Оригинал взят у
alexander_pavl в
Снежная сказкаТак странно соединились три имени: Нина Гернет, Григорий Ягдфельд, Виктор Виткович. Эти трое работали не втроём, Виткович и Гернет не пересекались, Ягдфельд был между ними связующим звеном, но сказочный мир, сотворённый ими, несомненно, един.
Гернет, физкультурница и фантазёрка, воспитана Маршаком и лихой компанией авангардистов легендарного журнала «Чиж» - Шварц, Хармс, Олейников, Чарушин, Конашевич - отсюда в её творчестве пристрастие к абсурдному юмору и цепкая точность в деталях. Блестяще образованный Ягдфельд приятельствовал с формалистами и ФЭКСами, был знатоком литературных штампов и виртуозом закрученных сюжетов. Виткович, эрудит, знаток Востока, оккультных практик и профанного мистицизма, вносил в самые банальные советские бытовые ситуации леденящее дыхание потустороннего ужаса.
Эти трое были почти невидимы в советской культуре для детей. Все их работы - очень яркие! - оставались маргинальны и не привлекали особого внимания, хотя «Девочка и крокодил» и «День чудес» не залёживались на полках детских библиотек. «Волшебная лампа Алладина» была киношлягером, неизменно приковывашим детей к экранам, "Девочка и крокодил" была культовой лентой, но «Снежная сказка», «Весёлое волшебство», «Внимание! В городе волшебник» и «Легенда о ледяном сердце» почти не показывались. О существовании этих фильмов мало кто знал. И это не случайно. Эти фильмы совершенно сознательно задвигали в угол.
Изначальная реакция на «Снежную сказку» 1959 года, в котором Старый Год пытается остановить время (при помощи сотворённых им трёх ведьм, одну из которых сыграла несравненная Клара Лучко), чтобы будушее не наступило, была буквально уничтожающая. Как раз тогда ввели оценку фильмов по категориям. Четвёртую давали очень редко, только самым беспомощным работам, и тираж копий был мизерным. Вот именно четвёртой категории и был удостоен замечательный фильм Алексея Сахарова и Эльдара Шенгелая по сценарию Ягдфельда и Витковича. Говорят, что кому-то бдительному комикование симпатичного злодея в исполнении Евгения Леонова показалось подозрительно похожим на кривляния «дорогого Никиты Сергеевича».
До этого Сахаров и Шенгелая сняли «Легенду о ледяном сердце», перенеся киргизскую сказку о холодной красавице, разрушающей жизнь мужчин одним взмахом ресниц, в советскую действительность фольклорных ансамблей и комсомольских строек, так что отговориться, представившись наивными простаками, режиссёрам и сценаристам не удалось. Эльдар Шенгелая ушёл из советского кино в национальный, грузинский кинематограф, а Сахаров остался напуган на всю жизнь и избегал разговоров на эту тему. Все удивлялись, как после такого неприятного для понимающих людей фильма ему всё-таки доверили снимать "Коллеги" - могли бы и в ассистенты режиссёра сослать...
Фильмы и книги этих авторов вызывали тревогу. Мир «Сказки о малярной кисти» и «Кукольной комедии» был слишком сдвинут по фазе по отношению к унылому соцреалистическому оптимизму, слишком хрупок, слишком открыт для вторжения активного зла. Другие советские сказочники, такие, как Софья Прокофьева, Виталий Губарев и Александр Шаров, выходили из положения, перенося свои тревожащие фантасмагории в далёкие королевства, но тут, в сюжетах Гернет-Ягдфельда-Витковича сквозит своё, непереносимое на чужую почву, пугающее, как, наверно, пугали благонамеренного немецкого обывателя гротески Людвига Тика и Э.Т.А.Гоффмана.