Я не могу сказать,что мне очень нравится Италия ,но совсем даже не против по ней "погулять" Если вспоминать школьное время,то больше читалось про Грецию и Францию -приключения Одиссея,мифы Древней Греции, романы Дюма.. а Италия,это сказки о Чипполино.,позже музыка, Сан-Ремо...история римской империи как то прошла мимо...
Весна,солнечные дни,совсем не скучный город Рим,есть возможность несколько дней там провести-почему бы НЕТ? Значит надо ехать!
Раньше,в начале двадцатого века,путешествовали медленно....долго добирались (разными видами транспорта), а достигнув нужного места селились на месяцы,сезоны...Мы живём в новом времени и имеем возможность на выходные дни посетить интересные места -это плюс нашей жизни!
Не буду описывать подробности своего "движения" ...но через 3 часа мы уже разглядывали римские "пейзажи"!
Рим-Вечный город на семи холмах !
Его рождение до сих пор остается загадкой!
Существует несколько легенд об основании города,но я не буду их здесь копировать, эти легенды можно почитать в интернете при желании. Мне хочется поделиться,каким я увидела этот вечный город.
Ни одна другая столица мира,не может соревноваться по количеству исторических объектов. Здесь огромное количество памятников,фонтанов,соборов,площадей...город-музей!
Символ Вечного Рима-Колизей! Я читала историю этого места...но больше мне понравилось вот это описание,поэтому,я просто скопирую его сюда (с интернета)
Историю Колизея, я думаю, нельзя рассказать, не упоминая Нерона. Этот Римский император, весьма приметная фигура в истории, противоречивая и неоднозначная. Вторая часть его правления ознаменовалась "стройками века", прославлявшими его любимого: как например "Золотой дом" и статуя его самого высотой 35 метров, что требовало существенных денежных вложений. То, что он людей травил пачками, сейчас к делу не относится, так как это его маленькое хобби, напротив, приносило материальные и матримониальные бонусы.
Таким образом, после его трагической смерти (Нерон покончил жизнь самоубийством), казна Рима была практически пуста, а народ зол, агрессивен и по старой римской традиции требовал "хлеба и зрелищ". Ни того ни другого в достаточном количестве не было. После небольшой тусовки возле имперского трона, лидером стал Веспасиан Флавий, известный более всего современному читателю тем, что обложил налогами общественные сортиры. Его крылатое выражение "Деньги не пахнут" до сих пор является знаменем всех олигархов мира, наркобаронов и торговцев живым товаром. Веспасиан решил дать Риму то, чего он жаждет - а именно, самый грандиозный, самый колоссальный, и самый современный Amphitheatrum Flavium.
Но денег на эту затею не было. Веспасиан обращается к сыну Титусу, который в это время осаждает Иерусалим. До нас текст письма не дошел, но думаю это звучало так: "Дорогой сынок, хватит тянуть кота за хвост. Риму нужны деньги. Быстрей надери задницу иудеям и возвращайся с их золотом и нашими рабами!" Титус поднатужился и, наконец занял город, разграбил его подчистую, отправляя ежедневно подводы и телеги, наполненные сокровищами в столицу, а 30 000 жителей и защитников города заковали в цепи, и так же отправили в Рим.
Теперь деньги были, и вот, невиданный проект стартовал. По одной из версий именно эти 30 000 иерусалимских пленников и строили Колизей, но другая часть ученого мира, утверждает, что такого не могло быть, так как слишком профессионально исполнен этот знаменитый амфитеатр. Безусловно, что привлекались мастера и инженеры, имеющие специальное образование. А 30 000 рабов были попросту проданы на невольничьих рынках, и на вырученные деньги уже и нанимали квалифицированную рабочую силу.
Колизей строился одиннадцать лет, и был закончен сыном Веспасиана - Титусом, который и унаследовал титул отца. Сам Веспасиан скончался, не дожив год до столь великого события. Открытие этого амфитеатра стало из ряда вон выходящим мероприятием. И я ничуть не преувеличиваю. Если вы думаете, что это что-то наподобие открытия Олимпиады в Сочи, вы ошибаетесь. Все много-много круче.
Во-первых празднования шли 100 дней. Рим гудел в преддверии зрелищ, слухи витали в воздухе, рисуя картины одна ярче другой. Билетов не хватало, ремесленники падали от усталости, готовя памятные сувениры - маленькие фигурки гладиаторов и крохотные доспехи, проститутки обоих полов выкупали места у входа, дабы первыми предлагать свои услуги, дрессировщики кормили львов и медведей исключительно человеческим мясом, что бы звери могли воспринимать людей, как добычу, солдаты же готовились сдерживать пятидесяти тысячную толпу зрителей. Я не говорю уже о декорациях, изготовленных умелыми мастерами, и сотнях рабов, которые трудились день и ночь, что бы устроить спецэффекты. Тысяча опытных моряков были сняты с кораблей, что бы натягивать навес над огромным кратером человеческого вулкана!
несколько картинок из "репортажа" открытия Колизея.
Сначала, что было довольно традиционно, Марциал хвалит Цезаря, и от всей души желает заткнуться египтянам со своими пирамидами и ассирийцам со своим Вавилоном. А так же иным народам с их знаковыми архитектурными сооружениями, так как ныне Цезарь построил чудо. Потом пишет о том, что на месте Колизея были пруды и дворец поганого Нерона, (по разным сведениям территория дворца и парка Нерона составляла от 40 до 120 гектаров). А теперь то, что принадлежало одному, "тешит отныне народ". Затем он восхищается тем, что на открытие столь великого здания пришли, приехали, приплыли представили всех народов и племен Великой Римской империи:
Поторопился араб, поспешили явиться сабеи,
И киликийцев родным здесь благовоньем кропят.
Вон и сикамбры пришли с волосами, завитыми в узел,
И эфиопы с иной, мелкой, завивкой волос.
Мне кажется, с первой вступительной частью, все ясно. Далее, я выберу только три куска, особенно меня поразивших. Как выясняется из записок Марциала, к торжествам приурочены казни преступников и врагов императора. Этим суровым зрелищем подчеркивалась неотвратимость наказания в Риме. И демонстрировалось сила и мощь Цезаря, естественно. В этот раз особенно не повезло некому Лавреолу. На арене появился крест, с прибитым на нем преступником. Под ликование толпы и барабанную дробь, следом выпустили медведя, вскормленного человечьим мясом. Тот тут же почуял добычу и, бросившись на несчастного на кресте, начал поедать его с живота. Марциал сравнивает жертву медведя с Прометеем, которому орлы ежедневно выклевывали печень.
Как Прометей, ко скале прикованный некогда скифской,
Грудью своей без конца алчную птицу кормил
Марциал пишет, что члены Лавреола продолжали жить, все залитые кровью, хотя и жить-то уже было нечему. И на теле кровоточили раны, хотя тела уже и не было. Публика была в восторге! Если бы я была на месте римлянки, сидевшей в партере, то на этом праздник для меня бы и кончился. Но народ, видать, был крепкий. Самое интересное, что причину казни Лавреола Марциал указывает весьма туманно: то ли он отца мечом проткнул, то ли господина, то ли стащил храмовое золото, то ли вообще устроил пожар в Риме. Видимо, причина казни не слишком интересовала поэта. Да и публику в целом.
Далее, пропускаю бои с пантерами, быками, и носорогами. И еще один, поразивший меня эпизод. Теперь уже это театрализованное представление, посвященное богине охоты Диане. В этом месте из люков вырастают леса, появляются полянки, где рыщут в поисках добычи охотники. На арену выпускаются дикие кабаны. Кабан зверь свирепый, но один из воинов Дианы так ловко рассекает брюхо самки, что из нее вываливается весь ее приплод. Самка была на сносях. Публика в экстазе! Мастерство охотника вызывает оглушительный рев толпы. Но в этот момент маленький поросенок выбирается из чрева матери и бежит прочь. Такого никто не ожидал!
Дикая пала свинья уже на сносях и тут же
Опоросилась она, плод через рану родив.
Но поросенок не сдох, а бежал от матери павшей
Публика рукоплещет! Император доволен! Торговцы снедью едва успевают разносить теплые лепешки и подавать кувшины с вином разгоряченной публике. Рабы засыпают песком кровавые пятна на арене.
И вот, наконец, апофеоз праздника - бои гладиаторов. Этой отчаянной элиты арены. Среди них есть настоящие звезды. У них есть поклонницы, разведенные и свободные женщины Рима, которые платят приличные суммы что бы разделить с ними ложе. Какие, наверное, кипят страсти в их опочивальнях, ведь дамы прекрасно понимают, что завтра могут увидеть смерть собственного избранника! Какой восхитительный экстаз, адреналин и острота чувств! И вот двое бывших рабов - Приск и Вар готовы к бою. (В другом варианте Варус). Так вот, именно Варус был весьма популярен. В свое время он был захвачен римскими легионерами и обращен в рабство, потом работал в каменоломнях, где добывали камень для Колизея, пока одним прекрасным днем ланиста не взял его в гладиаторскую школу. И вот теперь Варус сражается с бывшим другом Приском, с которым они вместе постигали искусство боя. Они стоят друг против друга, готовые биться насмерть. Поединок длится долго. Воины сломали оружие, потом отбросили щиты, рвали друг друга голыми руками, пока, о, Великий Цезарь не поднял обе ладони! Ах, он, солнцеликий император, добрый и справедливый, немедля даровал Варусу и Приксу пальмовую ветвь и деревянный меч. Для обоих счастливчиков это означало славу и свободу.
Вровень сражались они, вровень упали они.
Цезарь обоим послал деревянные шпаги и пальмы:
Это награда была ловкому мужеству их.
Только под властью твоей совершилось, Цезарь, такое
Вот, примерно так и происходило великое открытие великого римского Колизея! Марциал заканчивает описание восхвалением Титуса, расписывая его добродетели и величие.
Сейчас всё мирно...гуляют туристы
РИМСКИЙ ФОРУМ -когда то это была главная площадь,центр города, средоточие жизни Римского общества ...люди приходили сюда,чтобы купить нужные товары,обменяться новостями,услышать речи знаменитых ораторов...Каждое здание-храм имело важное значение,в одном казна,в другом архив, напротив -вершили суд,рядом-торговые сделки... жизнь кипела!!! Сейчас это остатки стен,колонн,арок,статуй-своеобразный музей под открытым небом
Знаковое и древнее.строение- это храм Весты и Дом Весталок.
Весталки - залог процветания Рима, его сердце, негасимый очаг жизни. Веста - богиня домашнего очага, ей молились все замужние женщины, прося ее о благосостоянии семьи, о рождении детей, о верности мужа. Храм же Весты олицетворял собой очаг Рима. Там, не затухая, всегда горел огонь и шесть служительниц-весталок следили за чистотой храма и за пламенем в его чреве.
Чистыми и непорочными должны были оставаться и сами весталки. Давая обет целомудрия, они хранили его 30 лет. Весталок выбирали из девочек благородного происхождения, от 6 до 10 лет. Так рано начиналась их служение Весте и Риму. Говорят, они так же хранили древние артефакты, привезенные предком Ромула и Рема Энеем из Трои. Весталки пользовались необычайным уважение у граждан Рима. Они были богаты, сами могли управлять своими финансами, и даже закончив служение Весте, часто не выходили замуж, а вели свободную жизнь, занимаясь общественными делами, благотворительностью и служением своей богине.
Но если жрица нарушала обет целомудрия - то наказание было страшным. Умерщвление весталки считалось ну очень плохим событием, и девушку закапывали живьем. Для этого в земляном валу у Коллинских ворот устраивали маленькую подземную гробницу. Там оставляли постель, светильник и немного еды. Туда и помещали, нарушившую клятву несчастную. Затем лестницу убирали, вход заваливали камнями и равняли с землей. День казни весталки был в Риме днем глубокого траура и уныния.
Но не весь город в руинах,здесь множество интересных храмов,действующих и посещаемых туристами
Наша прогулка без "строгого" маршрута,все примерно...Видим итересное-идем смотреть!
Перед нами "возникла" церковь Санта-Мария-ин-Космедин......давным-давно здесь был рынок торговли скотом,а в храме была контора рыночных инспекторов...затем храм обустроили и там расположилось благотворительное религиозное учереждение,затем его ещё раз перестроили и передали греческим христианам,которые искали убежище в Риме...храм ещё не раз разрушали и перестраивали...сейчас здесь семиэтажная ажурная колокольня-самая высокая средневековая колокольня Рима на которой до сих пор висит колокол 1289 года
Но это не единственная достопримечательность храма.
Здесь хранитса главная реликвия церкви-череп Святого Валентина,того самого святого,в честь которого устраивается праздник влюблённых (при желании,легенду про него тоже можно почитать в интернете
В церкви немноголюдно,тихо...а на улице очередь туристов-к канализационному люку! Правда, этому мраморному люку более чем две тысячи лет, а его внешний вид значительно отличается от нынешних
И вот почему -
"Как полагают историки, этот круг использовался как коллекторная крышка в системе канализации при одном из древних римских храмов. Ради этого люка у входа в церковь устраивается очередь на фотосессию, а вся причина в одной древней римской легенде. Средневековая легенда гласит, что люк, названный "Устами Истины" использовался как детектор лжи для мужей и жен, сомневающихся в верности друг друга. И если человек, вложивший руку в отверстие, лжет о своей верности, то каменные уста отхватят её безжалостно. Еще одна легенда гласит, что нашлась одна умная женщина, которая сумела
обхитрить "уста" и доказать свою, якобы, невинность. Прежде чем вложить руку в рот изваяния, к ней подбежал молодой человек и при всем честном народе крепко поцеловал женщину. Вложив руку в щель, она произнесла, что за всю жизнь знала лишь поцелуи мужа и этого молодого безумца, поцеловавшего её сейчас. Так она сохранила руку, честь и любовника, которым как раз оказался этот молодой человек и с которым они решили таким образом обхитрить и "уста" и её мужа:-)
Название «Уста Истины» появилось ещё в 1485 и с тех пор этот мраморный люк стал римской достопримечательностью, часто изображаемой на рисунках и гравюрах. Такая его популярность послужила тому, что по указу папы Урбана VIII-го Барберини в 1631 году люк установили в стене портика церкви Санта-Мария-ин-Космедин.
Сегодня туристы, посещающие Вечный город, стремятся к церкви Санта-Мария-ин-Космедин, где выстраиваются в очередь, чтобы сфотографироваться с засунутой в знаменитые на весь мир крышку люка рукой, а по возвращении домой предъявить доказательство верности своему супругу или супруге "
Я в очереди не стояла, караулила и ели успела сфотать "известность" без очередного туриста.
А на против уютный сквер,всё как положено-колонны храма Весты (с лева на фото) храм Фортуны, фонтан Тритонов,который был создан в 1715году и сейчас радует... атмосфера спокойствия!
Гуляем дальше...вокруг история
и жилые улочки
Пришли на Венецианскую площадь на ней стоит монументальное,белое здание-дворец! Называют это здание и "пишущая машинка" и "торт"
..Это довольно новое здание,открытие всей этой красоты было в 1911году в честь короля Виктора Имануэля и обьединению Италии. Официально всё это называется -.Ансамбль Виторианно.
Идём дальше...наше направление к знаменитому фонтану Треви!
Фонтаны Рима-это история города,запечатлённая в камне,бронзе,мраморе. почти на каждой площади,это обязательный атрибут,потому как сотни лет назад фонтаны служили источником воды для горожан-согласитесь,ведь это красиво, не к колонке, а к фонтану ходить за водой
Фонтан Треви тоже был таким источником...находится на совсем небольшой площади. Он Грандиозен! это самый шикарный фонтан города...именно в него туристы бросают монетки,загадывают желания...Его можно долго разглядывать и не замечать что творится вокруг...
А вокруг вот так и на фото видно,что площадь мала
Ну а мы идём дальше-времени у нас не так много,а увидеть хочется как можно больше
Улочки города и старое и новое...и никто никому не мешает,все живут своей жизнью
Совсем не Колизей,но похож ...там даже живут на верхних этажах
Цветёт лавр... смешной пень... милые нюансы..
Дошли до Испанской лестницы,это любимое место туристов и здесь всегда много народа...сфотать её пустую,наверное можно только в дождь.. Здесь проводят показ мод, концерты и просто люди назначают встречи...с неё хороший вид на город.
Пока мы шагали по лестнице,был уже закат...и нам достался вот такой вид
Спустились в город мы с другой стороны на Народную площадь...она большая,с обязательным фонтаном
Задумывалась площадь для народа,и должна была служить для народных собраний,дискуссий,...Но вскоре вокруг площади построили жилые дома,административные здания...с архитектурными строениями площадь стала иметь более изысканный вид
Многие города "засыпают" уже после девяти часов и редко встретишь кого на улице-но это не про Рим,он и ночью в "движении"
Наступил новый день, Рим продолжает радовать погодой,архитектурой,красивостью...
Запланировали увидеть Ватикан! На музеи этой крошечной,но богатой шедеврами страны ,мы времени не имеем,но в собор Святого Петра мы постарались попасть
Ватикан-отдельное государство внутри территории Рима,это самое маленькое государство ...население многонациональное и состоит из 1000 человек
А мы шагаем по городу и разглядываем его...
Пантеон- Храм всех богов...это единственный храм в мире,который сохранился до наших дней почти в первозданном виде и до сих пор неизвестно как могли построить такое сложное,по конструкции,сооружение. Оно необычное для храма-совершенно круглое,без окон,в громадном куполе есть открытое отверстие, (9метров) оно и освещает здание
Это компьютерная картинка-чтоб было представление о внутренности здания
И конечно же оно совсем не похоже на место для богослужений
Меня,Пантеон оставил без особых впечатлений.. история,необычность-ДА! но в Риме столько красивых храмов!!!-сложно оценивать.
В Риме утро,на улицах мало народу...через пару часов будет совсем другая "картинка" а пока так..
Площадь Навона. раньше здесь был античный стадион-поэтому и форма осталась такая необычная .Сейчас это красивая площадь,с тремя большими фонтанами ,разными архитектурными зданиями-и всё это имеет свою длинную,непростую историю!!
идем по пустынным улочкам города ...если хочется увидеть Рим без народа,то нужно проснуться пораньше!
Утро...итальянский городской пейзаж...
Выходим на набережную реки Тибр-на той стороне история города продолжается ...
Красивый мост и замок Святого Ангела.... усыпальница последнего римского императора сейчас это музей и сокровищница
ну вот и страна Ватикан на горизонте!
Собор Святого Петра! очередь здесь всегда! мы пришли рано...но час в очереди пришлость простоять-зато всю площадь рассмотрели!
Контроль прошли,,, фотоаппараты "на старте" , заходим! Разговаривть не хочеться...только смотреть и удивляться!
Элементы внутреннего декора -ШИК!!!
и верх купола...
И мраморная мозаика на полу
Известная скульптура Пьета (оплакивание Христа) - Микеланжело 1499год!!!.... сейчас закрыта стеклом,потому как был желающий повредить шедевр
Скульптур множество...всё из мрамора!
Собор- хранилище ценнейших произведений искуства от пола и до кончика купола!
Ушли из Собора мы под большим впечатлением!!!
В Риме множество церквей,базилик,соборов,храмов около 900!!!! разве возможно увидеть всё? Мы заходили в каждый собор,попадающий на нашем пути! На их отделку средств не жалели-это точно!
Сами итальянцы говорят- "во всем мире картины хранят в музеях,и только в Италии в церквях"
Каждая церковь неповторима! произведения искусства есть везде!
эта капелла вся из мрамора
Свечи электро....бросишь в обозначенное место 50центов-и свеча зажгётся! ( ни копоти,ни пожароопасности)
Эта базилика нас неожиданно удивила!! по внешнему виду,ожидали чего то другого...
Внутри можно на машине ездить-такой масштаб!
Закончились наши два дня! Увидели много красивого, узнали много интересного, получили массу положительных эмоций!
Прощай Рим! Спасибо за всё!
.......Далека ты от нас, недвижима,
Боевая история Рима,
Но над повестью многих страниц
Даже мы преклоняемся ниц!.....