Существует нахско-дагестанская языковая семья. Она включает в себя две основные ветви - нахскую (вайнахи (чеченцы и ингуши) и бацбийцы) и дагестанскую. Впрочем, всё же правильно говорить о 6 составных частях семьи: нахская, аваро-андо-цезская, даргинская, лезгинская ветви, а также лакский и хиналугский языки.
Необходимо отметить, что среди российских народов первыми народами предки которых упомянуты в письменности, за исключением евреев, являются чеченцы-ингуши и дагестанцы. Два народа хурриты и кутии (гутии), известные по шумерским источникам, некоторыми историками называются родственными северокавказским народам - вайнахам и дагестанцам соответственно.
А.А. Немировский в учебном пособии "Древний Восток" (М., 2008), подготовленном Российской академией наук, Государственным университетом гуманитарных наук и Научно-образовательным центром по истории, так описывает карту расселения несемитских народов Малой Азии: "... за субареями на север и восток обитали горные племена хурритов (между озерами Ван и Урмия) и кутиев (в современном Иранском Азербайджане и по северо-восточным отрогам Загроса). Они были родственны современным восточнокавказским народам: хурриты - вайнахам, а кутии - дагестанцам. К востоку от кутиев, субареев и шумеро-аккадцев, от Загроса до Гималаев, лежал огромный ареал расселения племен и народов, родственных дравидам - нынешнему населению Южной Индии. Этот ареал включал в себя большую часть Ирана, юг Средней Азии и Северо-Западную Индию. Непосредственные предки современных дравидов жили тогда не на юге, а на северо-западе Индии, в бассейне реки Инд, и были творцами первой цивилизации на территории Индийского субконтинента - индской, или хараппской культуры".
В Месопотамии в раннединастический период (в конце III тыс. до.н.э.) хурриты и кутии были активными участниками политической борьбы. И даже правили всем Аккадом и Шумером. Однако, не долго по историческим меркам. Но именно вторжение кутиев привело к тому что государство Аккад окончательно ушло с политической сцены, впрочем, не эти племена явились причиной - государственная власть к тому времени уже была в упадке. Однако, вслед за кратковременным правлением кутиев, в Месопотамии началось правление III династии, более успешное в своём развитии.
Известно имя последнего царя кутиев, правившего в Аккаде - Тирикан. Его, как отмечает В.И. Авдиев в своей "Истории Древнего Востока" (М., 1970. С. 61), вавилонские надписи называют "драконом гор, врагом богов, унесшим в горы царство Шумера". После кровопролитной битвы Утухэгаль, царь Урука, восставший против Тирикана, разбил его войско, а его самого взял в плен. Так закончилось господство кутиев в Месопотамии.
Если посмотреть генетический состав вайнахской и дагестанской групп, то можно найти подтверждения прихода этих народов на Северный Кавказ из Малой Азии. Так, среди авар, наиболее многочисленного народа Дагестана, носителей гаплогруппы J - 71,4%. Данная гаплогруппа является ближневосточной - семитской. Большой процент этой группы встречается у арабов и евреев. У других дагестанских народов доля этой гаплогруппы составляет у андийцев - 55,1%, даргинцев - 94,1%, лезгин - 58,1%. У ингушей гаплогруппа J - 32%. Какой процент у чеченцев я не обнаружил, но известно, что 15,8% чеченцев являются носителями группы R2.
Ранее я уже отмечал, что эта группа является дравидской и что субары являются дравидами. Так вот, севернее Шумера находилось государство Субарту и далее севернее субаров обитали хурриты и кутии. Так что вполне возможно, что между народами обитавшими рядом были контакты. А.А. Немировский отмечает, что хурриты ассимилировали субареев Верхней Мессопотамии. "В кутийский период важные перемены произошли в Верхней Месопотамии, где с крахом аккадской власти под ударом кутиев образовался вакуум власти; этот вакуум был тут же, в середине - во второй половине XXII в. до н.э., заполнен проникновением сюда хурритов с севера и сутиев (сутиев-амореев) (семиты - прим. raelrulez) с юга. С тех пор они составили главное население Верхней Месопотамии; хурриты, в частности, ассимилировали субареев и унаследовали их наименование в месопотамских источниках".
Кстати, в чеченском языке слово "Бог" звучит "Ану", также как шумеры называли своего верховного божества.