Ну что, немного про Гонконг, мне лень писать сразу все - да и читать тяжело будет, плюс фотографии.
Маршрут у меня был Москва-Стамбул, Стамбул-Гонконг и Гонконг-Москва, 2 последних транзитом через Дубай.
Фотографий Стамбула не будет: я прилетела, было +16, на другой день резко похолодало и весь день лил дождь, пару раз шел снег. А вечером мне надо было лететь в Гонконг. Русскую речь я последний раз слышала в аэропорту Стамбула, и потом уже в Дубае на Москву. Скажу честно - не расстроилась.
Итак, Гонконг. Под катом 20 фотографий и текст.
Гонконг безвизовый, в отличие от остального Китая. В самолете мы заполнили иммиграционные карты, отдали их на паспортном контроле. Если в Стамбуле на паспортном у меня попросили билеты, здесь не просили ничего. Важный момент: на вылете второй листочек карты сдаете в паспортный, так что сохранить его нужно обязательно. Думаю, страшного ничего не будет, если где забудете, но тем не менее. Находиться в Гонконге можно 14 дней. Потом выехать в Макао, куда нужна отдельная виза и вернуться в Гонконг еще на 14 дней ))
Аэропорт Чек Лап Кок, самый большой в мире крытый аэропорт, находится на отдельном острове. Построен взамен старого Каи Так, который "считался одним из самых опасных аэропортов в мире, а посадка авиалайнера в аэропорту Кайтак выглядела очень зрелищно в виду своей экстремальности" (из вики).
Новый аэропорт выглядит так. Везде есть Wi-Fi, есть столики с розетками, и есть просто розетки между кресел (фото получилось размытым, так что выкладывать не буду). Еще есть зоны бесплатного Интернета, подходишь, садишься за компьютер, сеанс длится 15 минут. Клавиатура англо-китайская (феерично выглядит).
Вертолетик просто понравился:
Метро шикарное. Дело даже не в автоматике - поезда без машиниста, электронные схемы в каждом вагоне (и не по одной), табло... Оно невероятно просторное и удобное. Заблудиться в метро - да и во всем Гонконге, впрочем, тоже - ну...если только сильно постараться. По-моему, у них только одна станция пересадки на 3 ветки, Central. Все остальные - пересадка только с ветки на ветку. Отдельная ветка - аэроэкспресс, ходит как и метро (а не раз в полчаса). В общем, фотографии и пояснения по ходу дела.
Станции закрытые. Возле дверей - указатели, кому как стоять (стоят, впрочем, как попало :)). Движение левостороннее даже в метро: вот к нему я так и не смогла привыкнуть. Мне было очень интересно, что будет, если поезд промахнется мимо дверей: неужели как в Питере, поедет дальше? Меня услышали: один из поездов промахнулся...постоял несколько секунд с закрытыми дверьми. "Ага, - думаю, обломались мы все". Неа. Поезд чуть проехал...потом еще чуть-чуть...и двери открылись.
Вот с поездом:
Схема веток в вагоне. Ты видишь, куда ты едешь, где тебе нужно пересаживаться. Как вы уже сами видите, все надписи везде дублируются на английском (и объявляются тоже). Напротив моего отеля была школа - да-да, ее название также было написано дважды. Английский язык - второй официальный в Гонконге, знают...99 %, скажем так: лишь один раз продавец не смог мне ответить и позвал напарника. До абсурда: вызванный в отель курьер не знал мандарина - но худо-бедно знал английский.
Следующие 2 фотографии - выходы. Невероятно удобная штука: у них все выходы обозначены буквами, везде указано, куда к каким улицам тебе идти. Если выходов несколько (см. второй снимок), то, выбрав нужный и пойдя по нему, вы увидите следующий указатель с разграничениями: А1, А2, А3 - и да, опять же со всеми прописанными улицами. Еще момент: выходы для инвалидов. В метро установлены лифты, на которых вы можете поехать, если у вас тяжелая сумка/инвалидная коляска/ну или просто захотелось, удобно так. Что мне не понравилось: турникеты, они такие...3-рожковые. Но, возможно, я просто не нашла удобный вход: ведь те же колясочники как-то заезжают.
Это просто метро - правда, просторное?
Вагоны метро у них сквозные. Предусмотрено место для инвалидных/детских колясок - убран ряд сидений (на фото не видно, это я просто рассказываю). Вообще, социалка у них роскошная, в сравнении с нашей: инвалидов на улицах хватает, иногда на колясках ездят просто люди, которым тяжело передвигаться на ногах, ослабленные и т.д. И это объяснимо: для колясочников предусмотрены специальные съезды/заезды, коляски с электронным управлением, лифты. Любой общественный туалет (они бесплатные, к слову) сияет чистотой, висят рулоны нормальной двухслойной бумаги, предусмотрено место для пеленания ребенка: такая откидная панель. И там этого самого ребенка не страшно перепеленать, т.е. это не "для отчетности". На улицах, у подъездов, на кладбище стоят горшки с цветами - и их никто не пытается украсть. Забегая вперед: не думаю, что все совсем идеально - было б идеально, камеры бы на кладбище не висели ))
Количество указателей - и это только в одном месте:
Наземный транспорт. Двухэтажные автобусы и трамваи меня покорили. Поездка на Пик Виктория на втором этаже такого автобуса - ооооо, невероятное удовольствие. Особенно когда смотришь в окно и видишь под собой обрыв. А дорожка узкая, повороты крутые...и как разъезжаться со встречными, непонятно. Я сначала подумала - может, надо было остаться на первом...а потом решила, какая, нафиг, разница, откуда падать ) Зато вид со второго этажа открывается просто фантастический!
Система оплаты - удобнее всего карточкой Octopus (в сети про нее много). Турникетов на входе нет, просто прислоняешь карточку - и вперед (в метро тоже карточки). В трамвае я только облажалась: там надо на входе/выходе, тарификация по зонам идет, а я забила приложить на выходе. Но, по-моему, деньги все равно потом списали.
Вот так они выглядят снаружи:
Красная машинка - это такси. Такси ездят по районам, делятся по цветам: красные, зеленые (это, вроде, Новые территории, я до них не доехала :(((), голубые. Обратите внимание на полицейского на мотоцикле. По-моему, они все ездят на мотоциклах, машин не видела ни разу.
На Набережной звезд в Коулуне. Автобус без крыши - это экскурсионный Big Bus, микроавтобусы - это маршрутные такси на 16 мест. 17-м даже не пытайтесь влезть. Строго 16, и ни человеком больше.
А вот это - маршрут движения автобуса. Красненький указатель - остановка, на которой вы сейчас находитесь. Стрелка в начале или конце маршрута означает, в какую сторону едет автобус (здесь она одна, а есть двойные маршруты)
Это я фоткала уже внутри автобуса,со второго этажа. Вечер, едем на Пик Виктории.
А это трамвай снаружи...
...и внутри