Они держали в страхе земли скандинавов,
они неоднократно громили Золотую Орду,
они, те кого неоднократно пытались выписать из истории Руси...
1366 год. Молодой московский князь Дмитрий Донской принимает в своем тереме посланника Золотой орды. Посол зол, он кричит на князя, угрожающе размахивая плетью. Русский князь удивлен, ведь дань хану платиться исправно и в срок. Но все становится на свои места, после того, как обозленный посланник произнес слово «ушкуйники». Что же так испугало и разгневало золотоордынцев?
Оказывается, что уже два века русские молодцы, именующие себя «ушкуйниками», заставляют дрожать от страха не только Золотую орду, но и московское княжество. Интересно, что гораздо раньше, чем произошла битва на Куликовом поле, ушкуйники наголову разгромили войска хана и показали всем, что Золотую орду можно и нужно победить! Они наносили сокрушительные удары по самым крупным городам Орды и каждой победой уничтожали миф о непобедимости воинов Золотой орды.
Как только не называли этих воинов и пиратами, и разбойниками, и русскими викингами. Если проанализировать ситуацию, складывающуюся на протяжении веков в России, то появление такого стихийного свободного войска на территории Руси было ожидаемо. И название ему нашлось - «повольничество». Повольники, как правило, были свободными людьми, которые занимались торговлей и разбоем.
А вот название ушкуйник, русские викинги получили от названия типов судов, на которых они совершали набеги. Эти суда-ушкуи являлись самыми быстроходными среди существующих, в то время, весельно-парусных судов. Вмещали они около 30 человек. Благодаря малому весу, их легко перетаскивали через пороги или по суше между руслами близких рек.
Ушкуйники вели себя, как варяги. Небольшая, вооруженная, хорошо обученная группа, садилась на ушкуи и нападала на близлежащие города. Новгород считался самым «ушкуйным» городом, поскольку поддерживал такие «забавы» молодежи, считая их весьма полезным для расширения влияния республики.
Историки считают, что с XI века ушкуйники уже совершали свои набеги на булгар, Югру, а также на Скандинавские страны и Литву. Но «русские варяги» все же предпочитали контролировать самые главные торговые пути по Волге и Каме. Особенно их интересовала пушнина. В то время центром ввоза пушнины был Устюг, затем, через вятские земли, она перевозилась к Волге или Каме. Чтобы держать этот узел под своим контролем, ушкуйники основали на пересечение этих путей поставки пушнины свой город - Вятку. Через него основная часть дорогой пушнины уходила далее в страны Скандинавии и Англию.
Имея доступ к денежным потокам, ушкуйники были очень хорошо оснащены и вооружены. Эти вольные бойцы носили кольчуги из крупных колец, а те, кто мог заплатить за свою амуницию больше, - пластинчатые доспехи. Вооружены они были мечами и копьями, но все же предпочитали сабли. Повольники хорошо стреляли из арбалетов и стационарных луков.
Ушкуйники хорошо разбирались не только в торговле, но и в политике той эпохи. Они становились наемниками и участвовали в многочисленных войнах. Русские викинги просчитали ослабление Орды, разбирались во взаимоотношениях между русскими князьями, помогали решать проблемы Новгорода. В ушкуйниках ходили самые лучшие новгородские воеводы, а купцы Новгорода безвозмездно помогали ушкуйникам оружием и снаряжением. За это повольники щедро делились с ними награбленным.
Первые дальние походы ушкуйников начались в конце XIII века. Так в 1320 году произошло столкновение Господина Великого Новгорода со шведами. Дружина новгородских повольников под предводительством Луки Варфоломееича на ушкуях прошла Северной Двиной до Белого моря и вышла в Северный Ледовитый океан. И добралась-таки, до шведского побережья. Сначала ушкуйники разорили область Финмарнен, а затем напали на соседнюю область - Халогаланд. Жители были потрясены этим неожиданным нападением. В результате шведы вынуждены были заключить с Новгородом компромиссный Ореховецкий мир. Шведы также попытались напасть на Новгород, но потерпели сокрушительное поражение. На этом «крестовые походы» шведских рыцарей на Русь прекратились. А ушкуйники обратили свой взор на Золотую орду. Да, да, не удивляйтесь. Именно на Золотую орду, которая держала в страхе всех русских князей, которой исправно платили огромную дань, и которую православная церковь объявила «божьей карой», посланной Руси за грехи.
Золотая орда богатела с каждым днем. Кочевники становились городскими жителями. Тысячи рабов возводили для них города на берегах великих рек - Камы и Волги. Ханы богатели не столько военными грабежами, сколько торговлей и посредничеством. По Волге проходил самый оживленный торговый путь: корабли под флагами Китая, Среднего и Ближнего Востока, Индии перевозили товары, а ханы получали пошлину с них. Золотоордынцы понимали, что путь по Волге - это источник огромных богатств и охраняли порядок и законность, жестоко карая за нападения на купцов.
В 1360 году был такой случай. Ушкуйцы захватили татарский город Жукотин, являвшийся центром Волжской Болгарии. Захватив несметные богатства, повольники отправились в Кострому пропивать награбленное добро. Жители Костромы, насмотревшись на «праздных» ушкуйников, пожаловались в Орду. Хан Хидырь потребовал от русских князей разобраться с ушкуйниками. Нижегородский, Владимирский и Ростовский князья не посмели ослушаться окрика из Орды и поймали некоторых ушкуйников. Чтобы отчитаться перед ханом, отправили пленников в Орду. Как показали дальнейшие события, ушкуйники отомстили Костроме за предательство. Но ушкуйники никогда не забывали, что основным их врагом является Золотая орда.
Часто воины Золотой орды со страхом наблюдали появление русских повольников в непосредственной близости от своих границ. В течение пятнадцати лет (1360-1375) ушкуйники совершили восемь больших вылазок на среднюю Волгу - и это не считая множества мелких набегов. В 1374 году, пройдя вниз по реке, ушкуйники захватили столицу Золотой орды - сам город Сарай.
В летописях рассказывается об одном из походов русских викингов под предводительством воеводы Прокопа. За помощь московскому князю в подавлении Твери, Прокопу и его войску дали некий карт-бланш. Сначала он отомстил Костроме за то, что ее жители отдали в Орду ушкуйников: его воины легко расправились с пятитысячным костромским войском, ограбили город, а жителей взяли в рабство. Аналогично они поступали они с поволжскими городами, где проживало много бусурман. По уже сложившейся «традиции», нанесли неожиданный визит в Сарай, причем татары откупились, от нагрянувших ушкуйников, огромной данью. Но, несмотря на это, ханская столица все равно была разграблена новгородцами. Отсутствие серьезного сопротивления вскружило голову ушкуйникам. Они двинулись в сторону Каспия. Астраханский хан Салгей сразу заплатил дань, даже не вступив с повольниками в бой. В честь прибывших русских, хан устроил пир. На хорошо захмелевших ушкуйников напал отряд вооруженных татар - лишь немногим молодцам удалось тогда избежать смерти. Но даже данный случай свидетельствовал о том, что золотоордынцы боялись открытого столкновения с ушкуйниками, поэтому и прибегали к обману.
После этого ушкуйническое движение как-то стало затухать. Большинство повольников подались в наемники. Московский князь Иван III к конце XV века практически закрыл вопрос с вятскими повольниками: большая часть населения из столицы ушкуйников, Вятки, перевезли на московские земли. Остальные ушли в пермские и вятские леса, на Волгу и Дон.
Зная о существовании ушкуйников, создается впечатление о параллельной истории Руси. В то время, как русские князья ездят на поклон в Орду и платят богатую дань татарам, ушкуйники не давали спуску татарам, побеждая их в открытой и честной борьбе. Золотоордынцы, действительно, боялись отрядов новгородских повольников, зная, что им не справиться с ушкуйниками, требовали, чтобы русские князья сдерживали своих воинственных соотечественников.
Создается впечатление, что преднамеренно из русской истории исключена информация об ушкуйниках, а остались только сведения о том, как московские князья «собирали земли» под свою руку...