Почему "советский" мусор был чище и безопаснее нынешнего? Ведь во времена "Слава КПСС" никакой осознанной экологической и природоохранной политики практически не существовало. Но в магазин наш гражданин ходил с экологичной авоськой, пластиковые пакеты стирал, тряпки берег до последнего, бутылки сдавал (залоговая стоимость пол-литровой бутылки из-под минеральной воды в 20 коп. была, например, вдвое дороже содержимого самой бутылки (10 коп.), а залоговая стоимость молочной бутылки (15 коп.) была сопоставима со стоимостью содержавшегося в ней пол-литра молока или кефира (15−20 коп.)), макулатуру и металлолом тогда активно собирали пионеры. Поэтому тот мусор состоял в основном из картофельных очисток, луковой шелухи и так называемого уличного "смёта" - того, что сгребали дворники.
А современный россиянин отправляет на помойку около 300 килограммов мусора в год. Огромную его часть теперь занимает упаковка: в мусорных баках горожан бумаги (17%), пластика (15-20%) и стекла (18%) больше, чем собственно пищевых отходов (22%). Плюс металлолом, аллюминиевые банки и опасные отходы (батарейки, лампы, термометры и т.п.). Но куда же идет этот новый сор? А все туда же. В России, как это было и в СССР, 90% бытовых отходов скапливается на мусорных полигонах. Хотя размеры этих полигонов уже не сопоставимы с советскими: объем мусора с тех пор сильно вырос и продолжает расти - в среднем по России
на 3% в год. А если еще учесть, что на одну легальную свалку приходится две нелегальные, то ясно: грядет экологическая катастрофа. Если мы не поменяем эту свою старинную практику - увезить отходы и просто складывать их в другом месте, то нам хана.
Как с мусором борются в других странах? Китай, Индонезия, Филиппины, Таиланд, Шри-Ланка и некоторые другие страны просто
сбрасывают мусор в реки, дальше - в океан. Вот на днях появилась новость, что в желудке погибшего кашалота
обнаружили около 100 килограммов мусора: это все благодаря главным загрязнителям мирового океана.
Но, например, в Германии раздельный сбор бытового мусора начали в конце 1980-х годов, и сейчас это прибыльный бизнес:
более 60% отходов в стране используются повторно. Япония является одним из мировых лидеров по сортировке: там даже для разных видов бутылок - разные контейнеры, поэтому доля пластика, который там вновь используется в производстве, почти 90%. А промышленный мусор, который трудно подвергнуть переработке, используется в качестве строительного материала: так международные аэропорты Тюбу и Кансай построены на искусственных островах, созданных из измельченных промышленных отходов. В Финляндии стекло измельчают и крошку продают компаниям по созданию стеклянной посуды - в итоге, одну бутылку в стране используют
примерно 30 раз. Почему все они это делают? Во-первых, забота об экологии - иначе эти маленькие страны уже были бы завалены горами гнили. Но есть еще один момент: переработка мусора - дело крайне выгодное.
В России только-только начали соображать, что на переработке можно хорошо заработать. Эксперты Международной финансовой корпорации (IFC) оценивают упущенную выгоду из-за нехватки в России инфраструктуры раздельного сбора и переработки отходов минимум в
68 миллиардов рублей в год! Но все же начинают строится первые центры сортировки и у нас. Так почти готов к запуску ЭкоТехноПарк «Калуга» - он предназначен для сортировки и утилизации твердых коммунальных отходов. В год здесь планируют сортировать и перерабатывать около 1 млн отходов. Перед открытием туда пригласили журналистов - оценить масштабы.
На все автомобили здесь установлена системы ГЛОНАСС, которая позволяет четко следить за их перемещениями - чужого система сюда не пропустит. На въезде все автомобили также проходят визуальный и радиационный контроль, и только после этого допускаются в зону сортировки. А дальше выгруженный мусор попадает в такой вот огромный агрегат - разрыватель пакетов. (Сейчас идет окончательная отладка оборудования). В отличие от советских людей мы же теперь свои отходы выбрасываем в пластиковых мешках. Вот и придется с ними повозиться.
Дальше мусор попадает на конвейер, где из него будут выбирать батарейки, электронный лом: сломанные телефоны, платы и т.п. К сожалению, россияне - не японцы, не приучены самостоятельно сортировать опасные отходы, поэтому придется делать это на предприятии, вручную. И контроль будет жестким - рабочих будут наказывать рублем за каждую ошибку, иначе, если инспектор найдет хоть одну батарейку в мусоре, то это будет уже совсем другой класс отходов, а значит - огромные штрафы предприятию. В общем, граждане, сдавайте батарейки!
Дальше отделяют три вида стекла - коричневое, белое, зеленое - и мусор попадает в барабанные сепараторы ("грохоты"), где сортируется по ячейкам разного размера. Все что не отсортировалось - идет в шрёдер, измельчитель. (Ну, например, коробка от пиццы не пролезла ни в одну ячейку из-за своего размера, поэтому она режется в шредере на 4 части - и после этого снова едет на сортировку в "грохот"). Дальше в работу вступают сканеры. Это - знаменитый сканер-сортировщик Tomra. С помощью нескольких световых лучей он вычисляет на ленте конвейера ту же бумагу или картон - и сжатым воздухом "выдувает" их на соседний конвейер. Так же дело потом обстоит и с пластиком.
Следующий этап - отделение металла. Это делают с помощью четырех сильных магнитов - кстати, российских. На предприятии 45% оборудования из Европы, 55% - из России.
Затем с помощью других специальных сканеров отделяют аллюминий (те самые банки от напитков, которые разлагаются в природе 500 лет). Для каждого вида отходов - свои емкости. И для каждого есть свой покупатель. Даже стекло сейчас скупают - из него производят неорганический, экологически безопасный высокопрочный и легкий утеплитель, внешне напоминающий пемзу.
Агрегат, который прессует бумагу и картон вот в такие блоки - пока это только пробные запуски, но покупатели уже бьют копытом и ждут макулатуру.
Все это зарубежный опыт сортировки, никто это и не скрывает. Наши спецы там учились, оттуда техника. Но у российского мусора все же есть своя специфика. Главная беда - мы ничего не сортируем дома. В итоге даже на такие предприятия мусор попадает мокрым, слипшимся в одну кучу, что сильно затрудняет сортировку, а иногда делает ее практически невозможной - если дело касается бумаги, допустим. Поэтому процент переработки у нас ниже, и с этим ничего не сделать, пока россияне не станут более сознательными. Специалисты просят, умоляют хотя бы пищевые отходы отделять от "сухого мусора" - уже была бы огромная польза. А уж если мы научимся распределять все по специальным контейнерам - наступит почти лепота.
Итак, после того, как отделили батарейки и прочую электронику, пластик, бумагу, металл и стекло, то все равно остаются неутилизируемые отходы, около 40%. Большую часть их составляет органика, пищевые отходы или, как говорят, местные сотрудники - "пищёвка". Сюда же попадает "смёт", "отсев" от уже упомянутых коммунальщиков (листья, ветки, камни и т.д.). И хотя на предприятии планируют производство компоста, удобрений из органических отходов, это будет не сразу. Неутилизируемые остатки будут размещать "на картах", здесь же. Они защищены тремя слоями геосинтетических материалов - это маты из бетонированной глины, геосинтетическая мембрана и мат 3D. Вся площадь размещения полностью закрыта, что исключает попадание любых осадков, дождевых и талых вод куда-либо, кроме очистных сооружений. Отходы будут фактически в своего рода закрытом бассейне, вода из которого отводится с помощью дренажной системы на очистные сооружения. А дальше - в пруд, где разводят карпов.
Рыбу, думаю, разводят больше ради пиара - чтобы показать безопасность очищенной воды. Все же контроль за экологическим состоянием территории будет вестись не с помощью карпов, а с помощью сети мониторинговых скважин, предназначенных для наблюдения за химическим составом подземных грунтовых вод. Все данные из таких скважин ввыводятся на мониторы и за ними следят специалисты. Также, когда комплекс начнет работу, экологические замеры по каждой скважине в любую минуту любой желающий сможет посмотреть на официальном сайте Калужской области. Хранить спрессованные отходы предполагается шесть-семь лет. Затем будет производиться рекультивация территории: установят фильтры для отвода и обезвреживания возможных газов и насыплют холм, покрытый геосинтетическими материалами. Поверх всего этого высадят газон, кустарники и деревья.
Во всем мире неутилизируемые отходы, если не выбрасывают в океан, то хранят на полигонах и сжигают.
Мусоросжигательные заводы в Японии, Швейцарии, Финляндии перерабатывают мусор (оставшийся после сортировки) в электроэнергию. Что не получается переработать или сжечь - свозят на полигоны. В
топ-15 крупнейших свалок мира входят свалки Нью-Йорка, Лас-Вегаса, Ньютон-Каунти и Пуэнте-Хиллз в США, свалка Sudokwon в Южной Корее, Bordo Poniente в Мексике, Malagrotta в Италии. Остальные "почетные" места в топе занимает Китай - и там-то на контроль и рекультивацию плевать хотели... А вот в экотехнопарке делают замеры воздуха, почвы. На этом мониторе - показатели грунтовых вод.
На предприятии уже трудятся несколько сотен рабочих, с открытия будет их около 500. В основном это местные жители - автобус каждый день привозит их из соседних деревень. Так что общежития используются чаще для того, чтобы отдохнуть или переночевать несколько дней вахты - здесь мало кто живет постояно. Тем не менее, в комнатах все удобства имеются: шкафы, кресла, столы, ванная. На каждом этаже есть комнаты отдыха - с холодильниками, микроволновками, чайниками, плитами. Многие не обедают в столовых, а берут еду с собой в общежитие. Проживание бесплатное, конечно. (Кстати, средняя зарплата рабочего - около 50 тысяч рублей, для деревни, да еще с питанием - нормально).
В столовых - их две - бесплатное трехразовое питание, меню на выбор. Даже кофе в зернах имеется.
Помимо ванных комнат в общежитии, есть еще душевые и раздевалки в административных зданиях. Здесь же можно помыть после смены рабочие сапоги, постирать одежду.
Помещения для сушки одежды, как на горнолыжных курортах. Есть отдельные шкафы с подогревом и вентиляцией для верхней одежды, обуви, шапок.
Вид экотехнопарка сверху. Производство, повторяю, рассчитано на сортировку и переработку примерно 1 миллиона тонн мусора в год. Много ли это в масштабах России? Катастрофически мало. Но все же на данный момент это крупнейший такой центр. В будущем здесь же планируют построить еще и несколько производств: хотят, не отходя от кассы, производить компост из пищевых отходов, утеплитель из стекла, скамейки и бордюры из пластика и т.п. Деньги из мусора, оказывается, можно делать и в России, и очень неплохие.