Итак, несмотря на дождь, я всё-таки сделала вылазку в город, и чуть не залила фотоаппарат. Но ничего: просох, отдышался - живой.
Архитектура: коротко и по-дилетантски
Первое ощущение от города - это нагроможденность: нагромождение рекламы, нагромождение припаркованных к обочине машин, пробки… Да и сами дома, мало того, что стоят вплотную друг к другу, так еще и часто надстроены жителями. То есть балконы на полквартиры, угрожающе нависающие над прохожими, эдакими осиными гнездами - это норма. (Позже постараюсь пофотографировать, пока руки до этого не дошли.) Еще одна, так скажем, особенность архитектуры - это название районов по национальности его строителей. Например, есть вьетнамский, который строили вьетнамские строители.
Большинство зданий построено после землетрясения 1970 года -- одного из самых крупнейших на Кавказе, которые произошли в 20 веке. Это типичные (но и в тоже время не совсем) панельки и хрущи. Почему не совсем? Потому что на фасадах, пусть уже и довольно выцветших, но красуются специфические орнаменты и мозаики, которых в средней полосе я не видела.
Еще кое что бросается в глаза -- строительство. Оно идет тут везде: в центре города, на окраине, на въезде, за городом. Это и частные дома, и какие-то типа административные здания, многоэтажки. Местные говорят, что это все частное строительство.
Пока скину только фото пешеходной улицы Буйнакского и около пляжной территории.
Естессно, рвалась, но не прорвалась -- закрыто было
Справа -- вход в городской парк
Махачкала. Городской пляж
Вообще, с погодой мне, прямо скажем, не особо повезло. С тех пор, как прилетела, не было ни одного солнечного дня. Поэтому из-за дождя я вчера погуляла только по пляжу и в районе где расположены главные музеи Махачкалы - Музей изобразительный искусств Гамзатовой и Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи (который, кстати, переехал и находится теперь по адресу ул. Даниялова 33).
Возможно, конечно, сейчас просто не сезон, но мне показалось, что пляж, по крайней мере сравнивая с Черным морем, достаточно чистый: мусора практически нет, водорослей и мертвой рыбы тоже. Под ногами - песок и ракушечник, камней практически нет. На берегу тусует очень много чаек двух видов: черноголовая и озерная. Может, конечно и еще какие-то были, но я их не разглядела. Птиц кормят местные бабули, родители с детьми, работники местных кафе, а птицы. Люди высыпают в специальные поддоны на пляже хлеб и кукурузу, а птицы, как прикормленные поросята, стаей несутся к лоханке.
Иии... Ща будет куча фоток чаечек :3
Чайки у своей лоханки
Сердобольная бабуля
А так выглядит пляж, если стоять к морю спиной
А при выходе с пляжа Гуля с чудовищно ревнивой душой как бы предупреждает...
Музеи, культура и народности
После пляжа - музей Гамзатовой. Вход - 100 р, полный. Для студентов/детей/пенсов - скидки.
Вполне неплохой: внизу местные современные художники, на втором этаже залы с оружием, украшениями, утварью, керамикой, древними побрекушками/посудой/наконечниками стрел, плюс залы европейской живописи и русской, причем в последним очень даже неплохое собрание: Родченко, Лентулов, Васнецов, Левитан, Суриков, Айвазовский, Брюллов. В коридоре еще стоят статуи и барельефы разных мастеров и времен - все в кучу. Нашла даже работу земляка-Коненкова.
Буря у мыса Айя
Птица Гамаюн
Верхейден. Женщина с бутылкой
Леший
Понравились еще вот такие горские ложки для усатых мужчин - чтоб усы не пачкались и не намокали во время еды.
Ложки для усов
Подслушала у соседней экскурсии, что в исламе не разрешается чистить могилы умерших от сорной травы, например. Считается, что со временем плиты должны сравняться с землей и препятствовать этому не надо. Потому что как только это произойдет, то на этом месте можно, например, делать новое захоронение. Ну, и вообще культ умерших не приветствуется в целом. Однако, когда я позже разговаривала на эту тему с местными, они сказали, что сейчас в общем-то все равно принято кладбища убирать и памятники поправлять, если они покосились. А вот, например, у вахов, запрещено вообще как бы то ни было обозначать место захоронения. И соответственно надобность поддержания могил отпадает сама собой.
Еще интересный момент про творчество малых народов. До 7 века на территории Дагестана было распространено Христианство. Его, как я пониманию, принесли сюда грузины. А еще раньше было язычество. Так вот, у каждой народности, а иногда и села, было свое тотемное животное, например, у аварцев - волк, у андийцев - орел, у ногайцев часто в орнаменте встречаются бараньи рога.
Кстати, местные говорят, что на территории Дагестана насчитывается 33 народности, что делает республику самой многонациональной в России. Долгое время, по крайней мере до окончания Кавказской войны, «международным» языком в регионе был Даргинский. Немного отступлю от темы: сегодня (третий день) экскурсовод рассказал, как его друг нанял на работу группу вьетнамцев для строительства. Гастры русского языка не знали, английского тоже, так знакомый, недолго думая, взял и обучил их своему - лакскому - языку. Интересно, поможет ли в будущем вьетнамским ребятам при трудоустройстве пометка в резюме -- владею лаксим языком?)
Вообще, в городе прослеживается эта поликультурность буквально во всем: начиная от названий блюд в кафе: аварский хинкал, даргинский чуду, заканчивая довольно большим количеством народных музыкально-драматических театров: Аварский, Кумыкский, Лакский. При этом постановки идут там на оригинальных языках.
Так. На чем я? Следующий -- Национальный музей Республики Дагестан. Это такой краеведческий музей, где внизу палеонтология, ископаемые, минералы и фауна. Дальше - история, этнография, ремесла - вот это вот всё. Неплохой большой, отремонтированный. Экскурсоводы - просто прелесть. Особенно Марика ). Когда узнали, что я одна сюда приехала, стали волноваться и оставили свои телефоны, чтобы я, если что, звонила. Плюс очень хорошо сориентировали по экскурсионным маршрутам и ценам. Стоимость входного билета - то ли 100, то ли 50 рублей, экскурсия - 300. С меня взяли только триста за экскурсию, а билет как бы включили в стоимость.
Так как тут я брала экскурсию, то фоткать что-то было не удобно, пока мне рассказывают, так что вам повезло)) Будет только одна картинка. Это старые ворота Мечети со специальной ручкой. Маленькое кольцо предназначалось для женщин, большое -- для мужчин. Так, по стуку служители культа определяли кто к ним пришел: женщина или мужчина. Сейчас входы для женщин и мужчин разные, а раньше -- был один.
На этом в общем-то второй день закончился, и я поехала в Тархо есть. На этот раз попробовала аварский хинкал с сушёным мясом - порция огромная, по вкусу: ну тааак. Если любите вареное тесто с мясом - это для блюдо для вас. Подается с бульоном мясным и томатно-чесночным соусом. А, да, хотела еще пожаловаться: похоже, кофе тут не ценят. Все что мне попадалось - полное г.( Хотя в последний день попала в аналог шоколадницы (правда, названия не вспомню): тоже огромные навороченные капучино, похожий интерьер и форма с коричневыми фартуками у официантов.
Хинкал по-аварски с сушеным мясом
По сувенирке: Что нужно вести из Дагестана из народного творчества?
Балхарскую керамику и игрушки
Кубачинскую посуду и ювелирные изделия из серебра
Дагестанские ковры
Черную икру, если найдете (правда, перед тем как продать, вас могут еще с полчаса водить по городу, чтоб убедиться, что вы без хвоста и не из органов). Но зато килограмм здесь будет стоить около 25 тыс рублей, в то время как в Москве стоимость начинается от 40 тыс.
Хаотично. Детали, не вошедшие в основной текст:
1. Голубые тапочки. В отеле помимо одноразовых стоят резиновые тапочки: женские и мужские. И, если мужские - обычные черные рыночные шлепки, то женские тапочки отличаются от того, что я видела раньше в этом жанре. Во-первых, они закрытые. Возможно (но это не точно), это связано с мусульманской традицией, где, по одной из версий, закрыто должно быть все, кроме лица и кистей рук. То есть, если вы будете в длинной юбке и этих тапочках, то вид будет вполне целомудренный и гулять так по гостинице вполне можно. Второе, это то, что они украшены каими-то «золотыми» цацками. Зачем душевым по сути тапочкам это - я так и не поняла. Наверное, должно быть красиво.
2. Отсутствие зонтов на улице во время дождя. В дождь я не видела практически ни одного зонта: платки, капюшоны, кепки - да. Зонты - нет. Очень мало. А я, как назло взяла с собой зонт! Но выделяться не хочется, поэтому хожу в пальто, мокну. Как настоящий джигит.
3. Женские имена, оканчивающиеся на «а» -- арабские. Например, Амина, Хадижа, Аиша.
***
Черт. Как я понимаю, придется писать с опозданием в один день, потому, что информации очень много, а времени мало. Завтра опять нужно достаточно рано вставать, чтобы добраться до Дербента. Поэтому про Пять сторон света Гусейн Магомаева, о бархане, каньоне и герл ин жиджаб - уже завтра.
Первую часть можно посмотреть тут
https://rafiki-sun.livejournal.com/230917.html