Весной 2015 года мы решили не менять традиций и, как обычно, прокатиться в многодневном режиме по льду озера Байкал.
Пройти весь Байкал не планировали - 6-7 дней - это все, что
мы могли себе позволить - были зажаты во времени. Зато маршрут составили интересным образом: с п. Хужир планировали добраться до мыса Арал, затем первую ночевку сделать в Байкало-Ленском заповеднике, если повезет - в зимовье, если нет - на земле. Оттуда ледовые поля нас провели бы через мыс Рытый в сторону метеостанции Солнечной и далее до Ушканьих островов в соответствии для второй ночевки. Дальше была свободная программа - посещение Чивыркуйского залива, и при возможности, полуострова Святой нос. Возвращение в МРС планировали по западной стороне Ольхона.
Но Байкал внес свои коррективы в наши планы.
Во-первых, мы не успели доехать до планируемого места нашей первой ночевки. Заранее обговаривалось - маршрут в этом случае мы меняем, так как дома ждали билеты на самолет. На этот случай был запасной план - поездка вокруг Ольхона и радиальные вылазки из поселка Хужир.
Второй поправкой Байкал наши планы скорректировал сам - он не встал. То есть не замерз. Это мы выяснили гораздо позднее. Но обо всем по порядку.
День первый, 15 февраля 2015 года
Добрались мы
от Иркутска до п. Сахюрта (МРС) на автомобиле третьего участника нашего велопохода. По дороге, решив зарегистрировать наш поход в МЧС (зная про неблагоприятную ледовую обстановку), позвонили к ним. Услышав наш маршрут, МЧС-ники запретили нам выходить на лед, отказались регистрировать нашу группу, сказав, что когда мы попадем в беду, чтоб даже им не звонили, мол, "Мы вас предупредили о плохой, просто ужасной ледовой обстановке". Даже не остановившись, мы продолжили путь до МРС.
Вот когда через полчаса нам позвонили уже сами МЧС-ники и еще раз сказали, что на лед выходить нельзя, что Байкал не встал, что это крайне опасно, мы съехали на обочину дороги и стали совещаться - ехать или возвращаться.
Решили все же ехать, но если увидим, что обстановка плоха, будем действовать по ситуации - или на берег уйдем или вообще вернемся. Смущало то, что Малое море замерзло давным-давно, а нам говорят - туда нельзя. Решили, что опыт езды по льду у нас уже многолетний - а это чего-нибудь, да стОит, поэтому поехали дальше, до МРС.
Оставив, как обычно, автотранспорт на стоянке нашей уважаемой турбазы в МРС (забронировать места можно на
Hotellook), там же вкусно пообедав, собрали велосипеды, поставили на них велорюкзаки, спустились на лед и начали наше ледовое путешествие.
Старт был в 15.10.
Лед на месте переправы МРС был просто безобразно толст - не менее 70 см. Поехали по автомобильным следам, по направлению к мысу Кобылья голова.
Несмотря на то, что трещины во льду (внутри него) достигали явно больше полуметра, свидетельствующие о его толщине, мы не верили своим глазам и ехали настороженно, стараясь держаться ближе к берегу. Свернули с дороги, по которым идут машины, вправо, так как она сильно забирала влево, и поехали напрямик к мысу. Заплутали в торосах. Потом, увидев невдалеке от нас машину, двинули к тому месту, где она прошла. И, подъезжая к той самой дороге, мы увидели трактор, представляете, ТРАКТОР!!! чистящий ледовую дорогу от снега. Вот в этом месте мы сразу осмелели и поехали, насвистывая, вперед и только вперед. Уж если многотонный ТРАКТОР…, то мы-то тем более!!!! То была официальная дорога, открытая МЧС как раз в то время, когда мы колесили по Байкалу, с вешками. Тяжелую технику мы сфотографировать не успели - опешили при его виде)).
Ехали мы по дороге без проблем, иногда встречались торосовые поля, дорога их обходила, иногда шла прямо по ним. На одном таком поле я упала - в самом начале пути. Иногда это были называемые нами «плюшки» - округлые льдины, замерзшие целыми полями. По ним ехать некомфортно пятой точке.
Через полтора часа езды мы остановились и перекусили чаем с вкусняшками. На этой фотографии - где-то впереди - Хужир. Ехали не торопясь, наслаждаясь Байкалом, ветром, льдом, солнцем, холодом, звуком шипов, режущих лед (как говорится, пошипели по Байкалу!).
Приехали в п. Хужир в 18.40. Остановились на турбазе, в которой мы всегда останавливаемся, а ее хозяйка, Надежда, помнит нас по именам, хотя и видит раз в году. Очень рекомендую
забронировать жилье заранее. Последние новости от нее были такие, что группа французов снимает фильм про Байкал, выйдет он не ранее чем в 2016 году. В последний день нашего путешествия мы видели, да, целую кавалькаду одинаковых, как на подбор, машин с наклейками дискавери на боку и кучу народу с камерами.
Таким образом, в этот день проехали расстояние в 42,5 км. Общее время в пути - 3.30 час. Фактическое время поездки на велосипеде - 3.12 час. Максимальная скорость - 25,2 час. Средняя - 13,2 км/час. Средняя низкая - из-за блуждания в торосах.
Ветра в лицо не было, в спину, правда, тоже, покрытие нормальное. Последние километров 15 мне было очень жарко и тяжело ехать. Как мы выяснили уже по приезду в Хужир, у меня зажало задний тормоз - от холода или от чего то еще. То есть я спокойно держала скорость по льду 18 км/час на зажатом тормозе.
В Хужире Дима мне совершенно отсоединил его, и все оставшиеся дни путешествия я ехала без него. А если нажимала передний, то и он тоже «вставал колом», и Дима мне его разжимал постоянно, зато я научилась останавливаться без применения тормозов. Поначалу это выглядело так - еду за кем-нибудь, а он раз, и затормозит. А я такая или врезаюсь или успеваю объехать, бурча при этом - "Ну я же просила резко не тормозить!"). Потом приноровилась не висеть на хвосте и заранее сбрасывать скорость.
День второй. 16 февраля 2015 года.
Старт 9.45.
В этот день мы планировали добраться до ночевки в заповеднике. Где есть зимовье, мы узнали еще несколько лет назад от местного охотника и получили от него приглашение останавливаться в нем. Если мы не доходим до зимовья, то ночуем на льду, а этого хотелось избежать - Байкал неспокоен, постоянно в движении, а спать, когда под ухом он постоянно ухает и ахает - сомнительное удовольствие. Плюс к тому же у нас был жесткий график по проходу до Ушканьих островов. Перед походом Дима мне давал обещание устраивать ночевки на льду в самом крайнем случае - мне всегда страшно там с моей богатой фантазией, да и сам он был на стадии выздоравления после сильного кашля - ночевки необходимы были теплые.
Поэтому решили пока идти в сторону поселка Онгурены, а там ориентироваться по ситуации.
За час мы преодолели 15,8 км. Дорога была не снежная. Так как в этом году Байкал встал поздно, снега на нем было крайне мало (не имею ввиду север). Поэтому, когда с дорогой нам стало не по пути, сошли с нее и двинулись по направлению от Хужира к противоположному берегу наискосок вправо. Постепенно ветер стал набирать силу, и дул нам именно в лицо. Какое-то время мы терпели ветер, потом стали одеваться постепенно - то курточку, то штаны, а в конце даже запасные рукавички.
Иногда мы катили по дороге, иногда по бездорожью. Порой - по рыбацким дорогам, порой - по снегу. Чем ближе к берегу, тем больше снега, тем тяжелее ехалось по колеям рыбацких дорог, а их чем дальше от Ольхона, тем меньше, старше и переметеннее.
На одной из дорог нашли рачка, крупного, причем оказалось, что это лишь его половина. Он будто сидел посреди дороги, и ехавший на машине человек такое не заметил бы, а на велосипеде мы сразу его углядели. Посмеялись).
Ветер сильно нас измотал в тот день, мы даже не стали обедать на таком ветру, иначе вконец бы замерзли, перекусили только сникерсом и я еще точила орешки, которые лежали в сумочке на руле - у нас это обычный способ подпитываться во время походов. Не очень удобно брать орешки толстыми перчатками, но вариантов зимой два - либо точить вкусняшки, либо не точить).
Добрались мы до берега и до некоего мыса, от которого до поселка Кочерикова оставалось километров 20, а вернуться в Онгурен - 10. Чистое время в седле составило 5 часов 30 мин., расстояние - 61 километр. Дорога возле мыса была хорошая, ледовая, вот только было неясно, какова она дальше. Если лед, то мы, может быть, успевали бы до зимовья. Если снег, то нам светило провести ночь на льду и слушать звуки остывающего грохочущего льда всю ночь. И этот вариант был более вероятен, чем первый.
Посовещавшись, решили первый вариант нашего плана откинуть и ночевать где-то тут, рядом, у рыбаков, например, чьи домики мы видели на берегу, или в поселке Онгурены.
Нам пришлось вернуться назад, и спросить у рыбаков про ночевку. На берегу, где не было ветра, поели готовых с утра бутербродов. Один из рыбаков, хоть и стояло на берегу штук 20 бревенчатых и брусовых зимух, предложил нам ночевку во времянке, именно такой, какие мы видели стоят на льду - на полозьях. Их отвозят на лед, топят потихоньку печку, чтобы не замерзнуть, ловят рыбку там в ней же. Тип этого домика - пересидеть несколько часов. Ночевать в ней холодно, печку не натопишься - только перестал подкладывать дрова, все, в ней холодно. Плюс там было сильно грязно и все в рыбе.
Поэтому решили попытать счастья в Онгуренах.
Как вам закат?
Для тех, кто когда-нибудь окажется там, не стесняйтесь, спросите у любого местного, где можно переночевать, и вам предложат шикарное место ночевки! у нас она была, я вам скажу, райская, с такой-то печкой!
Онгурены большой поселок, и сейчас там даже установили солнечные батареи, чтобы люди не сидели без света. Хотя, конечно, от былого величия районного поселка почти ничего не осталось.
В этот день проехали 71,3 км, средняя была - 10,9 км, максимальная - 18,8 км, время в пути на велосипеде - 6 ч. 32 мин. Финишировали в Онгуренах в 18 часов 10 мин.
День третий, 17 февраля 2015 года.
Старт в 10.05.
Как же все таки здорово ночевать зимой в тепле). И сборы неторопливые, и тепленьким выбираешься на лед).
На следующий день выдвинулись в сторону мыса Хобой, поехав просто напрямую от Онгурен.
Расстояние от Онгурен до льда Байкала составляет 3 км, часть из них - по замерзшей болотине.
От Онгурен проехали вправо по шикарной ледовой дороге, потом свернули налево и, передвигаясь то по рыбацким дорогам, то напрямую по снежному насту, двинулись на самую дальнюю и северную оконечность острова Ольхона - Хобой.
По замерзшей трещине.
Только отъехали - лед вздрогнул, и немного погодя дорогу пересекла свежая трещина. Воспользовавшись моментом, попили вкусной воды.
По пути встретили рыбку во льду)
Мы никуда не торопились - ночевка была запланирована в пос. Узуры.
Без встречного ветра доехали быстро. Интересно было наблюдать, как далекий мыс Хобой становится все ближе, а знаменитый профиль все четче.
Первый перекус был прямо возле мыса. Сели, отвернувшись от солнца - уж сильно оно сегодня пекло.
Возле мыса было несколько групп с экскурсиями, нерусскоговорящие люди бродили только вблизи скал, фотографировались, нам махали, а одна девчушка-кореянка смешно прыгала, широко расставив ноги в воздухе, на фоне нас, мимо проезжающих.
Оставив велосипеды, подошли к самой скале Хобой и нашли там грот.
Сколько раз ездили мимо, а ни разу не видели его там. Дело в том, что острый мыс Хобой далеко вдается в Байкал. Байкал дышит, двигается, поэтому возле мыса всегда наломано льда огромными глыбами гораздо выше роста человека столько, что оконечность мыса за ними не видна. Но так как этой весной (2015 года) Байкал вставал тяжело в связи с аномально теплой зимой, то на Хобое лед встал очень поздно, буквально перед нашим приездом за несколько дней. Лед еще не успел нарости, его толщина составила всего сантиметров 15 (на фото ниже видно), и глыбы еще не успели наломаться и наползти на мыс.
Кстати, лед на мысе Хобой постоянно трещит и грохочет, появляются прямо на глазах трещины с живой водой, и даже большой ширины. Поэтому машины с экскурсионными группами высаживают пассажиров не доезжая до мыса.
Грот оказался достаточно длинным, а ледяные украшения делали его сказочно похожим на волшебный мир Снежной королевы.
Такая красота висит над головой)
Сфотографировали саму скалу, там, где находится знаменитый профиль женщины.
Вблизи - скала как скала, узкая полоса мрамора торчит перпендикулярно острову. Но до чего же издали смотрится эффектно, причем с обоих сторон профиль просто идентичен!
Продолжение
следует.
Дружить журналами
жми)