Уже на двух автопредприятиях российские работники победили работодателей в трудовых конфликтах.
Забастовка на заводе автомобильных компонентов «Бентелер» началась в конце прошлой недели как бессрочная. Но закончилась через двое суток, когда работодатель согласился на создание переговорной комиссии. Причем интересы работников будет защищать организатор забастовки - первичная организация Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА), который ранее хозяевами компании не признавался и даже преследовался.
Основным требованием рабочих «Бентелера» является повышение зарплаты, которая здесь составляет около 18 тысяч. Ведь рядом, на калужском заводе «Фольксваген», куда поставляется продукция «Бентелера», средняя зарплата перевалила за 26 тысяч рублей в месяц. И это тоже достижение МПРА. Полтора года назад этот профсоюз, утвердившись на «Фольксвагене», потребовал от хозяев изменения системы оплаты труда - с повышением ее на 40%. И прошлой весной стороны подписали соответствующее соглашение. А теперь и коллектив завода-поставщика заявил: «Чем мы хуже?»
В Европе это уже проходили: противостояние работников с работодателями, создание боевых профсоюзов, локауты предпринимателей и забастовки рабочих: Лишь Россия с 1917 года пошла своим путем «классового мира», в котором «мы делали вид, что работаем, а они - что нам платят». В итоге советская продукция сверху обклеивалась знаками качества, но изнутри все чаще крылась матом. А наш рабочий класс хотя и стал самым орденоносным в мире, в Европе давно слывет талантливым, но малоквалифицированным.
Советский народ распевал песенку о неудачливом штрейкбрехере Кейси Джонсе, наказанном товарищами за отступничество. И именно у нас было создано рекордное количество трудов по классовой борьбе.
Теперь Россия познает эту тему на практике. Причем учится достаточно быстро и вполне качественно. На том же калужском «Бентелере», несмотря на жесткую позицию руководства, прессинг службы безопасности, привлечение ЧОПов, полиции, ОМОНа и даже местного Центра по борьбе с экстремизмом, организаторы стачки и рабочие проявили мудрость и выдержку. То есть действовали четко и слаженно, а самое главное - строго по закону. И вынудили противоположную сторону к соблюдению закона.
В разгар забастовки приехавший на завод представитель местной власти заявил о необходимости конструктивного диалога. После чего заводское руководство пошло на переговоры с профсоюзом, который прежде пыталось выдворить с «Бентелера» всеми правдами и неправдами.
Имидж стоит дорого
Годом раньше на калужском «Фольксвагене» мирового соглашения удалось достичь даже без объявления забастовки. После чего руководство профсоюза МПРА заявило: «Менеджмент калужского предприятия не уронил в грязь имидж „Фольксвагена“ как социально ответственной компании».
Всегда бы так! Но надежды на это мало - весь мировой опыт свидетельствует об обратном. Да и хозяева международных концернов, строивших предприятия на российской территории, планировали получать прибыль, в том числе за счет экономии на зарплате местному персоналу, иначе зачем было идти в Россию? Точно так они действовали в Латинской Америке, Китае, Юго-Восточной Азии...
Теперь им приходится корректировать свои планы - с учетом просыпающегося правосознания российского рабочего класса, не желающего вкалывать за копейки. Аргументы работодателей - мол, производительность труда в России в три-четыре раза ниже западной - здесь уже не проходят. Потому что на современных предприятиях с передовыми технологиями все экономические показатели, как правило, не ниже европейских, а порой и выше. К примеру, всеволожский завод «Форд» в Ленинградской области уже неоднократно оказывался лучшим в сравнении с аналогичными производствами компании в других странах.
В чем сила, брат?
Возможно, именно потому коллектив всеволожского «Форда» первым среди предприятий автопрома еще в 2005 году начал борьбу с администрацией и одержал в ней первые победы. Теперь там совершенно иная обстановка. «На заводе раньше все ходили затравленные: боялись увольнения, лишения премии - это у нас в России везде было так. А сейчас в профсоюзе состоит 1500 человек, и это из 2000 работающих. Мы теперь сила!» - рассказывал один из профсоюзных активистов Борис Воробьев. И одновременно подчеркивал, что в результате на заводе коренным образом изменилось отношение людей к работе, к трудовой дисциплине, соблюдению правил безопасности и т. д.
То есть обретение трудовых прав персоналом предприятия принесло пользу самому «Форду». Автомобили хорошо продаются в России, растет прибыль - без погони за экономией на зарплате работников. Выигрывает власть: с увеличенных зарплат местный бюджет получает больше налогов. А взаимное соблюдение трудового законодательства способствует социальному миру в регионе.
Наверное, на этом пути обоюдных выгод придется искать компромисс между работодателями, работниками и властями в других регионах, на других предприятиях России, как чисто отечественных, так и завезенных из-за рубежа.
«Мы хотим показать, что хорошие условия труда и высокий уровень заработной платы, существующие в Европе и США, следуют не из „демократичности“ и „цивилизованности“ этих стран, - говорил Борис Воробьев. - Они являются результатом многолетней упорной борьбы западных рабочих против капиталистов. Они сумели выбить из них эти условия. Надеюсь, в России большинство рабочих начнет бороться за свои права. Мы уже начали!»
Победа пока по очкам
Вчера в 8 часов утра 150 сотрудников завода «Бентелер» в Калуге прекратили забастовку и вышли на работу на конвейерную линию. Нет, пока что зарплаты рабочих не выросли, но администрация сделала первый шаг к этому - выпустила приказ о начале коллективных переговоров. В приказе оговорено, что интересы рабочих на предстоящих переговорах будет отстаивать первичная организация МПРА. Первое заседание переговоров назначено на 4 апреля. Можно сказать, что первый раунд в борьбе проф-союзы выиграли. Правда, пока только по очкам. Наш корреспондент выяснил подробности у проф-лидеров.
Дмитрий Кожнев, член совета МПРА, участвовавший в переговорах:
- Все наши требования, выдвинутые до настоящего момента, выполнены, в связи с чем забастовка прекращена. В ней принимало участие 150 человек - больше половины линейных рабочих.
- Начало переговоров - это еще не повышение зарплаты?
- Да, это небольшой шаг. Но для нас очень важно, что в процессе забастовки выковался коллектив профсоюза. Мы доказали свою готовность к борьбе на деле, а не на словах. Мы вышли на порядок более сильными из забастовки, чем в нее входили. Теперь мы достойны тех, с кого брали пример, - рабочих «Форда» и лично Алексея Этманова. Мы, собственно, и при составлении коллективного договора, за реализацию которого будем бороться, за базу брали коллективные договора «Форда» и «Фольксвагена».
- Вы же знаете, что Этманову неоднократно угрожали и давили на него всеми возможными способами?
- Мы осознанно шли на риски и к ним готовились, прорабатывали разные варианты и разные ходы. Ведь если ты не готов к борьбе, то лучше не начинать.
- Чего конкретно вы хотите добиться?
- Мы хотим поднять зарплату до 26 тысяч, обеспечить рабочим ежегодную индексацию плюс 10% роста заработной платы ежегодно. И еще требуем включения премии в оклад, как это было сделано на «Фольксвагене» после забастовки год назад, чтобы лишить администрацию рычага для давления.
- Что вы сделаете, если ваши требования не выполнят?
- Снова выйдем на забастовку. Зарплаты на конвейере в России и в Германии различаются в пять-шесть раз, там зарплата - от 2,5 до 4 тысяч евро.
Алексей Настин, председатель профкома МПРА на «Бентелере», линейный оператор:
- Наш рабочий день - это 8 часов полной концентрации. На отдых дается два перекура по 10 минут и 30 минут - перерыв на обед. За такую работу я хотел бы получать на руки 30 тысяч рублей - как мои друзья на калужском «Фольксвагене», куда мы отправляем продукцию. Сейчас оклад линейного рабочего на «Бентелере» - 18-20 тысяч рублей, для начинающего - 15 тысяч. Еще премия 20%, которой могут лишить, но в минусе подоходный налог. 2,5 тысячи уходит на квартплату. Хлеб у нас стоит 18 рублей, мясо - 240. Если еще неработающая жена, дети - тут сами понимаете. Ну, а если кредит, то вообще святых выноси.
Что делать и чего не делать, если вы решили организовать профсоюз и отстаивать свои трудовые права?
Игорь Станкевич, директор профсоюза МПРА:
- Первое. Надо понимать, что будет оказываться жесткое давление со стороны администрации, и быть готовым. Это могут быть угрозы, увольнения, выговоры, перестановка с места на место, тотальный контроль, в том числе во внерабочее время. Люди должны понимать - работодатель сделает многое, чтобы не делиться с рабочими властью и деньгами.
Второе. При организации профсоюза и передаче документов надо продемонстрировать администрации массовость. Это проще сделать, если в профсоюз подали заявления 50% сотрудников предприятия.
Третье. Требования необходимо четко сформулировать и понимать, какие шаги вы готовы предпринять, чтобы их отстаивать. Как правило, это требования о повышении заработной платы и индексации заработной платы, отказ от постоянных переработок, защита от хамства администрации. До социального пакета наши рабочие пока не доросли.
Четвертое. Демонстрировать сплоченность. Пока люди готовы сопротивляться и стоять до последнего - администрация не имеет права закрыть профсоюз на законных основаниях.
Пятое. Если вы готовы к борьбе, важно найти проф-союзы, которые поделятся с вами опытом, поддержат и будут бороться вместе с вами.