Иркутск - Хойто-Гол - Долина Вулканов - Чойган - пик Топографов - Иркутск, 2014 г.

Oct 15, 2014 23:52

Наше путешествие в Долину вулканов витало в воздухе изначально, с тех пор, как я туда не дошла, в 2009 году (http://radost-s.livejournal.com/3300.html). Дима там после побывал еще раз, с товарищем, при этом они умудрились за один день с Долины вулканов добежать до пика Топографов через Чойган, успев там посетить источники. Может, когда-нибудь он напишет про это рассказ, а пока я опишу наш поход по одним из многих красивейших мест Саян.

3 августа 2014 года. Отъезд.
День первый

Попутчиков для заброски нашли на сайте ангара.нет, всего нас собралось 8 человек - мы с Димой, Андрей с Александрой, Никита и Евгений с двумя девушками - Аней и Асей. Выезд назначили на 3 августа. На двух легковых машинах мы должны были добраться до п. Орлик.
Старт. Загрузились возле рощи Звездочка в 7 утра и выдвинулись в путь. На перевале меня ужасно укачало, чего не было уже давно - видимо, дело было в машине - она непрерывно качалась). Съехали вниз, уф, сразу стало легче, поехали по Тункинской долине, по прямой. Далее сошли на грунтовую дорогу, и… здравствуй пыль.

Найдя в Орлике некую Людмилу, которая должна была нас посадить на машину, выяснили, что изначальная договоренность вдруг уже не в силе и стоимость проезда внезапно выросла. То есть сразу было договорено, что стоимость машины (38 тыс. руб.) будет делиться между нашей группой и группой из Улан-Уде, состоящей из 11 человек. Нехитрый расчет показывал, что стоимость была по тысяче с человека в одну сторону, а так как группа из У-У (как мы потом решили, мифическая группа) не приехала, делить придется между нами и еще там кем-то и стоимость ненароком выросла до полутора тысяч с носа. Кстати, позже мы выяснили, что на самом деле машина до Чойгана туда обратно стоит 28 тыс. руб., так что все эти разговоры про огромное количество человек на одну машину и низкую стоимость были лишь «заманухой».
Выбора у нас не было, чем, по видимому, и мотивировалась эта Людмила, поэтому сошлись на том, что машина завтра нас забирает в 9 утра с лагерей-стоянок на берегу Оки. Сама Людмила также с нами поехала на машине, правда, в кабине, с комфортом, видимо, тоже поправляла здоровье на источниках. Машину периодически останавливали, что-то там подкручивали, и несколько раз разламывалась деревянная самодельная конструкция, на которую крепился так называемый сползающий тент, и местные прибивали обратно топорами поперечины и стояки, из которых из-за тряски вылазили и торчали 12-см гвозди. Скорей всего нас везли на какой то дрово-сено-возке, не предназначенной для перевозки людей. Плохо то, что эти перевозки до поры до времени, пока не случится беда - либо машина перевернется и поубивает всех либо просто голову кто-нибудь не убережет - при таких то открытых бортах. Лавочку эту прикроют когда нибудь, но когда уже поздно будет скорей всего.
Также с нами ехала местная молодежь. Платить они не платили, насколько мы видели, на обратном пути картина была идентична. Сложилось ощущение, что они проехали за наш счет, при этом заняли лучшие непыльные места в грузовике. Всю дорогу они играли в какие-то игры, сидя на наших рюкзаках. Делали они это смешно, азартно, девчонки визжали, так что с машины, идущей за нами, спрашивали, все ли у нас в порядке. Вообще было ощущение, что мы сидим в кинотеатре, только сильно пыльном, и не хватает попкорна.

Разбив на берегу Оки лагерь, отдыхали, знакомились. Вообще я первый раз ехала с незнакомыми людьми и думала, что мы так и останемся только попутчиками на машинах - до Хойто-Гола и обратно с Чойгана домой, ведь мы были все разные, по опыту, возрасту и по силе, да и мы с Димой сильно скучаем друг по другу - из-за его командировок, и нам просто хотелось быть вдвоем среди красоты нашей любимой планеты. Как показали дальнейшие события, все было иначе.
Рядом собирали лагерь водники, в этот же вечер они ушли на своих катамаранах.
Посидели мы весело, некоторые личности даже пели песни, когда большинство спало в своих уютных палатках).

4 августа 2014 года. Нас ждет Хойто-Гол.
День второй
Наутро машина, конечно, опоздала на полчаса. Вообще насколько мы могли видеть, в Бурятии жизнь течет неспешно, размеренно, никто никуда не торопится, все спокойны, ровны.
Погрузились, поехали. Езда на Урале, конечно, заслуживает отдельного рассказа. Надо сидя на железной лавке удерживаться на ухабах и валунах, по которым едет машина, при этом за борта своими незаменимыми пальцами держаться нельзя - мы видели снесенные бортами стволы кедров. Также нужно уворачиваться от веток, норовящих треснуть тебя по голове или забрать себе твой глаз или даже оба. Тем не менее испытываешь неподдельную гордость за нашу военную технику-такие вездеходы пройдут везде. Причем сам сидишь в машине в кузове, мало что видно, да и не особо головой повертишь, что впереди не знаешь - трясет тебя просто и кидает, ну и ладно. А когда видишь, как проходит те же ухабы, грязевые ямы и валуны и пни идущая следом машина-близнец нашей, по телу бегут мурашки - она проходит играючи все препятствия, переваливаясь где то даже важно и красиво. Мне тем более это близко к сердцу - все это мы проезжали на велосипедах, там дорога просто жуть.

Перед нашим приездом давно не было дождей, в этой связи дорога была относительно легкой, а вокруг болота, в котором Уралы тащили друг дружку лебедками на наших глазах в прошлый раз, вообще проложили другую дорогу. Сушь тоже сделала свое дело-грязевую падь прошли легко и просто.
Приехали в Хойто-Гол после обеда. Домики, которые в предыдущие разы были пустые, все заняты только бурятами, мест именно для нас не было вообще за исключением прибывшей с нами молодежи. Мы прошли к самому последнему домику - возле тропы, берущую начало в Долину вулканов и там поставили палатки. Он (домик) был разобран наполовину, видимо, для починки стоящих ниже домиков, печка просто разбита чем то вроде кувалды. В том году Дима ночевал там, все было в порядке.
С нашей подачи с собой еще в Иркутске все взяли шашлыки - наша с Димой давняя традиция начинать поход с вкуснейшего жареного мяса на палочках. Шашлыки оказались как всегда кстати, мы их пожарили, хорошо посидели/полежали возле стола и за разговорами отдохнули с дороги.

5 августа 2014 года.
Долина вулканов

Наутро припрятав часть вещей и бОльшую часть продуктов, выдвинулись в Долину вулканов все вместе. Я шла вообще без рюкзака.
Преодолев крутой подъем от нашего лагеря, выбрались на равнинное место.
Дальше снова крутой подъем, на котором самые слабые отстали. Также мы обогнали какую-то группу, думаю из тех нехороших людей, кто приехал на джипах в Хойто-Гол. Вдоль тропы растут фиолетовые, желтые, синие, розовые и белые цветы, разных размеров и все как один-красивые, глаз не оторвать. Кедры постепенно становятся ниже и в итоге совсем исчезают.

Наконец показался перевал. Тут было два варианта пройти - через сам перевал, где, конечно, идти более круто вверх либо обходя его справа, через озера. Там тропа идет более полого, но и вида самой долины вулканов, который открывается при переходе через сам перевал в первом варианте, не открывается. Пока ждали, лежали-смотрели в небо и слушали тишину. Кстати, некоторые попутчики слушали плеер, при этом музыка играла настолько громко в наушниках, что было слышно рядом идущим, что очень сильно раздражало. По наличию плеера сразу видно новичков в походе - те, кто ходит постоянно - слушает звуки природы, этого хватает для разгрузки эмоциональной и физической и это же питает энергией. А иначе зачем ходить в горы - музыку можно и дома послушать, а «затычки» в ушах мешают единению с природой и ее красотой.

Подождав всех кроме самых в тот день тихоходных, Дима объяснил чего ждать или не ждать при каждом из вариантов перехода в долину вулканов. Единодушно решили идти через сам перевал, так как стимул - тяжело идти, зато наверху будет красиво, подействовал безотказно. Отдохнули и пошли наверх, тем более ледяной ветер моментально высушивал пот на теле и заставлял ежиться от холода.

Дойдя до точки перевала, увидели ледники, и не смогли удержаться по ним походить. Пока все фотографировались, мы с Димой налепили снежных шариков полные ладони и, не скрываясь, подошли к товарищам. Они просто не ожидали от нас такого и ничего не поняли, пока в них не прилетели наши снежки. Тут уже развернулись целая баталия, больше всех был доволен Арчи-любит он за ними прыгать и кушать их. Пробовала позвонить домой - дочке исполнилось 18 лет, но связи не было.

Вид с перевала на самом деле открылся чудесный. На фото внизу в середине виден вулкан Перетолчина (далее - вулкан П.), второй вулкан - Кропоткина (далее - вулкан К.), который с данной точки не видно. Долина без деревьев практически, но именно ближе к вулкану П. их нет, хотя на краю кратера как раз они сумели зацепиться и именно там Дима планировал ночевку. У посетивших долину вулканов туристов еще в Хойто-Голе Дима узнал, что на дне вулкана в этом году воды нет - сушь стоит, и поблизости от вулкана тоже нет. То есть запланированную ночевку на самом вулкане П. пришлось отменять, лагерь мы разбили на водопаде, в получасе быстрой ходьбы до вулкана П.
При спуске в саму долину открывались красивые озера, реки, буйное цветение подснежников и жарков - в горы весна пришла… Одна река была наполовину белая, очень интересно и необычно.

Настало время перекуса, покушали кто чем пожелал и двинулись дальше. На пути была река, которую пришлось брать вброд - тропа шла именно так, а не иначе. Здорово помогли тапочки резиновые - по скользким и холодным камням в них все же легче передвигаться. Вода была на удивление не ледяной. А вот Арчи пострадал - выпрыгивая из реки на берег, он напоролся на обломанный конец ветки и распорол грудь, порез был сантиметров 6, глубокий. К тому же он перед тем здорово порезал кожу между пальчиками мхом, который оказывается был острым как бритва из-за суши. Мы слишком поздно это поняли. Я увидела, что собака не может идти, взяла его на руки, а лапки были в крови. Пришлось нести его на руках, пока был этот ужасный мох.

Поставив лагерь, мы поспешили на вулкан П. и могилу П.
Краткая справка: Вулкан Перетолчина - молодой потухший вулкан в пади Хи-Гол на территории Бурятии, расположен в 3 км от вулкана Кропоткина. Основание вулкана лежит на уровне 1970 м, высота вершины - 2050 м, диаметр кратера - 140 м, глубина - 30 м, на дне расположено небольшое холодное озеро диаметром около 10 м. Вершина вулкана, а также внешний и внутренние склоны поросли кустарником, встречается редколесье из елей и лиственниц. Вулкан назван в честь известного иркутского учёного и исследователя Сергея Павловича Перетолчина, погибшего в этих местах при загадочных обстоятельствах.
Добравшись до вулкана П. (заход на него справа), увидели его кратер, лавовые реки и вулкан К. сверху. Интересное зрелище кратера, конечно, я, например, не знала или просто забыла со школьного курса, что он пустой, меня это просто поразило. На лавовых реках практически ничего не растет, так, трава немножко, а вот край кратера вулкана П. широк, и на нем много деревьев (тут Дима и планировал ночевку). Спустились на дно кратера, там относительно не глубоко. Запечатлели этот момент на аппарат и еще нашли под камнями немного воды. Арчи так и носили на руках, благо вся ноша осталась в базовом лагере. Потом сходили на могилу П., с трудом нашли ее, и то благодаря тому, что Дима ее раньше находил - пришлось идти напрямую по лавовому полю. Судя по табличке на его могиле ровно 100 лет назад в июле Перетолчин С.П. погиб. Версий о его гибели при загадочных обстоятельствах в интернете множество, останавливаться на данном моменте смысла не вижу.

Темнело, мы быстрым шагом выдвинулись в лагерь. Быстро сготовили, поели каждый при своей палатке, ни смеха ни шуток не было - все устали. Мы с Димой все же сходили ополоснуться на озеро, которое находится среди лавы. После нас еще пришли девченки Ася и Аня и Женя. Вода в нем относительно прохладная, тем не менее хоть зубами и постучали, но пот и пыль все же смыли с себя. Пришли и сразу уснули. Лагерь мы разбили на красивом водопаде, который шумел всю ночь и убаюкивал. Спалось сладко и крепко. Я как уснула, проснулась только утром, а Дима не очень хорошо спал - подмерз - он взял себе летний спальник, и тот его не спасал от высокогорных низких ночных температур.

6 августа 2014 года.
Вулкан Кропоткина и возвращение в Хойто-Гол

В этот день мы планировали посетить вулкан Кропоткина и сброситься обратно в Хойто-Гол.
Краткая справка: Вулка́н Кропо́ткина - самый крупный молодой потухший вулкан в долине реки Хи-Гол (Долина вулканов) в Восточном Саяне, на территории Окинского района Бурятии. Расположен на юго-западном конце долины в 3 км от вулкана Перетолчина. Состоит из осыпей базальтового шлака. Диаметр кратера - 200 м, высота над лавовым полем - около 120 м. Назван в честь известного географа и революционера П. А. Кропоткина.
Наутро, позавтракав (куда ж без еды) выдвинулись на вулкан. Было жутко холодно, тем не менее оставили всю одежду в лагере, кроме легкой на нас, и, втроем - мы и Никита - побежали. Арчи оставили в закрытой палатке - зализывать лапы и раны. Таким ходом добежали до вулкана П. Там солнышко уже своими лучами согревало воздух и землю, и мы пошли пешком. То находя тропу, то ее теряя, мы медленно, но верно дошли до вулкана К. Как оказалось позже, тропу наверх мы пропустили, поэтому побродив внизу, полезли напролом по лавовым камням вверх. Идти по ним оказалось жутко неприятно - совершенно не держится нога, палочка тоже просто скользит внутри камней и не останавливается - сцепления крайне мало. Залезли наверх вулкана и были удивлены размером кратера - гораздо больше кратера вулкана П. Вниз не полезли - обратно непонятно как выбираться бы пришлось, да и глубоко. Встав на край вулкана видишь как шли лавовые потоки, и то, что на них до сих пор, несмотря на такой промежуток времени, ничего не растет.
Я здОрово разодрала кожу щиколоток - обычно в пеших походах забрасываю себе в носки и кроссовки траву и мелкие камушки, а тут лавовую крошку. Приходилось несколько раз вытряхивать ее, тем не менее по возвращению в лагерь увидела свои щиколотки будто в красной сыпи. Эти ранки прошли не раньше чем через три недели после похода - так сильно, оказалось, лава уничтожает кожный покров. Все таки эта лава - совершено мертвая субстанция, и не зря на ней ничего не растет. Интересен вот такой вопрос - не фонит ли там, в Долине вулканов? Может, кто делал замеры или читал что-то?

Насмотревшись вокруг, двинулись по той тропе, которую мы и пропустили внизу. С земли начинается она напротив вулкана К, в кустах, рядом с ними стоит тур, из за невзрачности которого мы прошли мимо него. Сверху тропа тоже берет свое начало напротив вулкана К.
Спустились и встали на тропу, которая забирает вправо. Таким образом мы вернулись другим путем, минуя вулкан К. и быстрее добрались до лагеря. Собрав его, выдвинулись обратно, в Хойто-Гол. На этот раз наше решение возвращаться было иным путем - через озера.
Как оказалось, этот путь был через настоящий озерный край - воды было много - и в озерах и в ручьях и болотах. Дойдя до болот, не стали искать обход, а просто шли напрямую, и просто порой надевали резиновые тапочки-выручалочки чтобы не мочить кроссовки. Я провалилась один раз по колено, очень хотелось просто вытащить ногу, но тапочек было жаль. У него (тапочка) тоже был выбор - порваться и умереть в болоте или уцелеть и продолжать поход с нами. Пока я изо всех сил тянула ногу с ним наверх, он сильно стонал и кряхтел, но в итоге все выдержал). Арчи иногда переносили на руках, но в целом он сам прошел дорогу - раны заживали прямо на глазах - недаром присутствет пословица- «заживет все как на собаке».
Очень красивое место - озерный край, с удовольствием туда вернусь еще.

Мы с Димой, конечно, ушли вперед всех. Позади порой видели Андрея с Александрой, за ними остальных. Но потом оторвались и от них и пришли первыми в Хойто-Гол. Наше место было незанято, поэтому там снова поставили лагерь. После нас пришли Андрей с Сашей, последними - Аня с Настей и Никита с Женей. Смешно было нам с Димой, что каждый, спустившись в лагерь, сразу возмущался насчет того, что спускаться горааааздо тяжелее, чем идти вверх. При этом мы сами с Димой пока шли вниз по тому же самому длиннющему спуску, ведущему прямо к нашей стоянке, бухтели, что мышцам ног настолько непривычно ходить по крутому спуску вниз, что именно спускаться оказывается тяжелей всего. Опоздавшие сказали, что много отдыхали и фотографировались и даже купались в одном из озер.
А мы к тому времени, когда все пришли, уже искупались с Димой под желобом, под которым можно и нужно как раз мыться, прежде чем в источники залазить. Мыльная вода из под желоба уже в иные источники не попадает, а идет сразу в речку. Еще мы насиделись в источнике, самом горячем, как раз который перед желобом, хорошо наелись, наотдыхались и сходили погуляли.
Я видела зайца, огромного, который при виде нас сиганул в кусты так, что Дима даже и не успел разглядеть его.
Видели таблички-поделки, и даже нашли ту, с лошадкой, которую повесили перед нашим приходом в Хойто-Гол группа боксеров в 2009 году. Печальное зрелище представляли груда деревянных мечей, сабель и иных копий холодного оружия, валяющиеся просто на пне. Новых поделок видели парочку, не больше. Вообще какая то печаль поселилась в Хойто-Голе, грусть и тоска. Раньше я ее там не чувствовала.

7 августа 2014 года.
Чойган

Наутро наша группа разделилась. Нас с Димой ждал Чойган, до него мы планировали дойти в один день пешком. Остальные пожелали ночевать на озерах, которые находятся на полпути между Хойто-Голом и Чойганом, порыбачить и попробовать черного хариуса.
Наутро только мы с Димой собрались, начал моросить дождик. Пока спустились вниз до реки Сенца, сверху уже лило. Надев дождевики, решили все равно идти.
Двинулись. Внизу группа грузилась в грузовик. Узнав, что они едут в Чойган и нас могут взять за 500 руб. с человека, решили ехать вместе с ними - сильный дождь не располагал к пешему пути.
Познакомились с группой - оказалось, она с Саратова. Ведущий, Владимир Геннадьевич (далее - В.Г.), прошел маршрут, которым ведет сейчас следующую группу, 40 лет назад со своими друзьями. И теперь ведет молодежь. Возраст разный был - и девушки лет 23 и парни лет 30 и двое постарше - сам В.Г. и его друг из Москвы. Группа оказалась интересная - дальше мы с ними в Чойгане не раз пообщались.

Продолжение тут: http://radost-s.livejournal.com/12031.html
P.S. Фотографии, размещенные в моем отчете, были сделаны не только мной, но и остальными участниками нашей группы.
P.S.2. Полное или частичное копирование любой статьи автора возможно только с его личного согласия!