Дети в церкви

Dec 13, 2010 19:51

 Этот вопрос тоже не слишком простой и однозначный, и аспектов у него немало. Начну я с того, который мне ближе всего - дети в алтаре. В качестве вводной: у меня два достаточно подрощенных сына . У старшего в неполные двадцать лет алтарный стаж семь с половиной лет, у младшего - на год меньше. Т.е., попали они в алтарь в ранне-подростковом возрасте ( Read more... )

Leave a comment

Comments 30

zapevala December 14 2010, 04:15:55 UTC
Вот как оказывается ( ... )

Reply

raftra December 15 2010, 03:03:13 UTC
Лен, мне тут вот что видится, по крайней мере, в увиденных мной ситуациях. Да, с одной стороны, малышня действительно при деле и благодаря этому меньше балуется и скучает в храме. С другой, они привыкают к тому, что совершаемые ими действия самоценны сами по себе. И нифига они о смысле совершаемых действий не задумываются ( ... )

Reply


ailoyros December 14 2010, 07:43:51 UTC
В алтаре зато не так им скучно, это да. :) В этом, видимо, главный плюс.

Ну а в остальном понятно. В Сурожской епархии, помнится, не всегда при наличии архиерея служили архиерейским чином - только по каким-то особым поводам. Вл. Антония я не видел, а вот Вл. Василий Осборн делал именно так, и наверняка не сам он придумал.

Reply

raftra December 15 2010, 03:06:17 UTC
Ты знаешь, у нас раньше тоже не всегда служили архиерейским чином, даже если вл.Лавр был в храме. Зато его присутствие ощущалось всегда, даже когда он совсем незаметно стоял в боковом притворе. Потому что когда он молился, это чисто физически чувствовалось по всему храму.

Reply


mmekourdukova December 14 2010, 16:44:42 UTC
Ужас какой, и какое пакостное выражение - "пропускать через алтарь"... Худшие ассоциации, не стану уточнять.
Благодарите Бога, что мальчишки выскочили без невозвратимых потерь. Сколько знаю случаев, когда неофитки-матери поручали своих детей, мальчиков особенно, равнодушным, ограниченным профессиональным циникам - и получали духовных калек, с надолго, если не навсегда, отбитым "органом богообщения".
У меня тоже был такой опыт, правда, краткий, и сыну было тогда всего 8-10 лет. До алтаря дело не дошло, но воскресной школы при шикарном соборе он отведал :-(((.

Reply

raftra December 14 2010, 16:51:13 UTC
Так я и радуюсь и поражаюсь тому, что парни таки уцелели. Из той волны алтарников, с кем вместе они начинали, в церкви остался только один мальчищка, все остальные доросли до 18 - 20 лет и ущли.

В ЦПШ старший отказался ходить наотрез, младший год отходил и сказал баста.

Reply

mmekourdukova December 14 2010, 16:59:46 UTC
Вот-вот. "Пропустили через". Привыкли дети к благодати.
Наша ВШ была - сказочная по своей бездарности, помпезности и тупости.
Единственное, что меня извиняет - это то, что ребенка я отдала в самый первый набор при основании школы, это был 95й примерно год, ещё мы не знали, что оно такое.

Reply

raftra December 14 2010, 17:05:17 UTC
У нас в ЦПШ есть просто чудесные преподавательницы, я с ними дружу и очень их люблю. Но есть и такие люди, кому я своих детей-внуков больше ни за какие коврижки не доверю.

Reply


webpadre December 15 2010, 23:07:44 UTC
ну это и хорошо, что теперь дети не стремятся в алтарь. часто это "развращает", учит цинизму. Близость к Богу вовсе не определяется близостью к алтарю.

Reply

raftra December 16 2010, 01:00:48 UTC
Так я как раз и опасалась очень на прошлом приходе, что они рискуют цинизмом заразиться, тем более, что было, у кого. Так что пусть просто ходят, молятся, сознательно участвуют в службе, этого вполне достаточно. И я очень рада, что они сами поняли опасность того, что им угрожало.

Reply


silberfischka December 20 2010, 20:55:21 UTC
Мы тоже своего сына (ему было тогда 5 лет) не стали "приучать к алтарю" (хотя, многие советовали). Побоялись именно привыкания ( ... )

Reply

raftra December 21 2010, 01:25:16 UTC
Да понятное дело, с унифицированными людьми проще, они кажутся понятнее, ибо все маркеры "свой" стоят на правильных местах. Таким образом подсознательно возникает доверие к тому, кто "правильно промаркирован", и напротив, опасение по адресу "чужака". Это все проявления простейших стайных инстинктов, и очень жаль, что они порой механистически переносятся в религиозную жизнь тоже.

Reply

silberfischka December 21 2010, 11:03:17 UTC
Вроде все это понятно, да и многие из нас, полагаю, эти чувства испытывали (или испытывают), но когда это принимает такие агрессивные формы, навязывается, лишает возможности выбора (иначе ты, по сути, изгой), то уже не хочется относится к этому "фэйс контролю" снисходительно. Мы заслоняем от людей Христа. Не все ведь Его узнали настолько, чтобы не обмануться и не испугаться.
К тому же, согласитесь, и для носителей "православной правильности" один только вред: они удовлетворены тем, что правильно одеваются, правильно ведут себя, и т.п. - и это создает стойкое ощущение спасения. Я сама слышала не раз, что раз "я пою в хоре" или "сама читаю Евангелие" (и пр.), значит, "я точно иду правильным путем и этот путь ко спасению самый верный". Все остальные прегрешения как бы нивелируются самим фактом "правильного поведения".

Reply

raftra December 22 2010, 01:25:51 UTC
Да, это отдельный большой вопрос, согласна - маркеры, внешнее мимирование неких образцов поведения, сужающее до минимума "степень допуска" и создающее иллюзию безупречно правильного пути.

Причем Фейс контроль тоже бывает очень разным. На одном приходе я наблюдала непременные юбки в пол, платки, бесформенный верх. На другом, напротив, маркером была элегантность, идеально подогнанные костюмы, хорошие туфли и сумки, шляпы, драгоценности. И там показаться в традиционном российском церковном виде означало подвергнуться остракизму и громкому осуждению.

Reply


Leave a comment

Up