Випассана. Моя трактовка теории

Aug 05, 2013 12:50

Итак, немного теории...

Многие наверняка уже прочитали, что такое Випассана и представляют себе, что такое умозрительно. Это техника медитации, как я понимаю, является основным вкладом в развитие человечества со стороны Сидхартхи Гаутамы известного под именем Будды Шакьямуни. Да, именно того Будды, которого весь мир считает главным Буддой 8))) Красивая легенда гласит от том, что принц Гаутама как-то выйдя за пределы дворца увидел, как много в мире страдания и решил искать путь к Спасению. Если говорить упрощенно - постригся в монахи, сел под дерево на 49 дней и прозрел… Нашел и сформулировал не только теоретические постулаты того, что является причиной Великой Скорби человеческой, но и обозначил Путь, ведущий к избавлению. Надо сказать, что к тому моменту мудрейшие из мудрейших уже исследовали глубину и широту всех человеческих несчастий вдоль и поперек, здесь он опирался уже на авторитетные источники и термины давно известные в различных философских течениях.

Главная сила учения Дхармы была и есть в том, что вместе с кучей моральных императивов, которые еще никогда и никому не мешали творить черти что, ты получаешь инструмент, который позволяет тебе перестроить все твои реакции на происходящее внутри тебя самого и вовне, таким образом и на таком глубоком уровне, что это становится рефлексом. Ты не делаешь над собой никакого интеллектуального усилия для того, чтобы поступать согласно с законами Мироздания, что ведет к гармонии.

Сейчас внедрением методики Випассаны в массы активно занимается некий S.N. Goenka - очаровательнейший индус, родившийся в Бирме. Он позиционирует Випассану, не как религиозный ритуал, а как средство достижения мира с собой и окружающей действительностью, какой бы она не была. В методике вообще не задействованно воображение, в отличие от других техник медитации или работы с подсознанием. Здесь все внимание приковано к реальному моменту и к реальным физическим ощущениям, которые Вы испытываете.

Известная вещь, что корень всех наших бед в нас самих. Вообще не новость ни разу. Но что с этим делать? Человек слаб, а его собственный ум - хитер, и именно поэтому во многих религиях инструментом борьбы с собой является, так называемое, истязание плоти. Безусловно это работает на некоторое время, но к гармонии не приводит. Человек чувствует себя, прямо скажем, так себе, как в физическом, так и в моральном смысле. Пока ты держишься, ты себя уважаешь, и хочешь продлить это состояние. Но в конечно итоге происходит срыв, ты получаешь минутное/часовое/длиною в день наслаждение, а потом себя за это ненавидишь… Опять нет гармонии…

В теории Будды есть два основных момента (по крайней мере те, которые я могу сейчас сама для себя сформулировать):

Первый - корень наших страданий в наших же привязанностях (со знаком плюс)/зацикленностях (тоже понятие только со знаком минус). Здесь имеет ввиду наше отношение к себе и ко всему нас окружающему. Отношение формируется на основании нашего восприятия, для реализации которого у нас есть органы чувств. Любое, назовем это так, событие или ощущение вызывает у нас мгновенную реакцию "хочу/не хочу", "нравится/не нравится", а дальше начинается процесс мультипликации этой реакции. На мой взгляд, здесь очень многое зависит от темперамента человека. Мое выработанное годами и жизненным опытом личное кредо - "Могу копать/могу не копать", "Есть - хорошо, нету - ну и ладно". Поэтому я обычно спокойна, как танк 8))) И это не наигранное спокойствие и не безразличие. Нет, просто я изначально рада всему, чего дают или что получается, и не сильно огорчаюсь, если не дают и не получается. Очень помогает в жизни 8))) Я не зря вчера написала, что уже почти достигла Просветления 8))) Но у такого подхода есть свои минусы. Лично у меня проблемы с самоидентификацией. Нет в жизни страсти, например, дела, которым бы я сильно-сильно хотела заниматься, которым бы "горела"… Но хорошо понимаю, чего я не хочу… Короче, все сложно... Собственно, подумать об этом я и ушла изначально в затвор.

Вернемся к теории. Так вот наши органы чувств нам даны именно для того, чтобы принимать сигналы, на уровне подсознания происходит реакция "нравится/не нравится", а дальше уже сознание начинает распалять страсти - "хочу-хочу-хочу-хочу" или "бээээ-уберите это - да, больше никогда в жизни". Создается привязка к объекту и, если не дай Бог, с ним что-то происходит, то "О, горе мне!!!" и понеслось… В противоположном случает вдруг происходит что-то нежелательное, чего Вы не любите, не хотите… и мы мгновенно приходим в ту же точку - "О, горе мне!!!" и далее по списку. Ваша гипертрофированная реакция влияет на всех окружающих и так по цепочке…

Как этого избежать? Сначала нужно понять, от чего нам необходимо избавиться, чтобы do not worry, be happy. Очевидно, что "запечатывание" органов чувств ни к чему хорошему не приведет. Итак, мы получаем сигналы. С подсознанием, ответственным за реакцию можно бороться, но не оценив "хорошо/плохо", "нравится/не нравится", мы не можем принимать дальше никаких решений на уровне сознания. Фактически, мы можем работать только с собственным сознанием, но на очень глубоком уровне, там где подсознание и сознание входят в контакт, там, где происходит осознание момента и начинают формироваться влечение или отторжение происходящего. Будда, если я все правильно поняла, утверждает, что если сформировать эмоциональное равновесие именно в этот момент, независимо от "хочу/не хочу", то это и позволит человеку трезво смотреть на происходящее и делать адекватные выводы, совершать адекватные действия.

Да, можно каждый раз одергивать себя… " Я спокоен, я очень спокоен", заниматься самовнушением на досуге, если Вам не повезло родиться флегматиком. Другой вариант - всегда при себе иметь человека, который зная Ваши особенности будет либо "гасить", либо наоборот "бодрить". Это будет эффективно, пока Вы можете себя контролировать или этот человек с Вами, но бывает же и по-другому…

Випассана предлагает развить механизм пресечения мультипликации этого "нравится/не нравится" на уровне рефлекса. Достигнув вершин, которые, как всегда, находятся высоко за облаками, Вы будет абсолютно трезво подходить к любой ситуации, а это и есть жизненная мудрость 8))) Все просто! 8)))

Второй момент. В работе над собой нужно обязательно учитывать и следующих природный закон, который кстати, широко отражен в народно фольклоре:

- "все сущее бренно"
- "ничто не вечно под Луной"
- "в одну реку не войти дважды"
- "все пройдет… и печаль, и радость
все пройдет… так устроен свет"

Все это основано на строго научных данных. Я не сильна в физике, но говорят, что мир и мы все - это всего лишь вибрации мельчайших частиц. Насколько долговечные и стабильны объекты зависит от частоты этих самых вибраций. Похоже, что ученые с Буддой по этому пункту находятся в полном согласии 8))) А вывод из этого следующий - бессмысленно привязываться к чему-то, что бренно, какой бы период полураспада у него не был… Это одна из вещей, которую нужно осознать и помнить на протяжении всей работы над собой в процессе Випассаны.

Так как же можно научиться контролировать процесс? Курс Випассаны состоит из 3 частей:

1. Anapana Meditation. Работа с дыханием, для достижения концентрации ума необходимого для дальнейшего продвижения в технике. (3,5 дня)

2. Vipassana Meditation. Наблюдение за ощущениями в рамках собственно тела, сохранение эмоционального равновесия и неподвижности с мыслью о том, что все бренно. Техника (5,5 дней)

3. Love Sharing Meditation. Как заключительная стадия, каждой медитации в домашних условиях. (дается в последний день)

Ну, и для продвижения по Пути желательно медитировать дважды в день по часу, утром и вечером. Так что история не заканчивается 8)

Наверное, с первого взгляда все смотрится бредом... Но, тем не менее, горячий плов или холодный узнает только тот, кто попробует 8)))

Я Вам могу сказать, точно, что восприятие мира после прохождения курса меняется и есть куча приятных побочных явлений 8)))

Завтра расскажу, что со мной творилось в процессе… Наверное, будет смешно, учитывая тональность первых постов

медитация, meditation, vipassana, australia, випассана, Я МоЯ, я моЯ

Previous post Next post
Up