В связи с чтением
вот этого документа возникло у меня несколько вопросов:
1. Я правильно понимаю, что богохульство здесь рассматривается исключительно "в связке" с православием? "Пытаются они всеять семена смущения и в душах немощных из числа православных христиан, иногда колебля их веру в Бога и в Церковь, а иногда вызывая излишне резкую непродуманную реакцию на оскорбление их религиозных чувств." А как быть с поколебленными католиками и лютеранами, их защищать будем? Или пусть сами разбираются?
2. "благословение мирян и их организаций на мирное гражданское противодействие богохульству как разновидности унижения человеческого достоинства верующих и оскорбления их религиозных чувств" - это типа как о.Шаргунов благословил своих иподьяконов на дискуссию с Сахаровским центром?
3. Словосочетание "православный пикет" слух не режет, не?
4. "предание каноническим прещениям виновных в клеветнических деяниях, если они являются православными христианами" . А ежели они православные, но иной юрисдикции? Списываться с их священноначалием на предмет прещений?
5. Если с клеветой все более-менее понятно с юридической точки зрения, то как быть с богохульством? По какой статье УК иск вчинять? И, собственно, кому? Если хулитель человек неверующий и нецерковный, то он в принципе не является субъектом церковного права, для него не существует Того, Кого он хулит. Как в этом случае сформулировать суть обвинения?
И я понимаю, чисто по-человечески очень хочется оправдаться, когда лично о тебе сказали гадость, и обидчика к ответу призвать тоже очень хочется. Но как быть с вот этим: "Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесах: тако бо изгнаша пророки, иже (беша) прежде вас"?
На мой взгляд, самые золотые слова документа, это "Самым приемлемым и действенным способом противодействия богохульству людей, не принадлежащих к Церкви, является личный пример праведной и богобоязненной жизни самих христиан, «дабы заграждать уста противников» (1 Тим. 6, 1; 1 Пет. 3, 1-2; Рим. 2, 24)." Если б там еще хоть слово о молитве за обидчиков-клеветников-кощуннков было, совсем бы замечательно вышло. Если б мы еще действительно жили так, чтобы не давать внешним повода соблазняться из-за нас... Но это уже мечта и утопия, увы!