- Человеческий мозг, понятие «эго», понятие «разум» и понятие «сознание».
И далее, если возможно «осознание» и «осознавание». Как согласуются все эти понятия?
А. Лапин:
- Можно сказать так, что мозг человека, это тот офис, в котором пребывает нечто невидимое, некий персонаж, который живет в этом теле, но в конце концов, когда эта машина выйдет из строя, тогда я, как чистое сознание покину этот испортившийся домик и перенесусь в какое-то другое место. Мозг - это некая физическая структура, которая обеспечивает функционирование моего сознания в этом физическом мире, которая обеспечивает связь сознания с телом, его внутренний рост и функционирование сознания, как живого существа, как биологического вида...
Существует точка зрения, при которой человека рассматривают как конгломерат энергии, заключенной в физическое тело. И внутри этого энергетического поля, омываемое им, находится нечто, называемое сознанием. То, что человек переживает, как чистое восприятие. Если мы вспомним работы Моуди, который исследовал околосмертный опыт, то выяснится, что люди, переживавшие смерть, ощущали себя отделившимися от тела, и то, как они воспринимали себя, было просто сгусток чистого внимания, осознавания, который видит во все стороны сразу, чувствует все сразу, но не имеет никаких физических качеств. Просто внимание, направленное во все стороны сразу и отделившееся от тела.
Тело - это некий автомобиль, в котором этот незримый пассажир движется по жизни. А мозг - это центр, в который и погружен, как в некий невидимый офис этот невидимый жилец. Эго, или личность, это все вопросы терминологии, что чем называть, это …
Личность человека, или его эго, с точки зрения мистических традиций, это сумма всего его прошлого опыта, всего, что он в себя впитал в себя в результате своей предыдущей жизни. Это те концепции, те программы, которым он следует, и которые проявляются в его реакциях, его восприятии, в том, как он живет.
Сознание же человека это нечто гораздо более глубокое. Это не эго, это не ум. Ум, это аппарат, с помощью которого мы решаем конкретные задачи. Мы нечто сравниваем, мы находим лучший ответ, мы соотносимся с прошлым опытом, и находим там указания к действию. Но сознание это нечто более глубокое. Это то, что связано с непосредственным ощущением опыта. С непосредственным переживанием реальности.
Ум, это инструмент, через который мы смотрим на мир, это оцениватель, это анализатор, сознание же не анализирует, это то, что знает сразу, прямо. Это похоже на то, как если бы мы делали слепок с реальности в каждый момент времени, и этот слепок менялся бы так же, как меняется окружающий мир, и всегда был бы ему, этому окружающему миру тождественен, в каждый момент времени.
Если человек осознан, если он воспринимает мир сознанием, а не умом, то он воспринимает его прямо. Тогда между человеком и реальностью, человеком и жизнью нет никакой дистанции. Тогда вы - сама жизнь, тогда вы абсолютно гармоничны. Тогда вы воспринимаете все целостно, прямо и так, как это есть на самом деле. Вы не разделяете, не делите, вы ни с чем не сравниваете. Сознание в таком смысле есть далеко не у каждого человека. Это только возможность, которая существует, но чтобы ее развить, нужно много работать.
Для того, чтобы развивать свое сознание и ли осознавание, существует множество простых и ясных методов. Инструментом для развития сознания является внимание. А для того, чтобы внимание работало, необходима концентрация - способность это внимание определенным образом на чем-то желаемое время удерживать, чтобы внимание не скакало направо и налево.
Обычно люди живут таким образом, что внимание направлено вовне. И мы, таким образом свое внимание очень хорошо в течение жизни тренируем. Мы все время смотрим на кого-то. Как он или она выглядит. Сравниваем , оцениваем. Гораздо меньше внимание таким же образом направлено на себя самого, особенно внутрь себя.
А рост сознания начинается именно тогда, когда я отправляю свое внимание в глубину своего существа. Когда я смотрю не наружу, а внутрь. И первый способ, который считается классическим и действующим на 100% это осознавание или ( в данном случае это одно и то же будет) это чувствование своего тела. Например, я иду и в этот момент свободную часть внимания направляю на свое тело. Я чувствую, как мои ступни касаются земли, как движутся мои руки, как расправлена моя спина, я просто нахожусь в контакте со своим телом. Если человек занимается этим некоторое время, то он обнаруживает, постфактум, что его способность таким образом воспринимать, способность так осознавать растет.
Внимание кристаллизуется, сознание как будто становится больше по размеру, больше по своей силе и тогда, эту высвободившуюся часть внимания можно направить на осознавание мыслей. Потому что обычно мысли управляют человеком, он обычный человек целиком подчинен своим мыслям. Какая бы мысль не пришла в голову, он ее думает. Человек не растождествлен со своей головой в этом смысле, но если мы начинаем наблюдать свои мысли, как нечто, находящееся сейчас во мне, но являющееся чем-то внешним или посторонним, или чем-то, чему я сейчас не подчинен, то ситуация меняется.
Я подчинен тогда потоку мысли, а я просто их наблюдаю. Это похоже на то, как если я еду сейчас в автомобиле, и вижу рекламные щиты, которые все время попадаются мне навстречу, то я просто замечаю их, но это не значит, что я каждый раз бросаюсь выполнять тот или иной рекламный призыв, который на них написан. Обычно человек живет так - какая мысль приходит в голову, он начинает ее обдумывать, включаются эмоции, меняется настроение, вся цепочка последующих действий начинает раскручиваться.
Так вот, если я ращу свое внимание, свою осознанность, в какой-то момент я начинаю осознавать мысли. Осознавать как нечто, проходящее сейчас в поле моего внимания в голове. Но это просто как киносеанс. Когда я продолжаю это делать, то сознание продолжает расти. И тогда я могу замечать таким же образом - осознавать, включить в поле своего вот такого отрешенного, не обусловленного ничем внимания и свои эмоции. Я чувствую, в каком я нахожусь состоянии - в любви я, или в беспокойстве, или я агрессивен, и все это - мое тело, то, что происходит в ментальном моем существе, те эмоции, которые я испытываю, я таким образом осознаю.
Когда человек, таким образом, развивает свое сознание - хотя это кажется очень скучным - наблюдать свое тело - что это дает? Но со временем вы замечаете, что наблюдая так свое тело, вы становитесь от него, от тела - независимым. Вы обнаруживаете, что вы меньше подчиняетесь телу. Вы не так обусловлены им. Когда вы осознаете свои мысли, то через какое-то время возникает состояние необусловленности от своих мыслей. Когда вы наблюдаете свои мысли, то через какое-то время вы становитесь независимыми от них. Вы разотождествляетесь с ними и вы необусловлены тем, что происходит в голове. Себя вы ощущаете при этом еще большей глубиной.
Я - это не тело, я - это не мысли. Когда вы переносите это состояние - состояние осознанности, в том числе на эмоциональную сферу, вы становитесь свободны от эмоций. Вы растождествляетесь с ними. Между прочим, это не означает, что человек становится без эмоциональным, он становится как медуза. Совсем нет. Мистика и магия таких практик заключается в том, что делая так, осознавая так, вы видите то, что негативные эмоции рассеиваются, а то, что мы называем позитивными эмоциями, радостью - все это пребывает с нами. И такой человек, осознающий свои эмоции он пребывает все больше и больше в позитивном настроении. Это просто опытный факт.
Когда вы проходите и этот слой - слой эмоций, вы обнаруживаете, что ваше ощущение самого себя, ваше самоосознавание становится более глубоким. Рост происходит непрерывно и тогда, вы ощущаете, осознаете себя как еще большую глубину, но эту глубину даже уже трудно назвать. В обычном языке не существует точного термина. Иногда это называют настроением, иногда чем-то еще более глубоким, но точных слов нет. Так вот - это просто продолжает углубляться и в конце концов это путешествие не имеет никакого конечно пункта. Чем глубже мы осознаем себя, тем больше мы обнаруживаем там этой глубины, тем более захватывающим становится это путешествие внутрь.
Вообще считается, что нет ни одного действия, которое нельзя сделать практикой. Практикой для конструктивного трансформационного роста человека. Любое, даже самое обычное действие, может стать такой практикой. Например, мы пьем чай каждый день перед тем, как идти на работу и делаем это автоматически. Наши движения отработаны - все происходит само собой. Но если вы это делаете, как медитацию, тогда существует одно простое правило.
Мы начинаем делать все, то же самое, но чуть медленнее. Вы делаете движения более медленные, вы наслаждаетесь благоуханием этого напитка, все делаете чуть медленнее. И тогда возникает чувство наполненности. Это то, что отличает, например, быстрые и порывистые движения от движений, которые делают в цигун или тайцзы-цюань, когда вы настолько срастаетесь со своим телом, оно настолько пронизано полностью вашим вниманием, что целостность, которую вы обретаете на внешнем уровне, физически проходит внутрь.
И вы ощущаете нечто, что до сих пор в обычной жизни оставалось за рамками вашего внимания. Ваше существо, ваше самоощущение растет. Тогда чаепитие обычно становится ритуалом. Тем что делают например в дзен Тогда чай становится путем, который ведет человека в еще большую глубину.
У суфиев, у мистиков ислама, есть такой принцип - отшельник на базарной площади. Считаеся, что необязательно уходить в пещеру, покидать окружающий мир - наоборот, мы можем использовать эту ситуацию, для того, чтобы еще больше, еще успешнее углубиться в себя. Считается, что очень легко стать святым в Гималаях, сидя в какой-то пещере, созерцая восходы над горами, смотря на лесное озеро - в той обстановке, которая естественным образом успокаивает ум и делает человека вот таким мистически погруженным в себя.
Но на самом деле это только половина дела. Если мы эти же качества приносим в обычную жизнь, в ту, где мы являлись рабочим, колхозницей, родителем или кем-то еще, тогда мы меняем свою настоящую глубину, тогда мы перестаем быть автоматичными. Тогда мы становимся на самом деле осознанными, когда мы эти глубинные качества, принцип всех настоящих практик приносим в обычную жизнь. Тогда мы может использовать то трение, которое возникает у нас, старающихся осознавать себя в обычной жизни - трение между нами и тем, что происходит в окружающем мире для еще большего углубления.
(Андрей Лапин «Реализация за одну жизнь»)
Благодарень за конспект из видео лекции ведического мастера А.Лапина:
mo_na Осознавание, эго, личность. Развитие сознания. Внимание-инструмент для осознавания.