Hyper-Utility - установка, настройка, использование, примеры, скрины...

Apr 17, 2008 09:23

Написал небольшую статью про использование конвертера Hyper-Utility для камер FujiFilm Fine Pix.
Первоисточник здесь: Hyper Utility - установка, настройка и использование...



Введение

Эта статья об опыте использования конвертера Hyper-Utility (далее HU), являющегося "родным" для .RAF-файлов камер FujiFilm FinePix. Конвертер лучше других "видит" динамический диапазон, лучше других передаёт цвета и оттенки, имеет режимы эмуляции плёнок, но инструментов в нём для моих задач недостаточно, раздача настроек в нём происходит медленно, хотя сам процесс конвертации довольно быстрый. Я в своей работе использую HU для первичной обработки, сохраняю файлы в TIFF 16-bit и продолжаю обрабатывать в других редакторах (Aperture 2, Photoshop и др.). Таким образом у меня есть отличный ДД, цвета плёнки и конечная доработка (ретушь), то есть я для себя извлекаю максимальный результат. Это не истина в последней инстанции, а мой личный опыт работы с программой. Если уж вы выбрали этот конвертер, вам будет интересно прочитать данный материал. Статья имеет примеры и изображения, порядок работы, который я обычно применяю в обработке фотографий. Примеры действительны для файлов с камеры Fuji S3 Pro, с другими камерами настройки конвертации могут ненамного отличаться (количество режимов эмуляции плёнки и меню настройки шумодава), но принцип будет абсолютно тем же.
Установка и настройка

Насколько мне известно, в нашей стране камеры FujiFilm не поставляются с полноценным программным обеспечением HU. На диске, идущем в комплекте с камерой, имеется FinePix Viewer, у которого есть функция конвертирования .RAF-файлов без каких-либо настроек. То есть просто возможность сохранить .RAF-файл как TIFF или JPEG.

Дистрибутивы HU можно скачать в интернете, в торрентах, пользуйтесь поиском. Законопослушные граждане имеют возможность приобрести софт через интернет-магазины. Стоимость программы около 200$. В любом случае, если есть вопросы, пишите: radosvet@list.ru. В общем, если вы достали программу, смело устанавливайте (есть версия под PC и Mac). Я работаю на двух этих платформах, скорость работы программы на них примерно одинаковая. После установки практически никаких настроек не требуется, но можете заглянуть в главное меню настроек и убедиться хотя бы в том, что разрешение снимка после конвертации по умолчанию 300 dpi.






Внешний вид

Внешний вид программы я настроил таким образом, чтобы колонка превьюшек была вертикально справа (по умолчанию она горизонтально снизу). Я поступил таким образом, потому что для вертикально расположенных фотографий освобождается место. Это удобнее для отбора и конвертации.

В левой колонке сверху путь к папкам с вашими фотографиями (дерево), ниже показано превью выбранной фотографии, гистограмма и exif-данные. По центру - выбранное фото. Центральная верхняя панель с кнопками управления внешним видом. Справа внизу кнопки перехода в режим работы камеры через компьютер (S2, S3, S5) и кнопки начала одиночной и пакетной конвертации (с одной и тремя стрелками). Центральная нижняя панель для меня представляет интерес лишь только цветными кнопками маркировки фотографий (об этом ниже).



Отбор и маркировка фотографий

Итак, открываем нужную папку с фотографиями в дереве папок (левая верхняя панель). Видим список фотографий в правой колонке (превью), выделенное фото открылось в центре. Каким образом лучше отсортировать фотографии? Я всегда поступаю по-разному, но один из способов опишу. К примеру, у нас в папке портреты и пейзажи, которые нужно обработать отдельно, применив схожие настройки (и/или режимы эмуляции плёнки) для тех и других соответственно. Тогда при отборе фотографий маркируем их цветным маркером. В моём примере синим помечены пейзажи, розовым портреты. После маркировки мы можем отправить на конвертацию только пейзажи, только портреты или всё вместе. Сначала я режил обработать портреты. Рядом с розовым маркером есть стрелочка, нажав на которую мы увидим меню. Нам нужно "Register to Plug-in Tray of RAW FILE Batch Processing". По-нашему, это примерно как "Отправка рав-файлов в режим пакетной обработки".

Если мы не использовали маркировку, а просто хотим отконвертировать выбранные фото, выделяем нужные фотографии и нажимаем правой кнопкой по любой выделенной фотографии, появится примерно такое же меню, как на рисунке ниже. Либо гораздо проще нажать на кнопку RAF с тремя стрелками (справа внизу, см. описание выше).



Вот мы и попали... в режим пакетной конвертации! Здесь ничего не изменилось, только добавилась ещё одна колонка справа, с настройками конвертации.

Первое, что я обычно делаю, это указываю путь для сохранения результата конвертации. Можно оставить галку "Same folder", тогда результат конвертации будет сохранён с приставкой "DSCF0001_1.TIF", либо можно указать другую папку, поставив галку на "Specified folder", функция выбора папки доступна по кнопке в виде дискеты сверху справа в той самой новой колонке с настройками. Если вы назначили папку для сохранения, где нет исходных рав-ов, файлы сохранятся с именем "DSCF0001.TIF", что для меня удобнее, и я так делаю:



После того, как указали путь, можно проверить основные настройки процесса конвертации (кнопка гаечного ключа рядом с кнопкой дискеты). Если сомневаетесь, смотрите фото снизу, эти настройки оптимальны, оставьте у себя всё так же и забудьте о них, то есть больше там менять ничего не потребуется в следующий раз.



Теперь выделяем любое фото, настройки которого мы потом применим к остальным файлам. Выбираем цветовое пространство/режим эмуляции плёнки. Тут уже на ваше усмотрение. Я чаще всего использую sRGB. В этот раз для портретов решил использовать режим плёнки PRO NEGATIVE.



Так как предполагается вторичная обработка, сохраняем ТОЛЬКО в 16-bit TIFF! Но надо помнить, что Fuji - это уникальные камеры, особенно зеркальные, в принципе, для любителя будет достаточно внутрикамерного JPEG-а. Но мы говорим про RAF, и про дальнейшую доработку, так что 16-bit TIFF - мой выбор!



Если на автомате камера отработала идеально, на этом можно остановиться. Но мы продолжаем упорно стремиться к совершенству, и выбираем "Custom settings".



Так как выбран режим эмуляции плёнки, то некоторые меню недоступны. В нашем случае я выбрал ручную корректировку тона ("Tone curve/Manual settings").



Изгибаем кривые как нам надо, настраиваем баланс белого:



Настраиваем оттенок примерно так:



Экспозиция. Не советую уходить в минус далее -4/6, в светах появляется лиловый/красный/другой оттенок, а также далеко в плюс, больше +2, сами наверняка знаете почему:



Оставшиеся настройки резкости, цвета, шумодава и динамического диапазона (если доступны) ставите на свой вкус, ориентируясь на гистограмму. Динамический диапазон я всегда ставлю 400%, недостаток контраста, если надо, правлю в кривых.

Эти настройки можно сохранить и загружать при необходимости:



Применяем настройки к остальным файлам, нажав правой кнопкой и выбрав в меню соответствующую функцию (смотрим картинку внизу):



Если не хотим применять настройки ко всем файлам, а только к каким-то конкретным, выбираем в меню следующее:



Теперь остаётся откорректировать настройки для каждого файла. Этот процесс довольно медленный, за что конвертер так не любим многими, но если файлов не так много, или вы дорожите качеством, придётся терпеть и обзаводиться мощным компьютером.

В своём примере я откорректировал экспозицию и сдвинул кривые:



Если ко всем фотографиям настройки откорректированы, нажимаем кнопку "Convert all". Либо выбираем нужные фото и нажимаем "Convert", в этом случае будут обработаны выбранные фото, но настройки сохранятся для всех файлов в этом пакете. Файлы настроек сохраняются в папке рядом с равами и имеют расширение "DSCF0001.RAG".



Время конвертации одного файла занимает от 10 до 25-30 секунд, в зависимости от конфигурации компьютера. Так что расчитываем время, идём пить чай и ждём. Процесс конвертации отображается внизу слева, сколько обработано и сколько файлов осталось. Когда процесс завершится, выходим из режима пакетной конвертации при помощи кнопки RAF с тремя стрелочками (или можно просто выйти из программы). В нашем случае остались необработанными пейзажи, так что возвращаемся в обычный режим с отобранными и маркерованными фотографиями. Мы помним, что пейзажи отметили синим маркером, отправляем их в режим пакетной конвертации известным способом:



Для пейзажа я выбрал режим эмуляции плёнки FUJICHROME. Следует отметить, что эмуляция плёнки не только лишает нас некоторых настроек, но ещё и делает снимки более контрастными, значительно сужая динамический диапазон. Насколько неизвестно, но факт. Я к этому был готов и знаю на что иду ради получения плёночных цветов и тона.



Приятные цвета, на мой взгляд.



Заканчиваем корректировки, руководствуясь гистограммой и другими данными при необходимости.



Конвертируем!



В заключение

Благодарю моего читателя за ознакомление с этим почти научным трудом! Желаю удачных снимков и удовлетворения своим творчеством.

В статье могут быть изменения и дополнения. При копировании ОБЯЗАТЕЛЬНО указание АКТИВНОЙ ссылки на первоисточник, Hyper Utility - установка, настройка и использование.... Помните, что есть авторское право, и все права защищены! Copyright © 2008, Радосвет.

hu, fuji, конвертер, конвертация, finepix, hyper-utility, fujifilm

Previous post Next post
Up