества, что приходит в голову мысль, что это как бы не всерьез. Все это мне очень напомнило Венецию.
История французской монархии и Людовиков XIV, XV, XVI приводит к мысли, что любая абсолютная власть как форма правления обречена. Слишком большая зависимость от способностей одного человека рано или поздно приводит страну к краху, а если король еще и сопротивляется то, закономерным результатом является кровавая развязка.
Пока страной руководил харизматичный и блестящий Людовик XIV во Франции все было в порядке, но как только во главе стал не достаточно решительный монарх в лице Людовика XVI, страна стала сваливаться к катастрофе. И даже не скажешь, что король был плох, просто в то время нужен был другой лидер.
Еще во времена Людовика XIV была введена фискальная система, согласно которой все налоговое бремя ложилось на третье сословие (крестьян и буржуазию), дворяне и духовенство налогов не платили. А налоги были большие (войны требовали денег). В итоге уже во времена Людовика XIV во Франции вспыхивали восстания. За внешним блеском скрывались большие проблемы в экономике. Так что Людовик XIV, кроме великолепных дворцов, оставил потомкам еще огромные долги и социальную напряженность. Результатом его деятельности явилось экономическое разорение, нищета Франции. Другим последствием был рост оппозиционной литературы, особенно развившейся при преемнике «великого» Людовика.
Второе рождение Версаля произошло во времена Империи. Версаль реставрирует сначала Наполеон I, затем Людовик XVIII и Карл II. Однако император в Версале не селится. Вернуться в Версаль значило бы вернуться к старому порядку, а его народ не хотел. Тогда король Луи Филипп решает превратить Версаль в музей, посвященный всем победам Франции. Так в Версальском дворце появляется крыло, посвященное истории Франции.
Во времена второй империи Наполеон III устраивает в Версале приемы. В настоящее время здесь уже нет никаких органов власти, это просто музей.
Когда мы приехали в Версаль а было около 9 утра, к входу во дворец уже скопилась очередь на «фэйс контроль». Обойти очередь не представлялось возможным. Тогда я решила, что лучше я сначала посмотрю парк а потом пойду во дворец.
Вход в парк Версаля бесплатный и находится справа от дворца. Решение было правильным. Во-первых оказалось, что парк достаточно большой, и там было на что посмотреть, пока ждешь открытия Большого и Малого Трианона.
Большой и Малый Трианон открываются в 12 часов, к ним мы и направилась. Поскольку по пути нам попалась сувенирная лавка и кафе, то к Трианону мы дошли как раз в 11 - 45. После осмотра парка и Трианона мы пошли во дворец, около двух часов дня очередей на вход уже не было.