Сплав на байдарке по Черемшану

Jul 23, 2020 14:34

Описание пятидневного сплава по реке Черемшан, протекающей на границе Татарстана, Самарской и Ульяновской областей.

Маршрут сплава по реке Черемшан:
- старт от моста у деревни Караульная гора
- финиш у моста у деревни Курлан
- протяженность 146 км
- длительность 5 дней
- дневные расстояния: 24 км, 34 км, 25 км, 39 км, 25 км

Скачать маршрут:
Черемшан.kml
Черемшан.gpx

Первый день: завалы и перетаскивание

Выехали из Тольятти в 3.40 утра (ночи). В "Ларгус" влезли и мы, и байдарка, и два больших гермомешка, и много маленьких пакетиков, а я легла спать за заднем сиденье.
В 6:30 утра мы уже выгружались на берег реки Большой Черемшан в деревне Караульная гора. Солнце вставало за деревьями в дымке, над рекой стелился пар, иллюстрируя любимую песню моего папы Smoke on the water.
Стартовали в районе восьми, река была широкая и спокойная. Ничто не предвещало беды.

Хотя нет, предвещало, но мы на этот знак сначала не обратили внимания. Наш друг и товарищ Данила сказал, что верховья этой реки "интересные". Это должно было насторожить. Если Данила говорит, что там вот дорога интересная - это значит, то дороги нет, или затоплена, или придется лезть скалам... А если там дорога есть, она "неинтересная".
За первый день сплава мы встретили четыре полных и пять лёгких завалов русла, а также два наглухо перекрывших реку моста.
Если в узкую реку падают огромные деревья, они полностью перекрывают русло, глухую плотину довершают принесенные течением коряги, пройти такое на байдарке невозможно.

Если завал "лёгкий", скажем, всего 3-4 бревна, то я ложилась на нос байдарки и руками либо подтапливала коряги, чтобы поверх них шаркнуть дном байдарки и проскользнуть, либо вставала на дно (глубина там везде одинаковая, мне примерно до подмышек) и растаскивала бревна по сторонам. Течение в таких местах бешеное из-за сужения русла и сносило меня только так.

А вот на "полных" завалах приходилось выгружать из байдарки все вещи и переносить на руках по берегу. Шесть раз с учётом забитых брёвнами мостов. Да, это, несомненно, "интересная" река.

Мечты "проплыть немного и встать в обед доспать утренние сны" остались местами. После очередного ныряния и растаскивания бревен я уже и спать не хотела.

Красота этой реки бесспорна.
Почти незаселенные берега, дикая природа. Заросли по берегам.
Липовые и пихтовые рощи.
Поляны цветущих кувшинок и кубышке.
Серые цапли, орлы-белохвосты.
И, кажется, даже зимородка видели. Словно маленький изумрудный комочек нырнул за рыбешкой и упорхнул в цветущие заросли.

Поляну для ночёвки искали долго, высокие земляные обрывистые берега - по такими налегке-то залезешь, только цепляясь за траву, а ещё вещи, палатка, байдарка. Не на воде же ее на ночь оставлять, привязав к пучку травы.

Но солнце уже садилось, нашли более-менее пологий склон, затащили вещи, поставили палатку.
Вокруг тишина. Уснули как выключились.
Прошли 24 км.

День второй: тишь да гладь да комарятник

День начался в 6:30, когда солнце выглянуло на нашу палатку из-за куста. Спать дальше стало совершенно невозможно.
Ночью было +12, утром +25, роса выпала с таким энтузиазмом, что пришлось сушить внешний тент палатки как после ливня.
Позавтракали, попили кофе со сливками и отчалили. Сразу же встретился небольшой завал, но я легла на нос байдарки и раздвинула бревна руками. Выгляжу я при этом как фигура женщины, украшающей нос древнего корабля.

Вскоре Черемшан стал шире, завалов больше не было. Весь день дул сильный попутный ветер. По прогнозу гроза должна была дойти до нас ночью, а пока вихри приближающегося циклона толкали нас в спину.

Черемшан на протяжении нескольких километров является границей Самарской области и Татарстана. Когда мы решили пополнить запасы воды и купить что-нибудь к чаю, причалили к татарскому берегу. В магазине оказался типичный деревенский ассортимент: пиво, водка, сигареты и, внезапно, пирог с клубникой и киви. Вкусный.

Поплыли дальше. Деревни закончились, начался лес. Очень красиво. То утки взлетают и крякают. То цапли неторопливо взмывают из зарослей. Вот только уже вечерело, а подходящих полянок для ночлега все не было.

Крутые берега, скользкий суглинок, крапива, кусты.
Смеркалось и от безысходности разместились наконец на одной из таких не очень удобных полян. Дикий комарятник за час разогнали дымом. 80% ретировались, остальные продолжали атаковать, но уже можно было поесть без танцев.
Прогноз начинал сбываться - где-то вдалеке грохотал гром. Все вещи спрятали в гермомешки. Залегли в палатку. Ждём.
Прошли 34 км

День третий: быстрое течение и первый песчаный пляж

Ночью дождик прошел за пять минут. С утра комары снова озверели, опять пришлось изгонять дымом.
Феноменальный маршрут мы выбрали: в верховьях Черемшана черноземные и суглинистые почвы. По-русски говоря: берега высокие, обрывистые, земляные, берег резко уходит в глубину, выйти из байдарки можно только уйдя по колено в ил. А если минуту постоять неподвижно, то даже пиявки могут присосаться. Я одну сняла с ноги. Маленькая, пару сантиметров всего. А кровь потом 10 минут сочилась. Пиявки впрыскивают вещество от сворачиваемости крови, чтобы пить подольше.

Так что первые два дня сплава не изобиловали купаниями. В воде я оказывалась только когда раздвигала коряги и пропихивала байдарку через завалы. Это не очень напоминает пляжные отдых. Все ноги и руки в синяках и ссадинах.
И вот на третий день, за 10 километров до деревни Новочеремшанск, встретился первый песчаный пляж. Не из глины. Не из грязи. Без крапивы. Без комаров.
Андрей так расчувствовался, что бросил весло и сказал, что ночевать будем тут.

Во-первых, сказала я, сейчас только 16:00, мы плывём всего 6 часов.
Во-вторых, сказала я, хотелось бы пройти 35, а не 25 км за день.
В-третьих, почему бы сегодня не пройти перекаты, и не встать за Новочеремшанском, завершив этот героический день там.

Андрей не хотел героизма. Он хотел сварить похлёбку из говядины, фасоли и картошки, испить пять кружек чая с татарским чак-чаком и чтобы я угомонились.

В знак протеста я не стала ставить палатку, а взяла свой нож Mora и пошла вырезать заросли ивы.

Песчаный пляж был совсем малюсенькой намытой течением треугольной косой. В центре, на плоской площадке, стоял древний столик и две скамеечки, но заросли ивы пошли в наступление и окружили стол. Пришлось час повозиться, под корень вырезая захватчиков. И заодно отмыть старый стол черемашской водой. Организовать обеденную зону.

Похлёбка удалась, капитан-кок выдал мне две порции.

В ивовых зарослях порхают птички.
На другой берег спустился лось попить воды, а потом как ломанется в лес.
В реке грохочет рыба.
Небо чистое, вроде должно обойтись без дождя ночью.
Сегодня прошли 25 км.

День четвертый: безумные рыбаки и слияние двух рек

Утро началось внезапно, когда к отмели, где стояла наша палатка, на надувной лодке приплыли два рыбака (мужского и женского пола). Почему из сотни километров реки нужно в пять утра ловить рыбу именно у чужой палатки и при этом болтать, не затыкаясь, - остаётся загадкой. Видимо, нам посчастливилось встретить особей вида "ночь-время-сверлить-стены" в природной среде обитания. Выслушав все, что я о них думаю, рыбаки с возмущенными визгами уплыли.
Таким образом день начался на позитивной ноте, песчаная отмель осталась за нами, враг бежал.

Вторая отличная вещь, случившаяся прямо на старте - пороги. Это когда вода бурлит, сильное течение огибает камни или мель, байдарка прыгает на волнах и водоворотах.
Пороги Черемшана самые простые, первой категории, как я прочитала. Сначала мне было страшновато, но потом поняла "как это работает", куда грести - и понравилось. Меня облило водой с ног до головы, нос байдарки несколько раз подныривал под волны. В общем, здорово, интересно, но дело мокрое.
Затем был Новочеремшанск - деревня утонувших мостов.
Если верить карте, в деревне Новочеремшанск два моста через реку. Мы насчитали останки четырех прогнивших и обвалившихся мостов. Первые ещё деревянные, старые, а последний был бетонный, с автомобильной дорогой и железнодорожной веткой. В память об этом в деревне даже осталась улица Железнодорожная. Что у них пошло не так - не знаю. Но сейчас деревня тупиковая. Мост развалился и опоры упали в реку.

Следующая деревня - Старый Сантимир - где мы высадились пополнить запасы воды. Я отправила Андрея за водой. А он принес трехлитровую банку яблочного компота и две банки варенья. Подарили в деревне. Вот теперь сам пусть их и ест.
Ландшафт менялся.
Исчезли кувшинки и белые вьюнки.
Перекатов больше не было, дно сильно обмелело, стало совершенно песчаное. Упашие в реку деревья теперь не формировали непроходимые плотины, они лежали одним концом на дне, вторым чуть выглядывая из воды. Приходилось все время высматривать их и лавировать.

Планировали дойти до слияния рек Большой и Малый Черемшан и там где-то встать на ночь. Но рядом оказался мост и трасса, решили пройти немного дальше.
Потом была деревня. Мы никогда не встаём рядом с человеческими поселениями. Там люди.

Потом "отмели какие-то влажные".
Короче, так гребли и гребли, пугая серых цапель...

У меня были отмечены (прозапас) точки ночёвок из двух чужих отчетов о сплавах по Черемшану. На всякий случай. Я очень дотошно строю маршруты.
Вот мы и решили догрести до ближайшей такой точки и уже просто встать там. Даже если отмель будет неидеальной.
Дошли до точки - отмель как отмель. На горизонте начал грохотать гром, закапало и над нами. Потом грозу унесло мимо, появилась радуга.
Прошли 39 км.

День пятый и последний: широкая река

Ночь была прекрасна: безмолвие реки, полное одиночество, только птицы кричали. Утром не хотелось уходить с этой отмели из белого песка, поросшей лопухами, настолько красиво и тихо там было.

И снова в последний день сплава - ветер в лицо. Это уже становится традицией. Река Черемшан после слияния стала широкой, течение ушло на дно и еле-еле тянуло байдарку. Приходилось активно грести.
Зато с местами для отдыха проблем уже не было - почти каждый изгиб реки - песчаная отмель.

На первой отмели просто отдохнули пять минут. На второй искупались. На третьей сварили кофе. На четвертой пообедали.

Так, против ветра, и догребли к четырем часам обеда до финишной точки в окрестностях Димитровграда.

Для себя сделала вывод: от впадения речушки Тия и ниже сплавляться по Черемшану нет смысла. Река широкая, течение слабое, появляются места со стоячей водой с ароматом болота, а близость к городу превращает берег в череду автомобильных пикниковых полян с неизбежным мусором. Вся прелесть реки - верховьях и среднем течение.

Прошли за день 25 км.
Всего за пять дней пройдено 146 км.

____________

Места для отдыха и ночевок:

54.556004, 50.509688 - ночь 1, неудобный высокий берег, но сама поляна хорошая
54.46208, 50.289856 - ночь 2, комаров изгнали дымом, неудобный высокий берег
54.442145, 50.245619 - хорошая поляна со столиком
54.4253, 50.211233 - хорошая поляна для палатки
54.396215, 50.198864 - ночь 3, столик и место под палатку
54.31599,  49.934503 - ночь 4, пляжи с лопухами

Места отдыха и ночевок из отчетов других команд:

54.458611, 50.248889
54.316117, 49.934567
54.286217, 49.851450
54.268033, 49.763833

Черемшан, байдарка, Таймень, водный туризм, сплав