Кейнсианцы против австрийцев

Oct 11, 2010 08:48


Противоречия м/у сторонниками наращивания стимулирующей помощи и ужесточения бюджетной политики обострились после саммита в итоге июня глав государств "огромной двадцатки" в Торонто. В ходе встречи президент США Барак Обама призывал более внимания уделить экономическому росту, а руководители ведущих европ. стран, в первую очередь канцлер Германии Ангела Меркель, выступали за балансировку бюджета. В итоге лидеры "двадцатки" договорились сохранить уже существующие программы помощи экономики, однако пообещали (за исключением Японии) в два раза сократить бюджетные дефициты к 2013 г. и начать к 2016 г. сокращать уровень государственного долга.
Тут же после саммита лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман опубликовал статью в New York Times, где назвал результаты встречи "глубоко обескураживающими".
"Правительства озабочены инфляцией, при том, что главная угроза заключается в дефляции, они проповедуют затягивание поясов, при том, что главная сложность - недостаточные расходы", - писал он. Европейские госслужащие заявляют, что увеличение налогов и сокращение госрасходов улучшит бизнес-климат, повысит уверенность фирм и приведет к росту экономки, сетовал Кругман (фактически ч/з несколько суток после публикации его статьи такое заявка сделал председатель Европейского центробанка Жан-Клод Трише). "Однако впрочем в длительном плане дисциплинированность в бюджетных вопросах важна, сокращение расходов в ходе депрессии, которое лишь усугубит эту депрессию и проложит дорогу дефляции, - это самоубийство", - утверждал Кругман.
В начале окт. схожую позицию высказал иной нобелевский лауреат, Джозеф Стиглиц. "Многие страны сейчас преждевременно сокращают бюджетные расходы. Это снизит общий спрос, и рост всерьез замедлится, что может привести ко II-й волне рецессии", - сказал он в интервью Sunday Telegraph.
Кругман верует, что кредитование, печатание денег и наращивание расходов ради самих расходов вытащат страну из рецессии, подчеркивает Уильям Андерсон, преподаватель экономики в Frostburg State University в Мэриленде и адъюнкт-проф. Института Людвига фон Мизеса. В основе позиции Кругмана, которого Андерсон называет последователем Джона Мейнарда Кейнса, - вера в то, что расширение кредитования и создание благосостояния - одно и то же. Сам Андерсон, придерживающийся точки зрения австрийской экономической школы, считает, что это не так, ведь заимствование у будущих поколений - не более чем требование об уплате долга из будущего благосостояния. К тому же, правительство налагает крупные издержки, которые только усложняют производство благосостояния.
"Экономикам во всем мире требуется не наращивать печатание денег и заимствования, им требуется ликвидировать плохие, ошибочные вклады, которые были сделаны в ходе бума и которые правительства пытаются удержать на плаву", - заключает Андерсон.
В итоге июня Сорос назвал политику Германии по сбалансированию бюджета чересчур агрессивной и призвал, наоборот, к более агрессивным расходам с позиции Европейского инвестиционного банка, еще большему смягчению денежной политики ЕЦБ и наращиванию госрасходов. "Германия не только лишь настаивает на соблюдении строгой бюджетной дисциплины в более слабых странах [еврозоны], но еще и сокращает свой бюджетный дефицит, - сказал он неделю назад в Колумбийском университете. - Если и страны-кредиторы, и страны-должники урезают дефицит при высокой безработице, они запускают в странах-должниках дефляционную спираль. Сокращения занятости, налоговых поступлений и потребления усиливают друг друга <...> Однако люди в [конкурентоспособной, имеющей торговый профицит] Германии едва ли поймут это, так как у них дела обстоят всерьез лучше, чем у иных".
Евро не обладает подобным статусом мировой резервной валюты, как $ США, по этой причине несоблюдение европейскими странами бюджетной дисциплины делает его уязвимым для атак валютных спекулянтов, протестует Эмити Шлэйес, колумнист Bloomberg и специалист по истории экономики, старший научный сотрудник Совета по интернациональным отношениям. Балансировка бюджета, в особенности в совокупности с конкурентоспособной налоговой системой, обязана помочь всей Европе выйти на траекторию роста и сделать единую валюту мировым лидером в долгосрочной перспективе, считает Шлэйес. И Германия тут станет примером для иных стран еврозоны.
В США сворачивание программ государственного стимулирования экономики Сорос объясняет политическими причинами, а не экономической необходимостью. "Сокращать госрасходы во времена масштабной безработицы - значит игнорировать все уроки Великой депрессии", - уверен он. При выделении госсредств требуется провести разделение м/у инвестициями и текущим потреблением, наращивая I-е и сокращая II-е. Пока у США есть возможность занимать по минимальным ставкам, требуется скорейшим образом убирать дисбалансы, в том числе сокращать задолженность населения и торговый дефицит, стараясь наращивать госдолг по минимуму, однако уж никак не сокращать бюджетный дефицит в два раза к 2013 г. Всерьез более смысла и пользы, по Соросу, имеют вложения в инфраструктуру и образование.
Кризис независимых долгов может "нанести сильный удар по восстановлению", сказано в докладе "О состоянии мировой экономики", который на прошлой неделе опубликовал МВФ. Риск тем паче высок, что в следующие 2 г. странам требуется рефинансировать около 4 доллара трлн госдолга. Необходимы конкретные планы по сокращению госдолга и бюджетных дефицитов, однако, если экономический рост замедлится сильнее, чем ожидается, некоторым странам, у которых еще сохраняются бюджетные возможности для увеличения госрасходов, стоит отложить планы по затягиванию поясов, советует МВФ.

общество, страны, экономика, наука

Previous post Next post
Up