![](http://s43.radikal.ru/i100/1102/1a/bc5d5ea7a913.jpg)
Очередной спонтанный набег в Колизей и уже, видимо, последний, т.к. с понедельника кинотеатр на Невском, 100 имеет все шансы навсегда уйти в историю города, произошел позавчера, накануне мужского праздника. Мужчинам прокатчики преподнесли отличный подарок, выпустив как раз в праздники "Бойца", который уверенно ломит к "Оскару", собирая по пути почти все награды и номинации. У меня это уже второй фильм про ирландскую братву в переводе Гоблина, и второй фильм, где мат-перемат на удивление уместен и не режет слух. В официальном трейлере, как всегда, персонажи говорят глубокими, почти оперными голосами, в сердцах кидая друг другу "гребанный" и "иди в задницу"...
Когда я с восхищением смотрела на харизму Кристиана Бэйла еще в четвертом "Терминаторе" и "Джонни Дилинджере", папарацци пугали сеть фотками, где от Бэйла не осталось ничего, кроме костей, трех перьев на голове, длинного носа и залысинки. Для какой роли человек довел себя до такого состояния, пожалуй, и есть самая главная интрига фильма.
В ирландском гетто американского захолустья живут в большой дружной семье два брата-боксера: один бывший, когда-то нокаутировавший легендарного Шуга Рэя (в фильме боксер сыграл сам себя, кстати), а ныне опустившийся наркоман Дики (Бэйл), второй средней руки и легкого веса Мики (Марк Уолберг), которому не очень везет на ринге, и зарабатывать на хлеб приходится укладкой асфальта. Мики тренируется под надзором брата и грозной мамашки Элис, которая цепко держит под своей шпилькой всю свою ораву из семи дочерей (старых дев), двух сыновей и бесхарактерного доброго мужа. По большому счету Элис наплевать на Мики, которого используют на ринге в качестве ступеньки к пьедесталу. А Дики в этой жизни уже давно ничего не интересует, кроме наркоты и старого, во многом случайного успеха в матче с Шуга Рэем. И когда Мики, в очередной раз побитый до состояния бифштекса, решает изменить свою жизнь и уходит из семьи, начинается самая интересная история про реального американского боксера Мики Уорда.
Я давно не видела таких байопиков и фильмов про бокс, реслинг и прочие боевые искусства. Обычно подобный жанр диктует свои жесткие условия, которые стараются не нарушать, снимая очередную историю про того, кто был никем, но преодолевая обстоятельства, дрался до полусмерти, карабкаясь на вершину побед. И обязательно должна быть сцена главного поединка, где в самый тяжелый момент героя охватывает приступ отчаяния, но кто-то или что-то заставляют его вылезти из кожи и показать всем Кузькину мать с Сидоровой козой. И чтоб обязательно были крупные планы окровавленного лица с затекшим глазом и сломанным носом. И в замедленном действии с крупными каплями крови и пота. И музыка чтобы пафосная. И Рэмбо в конце молодец такой, потому что победил русского Ивана Драго и себя преодолел.
У режиссера Дэвида О.Рассела все наоборот при очевидно схожем и типичном сценарии о среднем парне из ниоткуда, который всех сделал настойчивостью, трудолюбием и славным характером. Но что с этим сценарием творит режиссер? Ставит байопик в жанре полу-криминальной комедии, где отлично воссоздана атмосфера 90-х, прекрасно отработана фактура ирландской семейки, совершенно удивительные типажи и характеры. Никогда столько не смеялась на фильме-биографии, который целиком снят по реальным событиям, м.п..
Кристиан Бэйл, например, отмороженный до полной неузнаваемости, до состоянии тощей крысы на двух ногах. При совершенно тупом, безумном взгляде и какой-то ломанной расхлябанной пластики его Дики Эклунд настоящий профи, знающий о себе, брате и боксе практически все. Бэйл только руками, буквально парой приемов дает зрителю понять разницу между ближним и дальним боем, между плотной позицией и удаленными стремительными ударами по корпусу. Мелисса Лео (мамашка Элис) с вечной сигареткой в зубах, с умопомрачительным начесом и вставными плечиками почти одной левой забивает весь актерский ансамбль. Не удивительно, что они с Бэйлом посрывали все награды за роли второго плана, а теперь имеют шанс отцепить Оскары.
А как сняты боксерские поединки! Не с тупо разжеванной для простого зрителя драматургией боя с эффектными и долгими хуками, а почти в режиме реального времени и с полным эффектом присутствия на ринге. Т.е., ты не знаешь, вытянет герой этот раунд или падет на спину мешком дуста. И никаких подсказок вроде эффектных рапидов с пафосным музоном и криками "соберись, тряпка!". Потому что нам рассказывают не очередную историю успеха, а просто историю обычного человека, у которого не всегда получалось то, о чем он мечтал. И девушки в бикини с табличками неловко падают верх ногами, и противник оказывается не тем, с кем герой собирался драться. В общей сложности в фильме показано три цельных поединка. И везде либо охаешь, либо кричишь, либо аплодируешь со всем зрительным залом.
Самое интересное режиссер дает на финальных титрах - показывает реальных прототипов истории, братьев Мики Уорда и Дики Эклунда. Они посмотрели фильм и делятся своими впечатлениями. И тут реально страшно от того, что Уолберг и Бэйл не то, чтобы похожи на этих людей (там трудно что-то увидеть ввиду возраста старых боксеров), а именно сыграли своих персонажей так, что ты понимаешь: вот этот худющий ломака-кривляка и смехач справа - это Дики, а скромный молчаливый и улыбчивый мужик слева - Мики.
За приглашение на показ благодарю Юлю aka
_sleza_.
Смотреть обязательно. Если найдете вариант Гоблина, тем более.
Бонус - песенка Марка Уолберга из 1995-го. Он тогда уже все знал про бокс :)
Click to view